Братец кролик - герой серии сказок "сказки дядюшки римуса". Главный герой в сказках дядюшки римуса Д харрис сказки дядюшки римуса краткое содержание

«Сказки дядюшки Римуса» – это сборник коротких рассказов, которые были написаны Джоэлем Хариссом. Это американский писатель. Сказки, которые он писал, предназначены для детей. Но и взрослые их могут читать с удовольствием.

Дядюшка Римус – это старый афроамериканец, который и рассказывает эти маленькие рассказы внуку хозяев, у которых он служит. Мальчика зовут Джоэль. Каждый вечер он пропадает, чтобы услышать новую сказку от старого афроамериканца.

Сказки дядюшки Римуса – это сборник, который непохож на привычные для всех сказки. В

Них, как правило, повествование идёт об одной истории. Она имеет предысторию, основную часть и концовку, которая оказывается всегда счастливой и поучительной. «Сказки дядюшки Римуса» – это своего рода бесконечная сага.

Главные герои здесь – животные. Но все они могут говорить, очень предприимчивые, находчивые, даже хитрые. Каждая история рассказывает нам о событии, которое несёт в себе определённый смысл. Считается, что эти сказки были созданы не просто так. В них отражены во многом поступки реальных людей в жизни.

Большинство из сказок сборника рассказывают о главном герое Братце Кролике. Его вероломно

Хочет поймать Братец Лис. Но это оказывается ему не под силу, так как маленький кролик очень проворный, находчивый и изобретательный. И как бы Братец Лис ни старался, он так и не может пообедать Братцем Кроликом.

Все сказки – это серия рассказов, которые писатель взял из негритянского фольклора. Он много лет собирал уникальные истории, которые ему рассказывали, после чего перерабатывал их и записывал. Сказки ему рассказывали рабы, которые имели афроамериканское происхождение. В 1880 году после долгих лет кропотливого труда писатель опубликовал свою первую книгу. Её он наполнил житейской мудростью и юмором. В нашей стране впервые «Сказки дядюшки Римуса» появились в 1936 году.

Одни исследователи сказок говорят о том, что они имеют в себе индейские мотивы, другие-Братец Кролик представляет того же персонажа, что и Заяц в религии негроидных народов Йоруба.

Дядюшка Римус рассказывает сказки так, что внук хозяина постоянно испытывает неподдельный интерес. Он интересуется персонажами. Иногда он недоумевает о том, что сказка уже закончилась, а главный герой остался в беде. Так, в рассказе о «Смоляном чучеле» Братец Кролик попался на хитрую уловку Братца Лиса и прилип всеми конечностями к чучелу из смолы, которое коварно изобрёл Лис, чтобы поймать хитрого и предприимчивого Братца Кролика.

Сказка дядюшки заканчивается неожиданно, и Джоэль переживает за полюбившегося героя, он интересуется, что, неужели, Братец Лис все-таки съел Братца Кролика. На что дядюшка Римус отвечает, что он не знает, ведь сказка- то закончилась. Конечно, маленький мальчик будет ждать продолжения, чтобы узнать, как же пойдёт дело дальше.

Также в сказках есть и другие персонажи – это Братец Енот, Братец Опоссум, Братец черепаха, Братец Медведь и прочие. Но главный, конечно, Братец Кролик. Его находчивости можно позавидовать, но иногда он поступает очень некрасиво. Так в одной из сказок Братец Кролик оставил без хвоста Братца Опоссума. А ведь он был его другом и единственным, кто недосождал ему. Но это не помешало Братцу Кролику заманить голодного друга в сад за финиками к Братцу Медведю. После чего он поднял крик, чтобы привлечь внимание. Братец Медведь-то и оставил Братца Опоссума без хвоста.

Маленький мальчик Джоэль удивился этому, спросив, как же так мог поступить хитрый Кролик. На что дядюшка Римус ответил: «В жизни так случается, что виноват один, а расплачивается другой». Это ещё раз доказывает, что каждая сказка несла в себе смысл, который был в ней скрыт.

Ещё одна поучительная сказка была про то, как перехитрил Братец Черепаха Братца Кролика, которого никто не мог перехитрить. А дело было в том, что зашёл между друзьями спор о том, кто быстрей. Поставили на кон денег, пригласили судей.

Братец Кролик все тренировался, а Братец Черепаха все лежал да лежал. Да только пришёл он в соревновании первым. Так как попросту обманул Братца Кролика. И в этом помогли ему его дети, которые были точь-в-точь как он. И эта сказка поