Анализ сцены дачи взятки в комедии Гоголя «Ревизор» (действие IV, явления III―IV). Образовательный портал Сообщение темы урока

«Ревизор» - комедия, с которой знаком каждый школьник, а также взрослый человек. По словам Гоголя, он хотел собрать в этом произведении в кучу «всё дурное», которое происходило в России в то время. Автор хотел показать, какая несправедливость царит в тех местах, в которых справедливость требуется больше всего. Поможет полностью понять тему комедии характеристика героев. «Ревизор» - комедия, которая показала истинное лицо чиновничества в начале 19 века.

Главная мысль «Ревизора». Что хотел показать автор?

Главную мысль и идею произведения поможет понять именно характеристика героев. «Ревизор» отражает чиновничество того времени и каждый герой произведения помогает понять читателю, что хотел сказать автор этой комедией.

Нужно сказать, что каждое действие, происходящее в комедии, отражает всю административно-бюрократическую систему Образ чиновников в комедии «Ревизор» чётко показывает читателям 21 века истинное лицо чиновничества того времени. Гоголь хотел показать то, что всегда тщательно скрывали от общества.

История создания «Ревизора»

Известно, что над пьесой Гоголь начал работать в 1835 году. Существует несколько версий о том, что же послужило причиной для написания «Ревизора». Однако, стоит отметить, традиционной считается версия о том, что сюжет будущей комедии был подсказан автору Александром Сергеевичем Пушкиным. Этому есть подтверждение, которое нашлось в воспоминаниях Владимира Соллогуба. Он писал, что Пушкин познакомился с Гоголем, после чего рассказал ему о случае, который произошёл в городе Устюжна: какой-то проезжий, никому не известный господин обобрал всех жителей, выдав себя за чиновника министерства.

Участие Пушкина в создании комедии

Существует ещё одна версия, также основанная на словах Соллогуба, в которой предполагается, что самого Пушкина когда-то приняли за чиновника, когда он был в Нижнем Новгороде для того, чтобы собрать материалы о Пугачёвском бунте.

Во время написания пьесы Гоголь общался с Пушкиным и сообщал ему о том, как проходит работа над «Ревизором». Стоит отметить, автор несколько раз порывался бросить работу над комедией, и именно Александр Сергеевич настоял на том, чтобы Гоголь закончил произведение.

Образ чиновников в комедии «Ревизор» отражает чиновничество того времени. Стоит сказать, что история, положенная в основу произведения, раскрывает всю суть административно-бюрократической системы России начала 19 века.

Образ главных героев в комедии «Ревизор». Таблица чиновников

Для того чтобы понять главную мысль и тему произведения, необходимо разобраться с образами главных героев в комедии. Все они отображают чиновничество того времени и показывают читателю, какая несправедливость царила там, где справедливость должны была быть прежде всего.

Главные герои комедии «Ревизор». Таблица чиновников. Краткая характеристика.

Имя чиновника Краткая характеристика чиновника

Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

Начальник уездного города. Этот человек всегда берёт взятки и не считает, что это неправильно. Городничий уверен, что «взятки берут все, и чем выше чин, тем больше взятка». Антон Антонович не боится ревизора, однако его настораживает, что он не знает, кто будет осуществлять проверку в его городе. Нужно отметить, городничий - уверенный в себе, наглый и нечестный человек. Для него нет таких понятий, как «справедливость» и «честность». Он уверен, взятки - это не преступление.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

Судья. Он считает себя довольно-таки умным человеком, потому как за свою жизнь прочитал около пяти или шести книг. Стоит отметить, все уголовные дела, которые он вёл, находятся не в самом лучшем состоянии: порой даже он сам не может разобраться и понять, где же правда, а где нет.

Артемий Филиппович Земляника

Артемий является попечителем богоугодных заведений. Нужно сказать, что в больницах царит только грязь, а также ужасный беспорядок. Больные ходят в грязной одежде, из-за чего кажется, что они только что были на работе в кузнице, а повара готовят в грязных колпаках. Плюс ко всем негативным сторонам необходимо добавить, что больные постоянно курят. Земляника уверен в том, что не стоит обременять себя выяснением диагноза заболевания своих пациентов, потому как «человек простой: если умрёт, то и так умрёт, если выздоровеет, то и так выздоровеет». Из его слов можно сделать вывод, что Артемию Филипповичу совершенно наплевать на здоровье пациентов.

Иван Кузьмич Шпекин

Лука Лукич Хлопов

Лука Лукич является смотрителем училищ. Стоит отметить, что он очень трусливый человек.

Образ чиновников в комедии «Ревизор» показывает, какая несправедливость царила в то время. В судах, больницах и прочих учреждениях, казалось бы, должна быть справедливость и честность, но образы чиновников в произведении Гоголя чётко показывают, что в начале 19 века во всей России дела обстояли совершенно по-другому.

Главная мысль комедии «Ревизор». Тема произведения

Гоголь говорил, что в своём произведении он хотел собрать всю «дурость», которая наблюдалась в то время. Темой пьесы является высмеивание человеческих пороков: лицемерия, мошенничества, корысти и т. д. Образ чиновников в комедии «Ревизор» является отражением истинной сущности чиновников. Автор произведения хотел донести, что они были несправедливыми, нечестными и глупыми. Чиновничеству не было абсолютно никакого дела до обычных людей.

Комичность «Ревизора»

Комичность произведения состоит в том, что вместо ревизора, которого боялись все в городе, приехал обычный человек, обманувший всех чиновников.

«Ревизор» - это комедия, которая показывает истинное лицо чиновников России в начале 19 века. Автор хотел показать: они были настолько несправедливыми, жалкими и глупыми, что не смогли отличить обычного человека от настоящего ревизора.

Тема «Чиновники на приёме у «ревизора»

Цели: 1. Проанализировать художественными особенностями пьесы; показать типичные черты чиновников 19 века и механизм превращения «фитюльки» в «важную персону».

2. Развивать аналитические умения и навыки учащихся.

3. Воспитывать положительные нравственные ориентации.

Ход урока

1. Организационный момент. Слово учителя.

Тема нашего урока «Чиновники на приёме у «ревизора».

Почему же в нашей теме слово «ревизор» написано в кавычках? (На предыдущих уроках мы узнали, что за «ревизора» чиновники уездного города приняли Хлестакова, который таковым не является)

2. Постановка задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся.

Эпиграфом к нашему уроку можно взять слова из книги Григория Александровича Гуковского «Реализм Гоголя»

Происходит странная вещь.

Фитюлька , спичка, мальчишка Хлестаков

силою страха и благоговения к нему

вырастает в персону, становится сановником ,

становится тем, кого в нём видят .

Г.А. Гуковский, в кн.: “Реализм Гоголя”.

Фитюлька , ж. (простореч. фам.). 1. Маленькая вещичка, штучка. В этом воздухе... человек казался какою-то фитюлькой. Лесков. 2. перен. О человеке маленького роста или очень худеньком.

Сановник ·муж. (·дорев., ·загр.). Влиятельное лицо с высоким саном, высоким положением в государстве; вельможа. Царский сановник.

Как вы думаете, ребята, какое отношение этот эпиграф имеет к теме урока?

Давайте вспомним, каким впервые мы видим Хлестакова в действии 2 и каким он уже становится за небольшой промежуток времени в действии 3. (Отрывки из кинофильма Гайдая «Инкогнито из Петербурга»).

Какие изменения произошли в Хлестакове?

Кто поспособствовал этим изменениям?

- Сцены взяток, по определению Г. А. Гуковского, открывают механизм превращения фитюльки в ревизора. Задача нашего урока проследить, как Хлестаков сам поверил в то, что он важная персона. В этом нам поможет мастерство Гоголя-драматурга, который раскрыл нам характер чиновников через «сцену взятки».

3. Актуализация опорных знаний. Аналитическая беседа по действию 4.

На следующий день после «триумфальной сцены вранья Хлестакова» чиновники собрались в доме городничего для того, чтобы найти лучший способ дать взятку высокому гостю. Судья Ляпкин-Тяпкин предлагает «подсунуть» деньги «ревизору».

Давайте вспомним, что представляет собой судья Ляпкин-Тяпкин? Соотнесите цитаты из пьесы с персонажем. (См. «Приложение к уроку»)

Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин:

- «Человек, прочитавший пять или шесть книг».

- Берёт взятки борзыми щенками, в Бога не верует, в церковь не ходит .

- «Говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют».

- С 1816 года был избран на трёхлетие по воле дворянства и продолжал должность судьи до сего времени.

- Предлагал «подсунуть» деньги Хлестакову.

- Все судебные дела в запустении, в присутственных местах для просителей сторожа завели домашних гусей.

Домашним заданием к этому уроку было составление режиссерской таблицы. Вам нужно было обратить внимание на реплики чиновников «в сторону», тему разговора, поведение Хлестакова и его мнение о чиновниках.

Явление 3.

Опишите поведение Аммоса Фёдоровича Ляпкина-Тяпкина (Ему страшно, он трясётся от страха, стоит, вытянувшись и придерживая рукою шпагу, в кулаке зажаты деньги для взятки).

Прочитайте реплики «в сторону». О каком внутреннем состоянии судьи говорят эти реплики? О чём он думает во время визита? (Судья обращается всё время к Богу, в которого совершенно не верит. Страх перед ревизором – основа внутреннего состояния судьи. Думает только об одном: возьмёт или не возьмёт «ревизор» деньги)

Как он даёт взятку? (С большим удовольствием, для него это честь)

А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет.) Как ведёт он себя в разговоре с Ляпкиным-Тяпкиным? (Наивно, ничего не понимает) Какие черты характера раскрываются в этой сцене? (Глупость, наивность , праздность)

« Господи Боже!

« О Боже!

«Ну, смелее, смелее! Вывози, пресвятая матерь! »

«Ну, город наш»

об орденах )

«Судья – хороший человек!»

Явление 4.

Кто пытается “дать взаймы” Хлестакову в 4-ом явлении? (Почтмейстер). Что представляет собой Иван Кузьмич Шпекин? Соотнесите цитаты из пьесы с персонажем. (См. «Приложение к уроку»)

Иван Кузьмич Шпекин:

- «Точь-в-точь департаментский сторож Михеев, должно быть, также, подлец, пьёт горькую».

- «Простодушный до наивности человек».

- «Совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживает».

- В разговоре с Хлестаковым всё время повторяет фразу: « Так точно-с».

Как Шпёкин ведёт себя во время визита к «ревизору»? Как он обращается к Хлестакову? (Как к военачальнику) Какова его речь? (Одни и те же слова: «Так точно-с»). Какая черта характера преобладает? (Робость, страх, угодничество)

Прочитайте реплику «в сторону». Почему только одна реплика? («Простодушный до наивности человек»)

А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет) Как ведёт себя Хлестаков? Что в нём поменялось? (Осмелел, наглость , не пропустит того, что плывёт само в руки)

не столица »

«Почтмейстер, мне кажется, тоже очень хороший человек; по крайней мере, услужлив. Я люблю таких людей»

Явление 5.

Что собой представляет смотритель училищ Лука Лукич Хлопов? Соотнесите цитаты из пьесы с персонажем. (См. «Приложение к уроку»).

Лука Лукич Хлопов:

- Робеет перед дверями комнаты Хлестакова, весь дрожит и не может выговорить ни слова, а затем летит бегом из комнаты.

- Один из его подчинённых« никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу».

- «Не приведи Бог служить по учёной части, всего боишься»

- «Оно, конечно, Александр Македонский - герой, но зачем же стулья ломать? От этого убыток казне…»

Как ведёт себя чиновник Хлопов? (Смотритель училищ весь дрожит, язык его заплетается)

А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет) Что в нём поменялось? (Появилась развязность )

робость »

«Ну слава Богу! Авось не заглянет в классы! »

« Сигарки женского полу

«Прощайте»

Явление 6.

Почему Земляника заходит к Хлестакову последним? (Он бывалый и опытный) Что представляет собой Артемий Филиппович Земляника? Соотнесите цитаты из пьесы с персонажем. (См. «Приложение к уроку»).

Артемий Филиппович Земляника

- У него было пять детей: Николай, Иван, Елизавета, Мария и Перепетуя.

- «Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всём том проныра и плут».

- «Человек простой: если умрёт, так умрёт; выздоровеет, то и так выздоровеет».

- В заведениях, за которые он отвечает «…больные походят на кузнецов…», «…крепкий табак курят…»

Почему он доносит на своих “друзей”? (Земляника последний, его невозможно проверить).

А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет) Что в нём поменялось? (Появилось равнодушие и хамство )

«Люблю хорошую кухню »

прочесть что-нибудь забавное …»

детки

4. Обобщение.

Сделайте вывод: какие черты характера свойственны всем чиновникам? В чём разница между ними?

Вывод : растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, но каждый из них даёт взятку по-своему, что отражено в речи, действиях и ремарках.

К чему привела угодливость чиновников?

Вывод: подбадриваемый робостью и угодливостью чиновников, Хлестаков на наших глазах становится ревизором, сановником, взяточником.

Механизм превращения «фитюльки»

в «важную персону»

Наивность и глупость – наглость – развязность – хамство и равнодушие.

5. Творческое задание.

- Как приводит Гоголь своего героя к догадке о том, что он принят за какое-то важное лицо?

Задание режиссерского плана : найти тот момент в действии, когда Хлестаков начинает догадываться, что его принимают за государственного человека. Ведь с этого момента в поведении, тоне Хлестакова что-то должно измениться. Тут мнения ребят могут расходиться, но неоспоримо, что в сцене с Бобчинским и Добчинским Хлестаков уже не в роли просителя.

Подбадриваемый робостью и угодливостью чиновников, Хлестаков на наших глазах становится ревизором, сановником, взяточником. В сценах с купцами, слесаршей и унтер-офицершей он уже самый настоящий ревизор в каждом своем слове. Он уже действует как опытный взяточник и как обладающий полномочиями «деятель». Докажите это.

(Явление 10, реплики Хлестакова: «А что вам угодно?», «Ах, какой же он мошенник!», «Да это просто разбойник!», «Да за это просто в Сибирь» (о городничем). Явление 11: «Как же он мог это сделать?», «Я распоряжусь»)

Как дополняют образ Хлестакова «любовные сцены»?

Когда Анна Андреевна застает Хлестакова с дочерью, то обе женщины явно смущены. А как себя чувствует и ведет Хлестаков? Чем вы объясните его поведение? ( Он способен сыграть любую роль, даже роль пылкого влюбленного. Роль эту подсказывают ему сами обстоятельства, «случай». «Срывать цветы удовольствия» - вот цель его существования. А самое большое удовольствие - иметь власть и деньги, жить на широкую ногу. Нет любовного сюжета. А объяснение его с матерью и дочкой является тонко прикрытым пародированием любовной интриги.)

Явление 12-14. Инсценировка (5-7 минут).

6. Обобщение.

О каких новых свойствах натуры Хлестакова вы узнали? (В общении с дамами Хлестаков чувствует себя уверенно)

Вывод по образу Хлестакова :

Пустейший и легкомысленный человек;

Не упустит того, что плывёт в руки;

Способен сыграть любую роль;

Самое большое желание – иметь деньги и власть.

7.Подведение итогов урока

Что, по - вашему, имел в виду автор, утверждая: «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым?»

8. Домашнее задание.

Действие 5 (с. 80-98)

9. Приложение.

Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин. Судья

«А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне…»

« Господи Боже! Не знаю, где сижу. Точно горячие угли под тобою»

« О Боже! вот уж я и под судом! И тележку подвезли схватить меня!»

«Ну, смелее, смелее! Вывози, пресвятая матерь! »

«Ну, город наш»

«А выгодно, однако, быть судьёю?»

«А мне нравится Владимир. Вот Анна третьей степени уже не так» (об орденах )

«Судья – хороший человек!»

Иван Кузьмич Шпекин. Почтмейстер

«А он, однако ж, ничуть не горд: обо всём расспрашивает»

«А мне нравится здешний городок. Конечно, не так многолюдно – ну что ж! Ведь это не столица »

«Ведь это только в столице бонтон и нет провинциальных гусей»

«Почтмейстер, мне кажется, тоже очень хороший человек; по крайней мере, услужлив. Я люблю таких людей»

Лука Лукич Хлопов. Смотритель училищ

«Уж этого я никак не предполагал. Брать или не брать? (о сигаре)»

«Чёрт побери всё! Сгубила проклятая робость »

«Ну и сам не знаю, что говорю!»

«Продал, проклятый язык, продал!»

«Ну слава Богу! Авось не заглянет в классы! »

« Сигарки – моя слабость. Вот ещё насчёт женского полу , никак не могу быть равнодушен. Какие вам больше нравятся - брюнетки или блондинки?»

«Прощайте»

Артемий Филиппович Земляника. Попечитель богоугодных заведений

«Почтмейстер ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются.

Судья ездит только за зайцами, в присутственных местах держит собак и поведения самого предосудительного.

Смотритель здешнего училища хуже, чем якобинец… Как могло начальство поверить ему такую должность?»

«Люблю хорошую кухню »

«Я, знаете, этак люблю в скучное время прочесть что-нибудь забавное …»

«И что же, скажите, пожалуйста, есть у вас детки ? А как они того… как они того?..»

«Эй вы! Как вас! Я всё позабываю, как ваше имя и отчество»

«Ревизор» - комедия Н.В. Гоголя. Как писал сам автор, он хотел показать и, одновременно, высмеять все недостатки чиновничества и несправедливости, которая царит в отдаленных местах России. В комедии раскрываются все «грехи» чиновников города, которые пытаются скрыть их от ревизора, который должен их посетить. Н.В. Гоголь не вводит в свое произведение отдельного главного персонажа, он прорисовывает образ каждого чиновника, описывая недостатки политического строя.

Городничий предстает перед нами, как человек неглупый, но за долгие годы службы привыкший обманывать и воровать. Персонаж сам признается, что никто не может провести его, а вот он с ловкостью обманул ни одного губернатора. Антон Антонович забирает к себе в карман деньги, которые были выделены на нужды города. Городничий знает обо всех «темных делах», которые творятся в городе. Но он оправдывает это, говоря, что все люди грешны, по природе своей. Он проводит профилактическую беседу со своими подчиненными, дабы перед приездом ревизора, они скрыли все недочеты. Он хочет выслужиться перед начальством, а решение проблем города его не волнует.

Другие начальники ни в чем не уступают городничему. Судья Ляпкин-Тяпкин прохвост, который пытается во всем услужить начальству. Он любит охоту и берет взятки борзыми щенками. По поводу здравоохранения в городе он говорит, что человеку, которому суждено умереть, не помогут и дорогие лекарства, поэтому без надобности тратить на них деньги городской казны.

Хлопов – смотритель учебных заведений. Он боится различных проверок и постоянно жалуется на то, как тяжела его служба.

Шпекин, который занимает место почтмейстера, вскрывает письма неизвестным адресатам. Оправдывает он сие занятие тем, что хочет узнать, что интересного происходит.

Все руководство города занимается взяточничеством. Их не заботит жизнь обычных жителей. Они ставят себя выше их и управляют городом, как им вздумается. Чиновники не взирают на закон и нужды жителей. Когда приходит известие о приезде ревизора, чиновники особо не переживают, они пытаются внешне прикрыть свои проступки, но понимают, что проблема может быть решена путем взятки. Ревизор посещает город не в первый раз и начальство знает, как нужно повести себя и что сказать, чтобы выйти сухими из воды. Они ведь служат на своих чинах и управляют городом не первый год и всё им сходит с рук. Путем взяточничества, лжи, неприкрытой лести они остаются на своих местах и после различных проверок.

Главенствующие лица проговариваются о своих проступках, рассказывают несколько историй из жизни города. И благодаря этому складывается полная картина того, что происходит в русских провинциях. Начальство самовольно управляет городом, берет взятки, нередко сплетничают и пишут доносы. Права граждан ущемляются, условия для жизнедеятельности ужасны, при чем администрация закрывает на это глаза. Жизнь уездов и провинций отражается в пьесе Н.В. Гоголя. Автор обличает все черты строя Руси.

Сочинение для 8 класса

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Почему человек должен быть добрым? Итоговое

    Доброта – это то, что всегда будет в моде. Но в современном мире, к сожалению, она не является главным качеством, так как ценят нынче за успешную карьеру, материальный успех и прочие денежные блага.

  • Каждый человек с рождения наделён разнообразным качествами. Будь-то качества победителя, или человека так называемого

  • Стиль и язык романа Капитанская дочка Пушкина художественные особенности

    «Капитанская дочка» - по утверждению Гоголя – решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде».

  • Наверно нет человека в нашем мире, который не слышал про Шекспира. Этот драматург Эпохи Возрождения и сейчас будоражит ума и сердца людей.

  • Князь Верейский характеристика, образ в романе Пушкина Дубровский

    Кто знает, как сложилась бы судьба Марии Кирилловны Троекуровой, если бы однажды в своё имение, которое было по соседству с имением Троекурова, не заглянул князь Верейский. Это был его первый приезд в своё имение, а приехал он прямиком из заграницы.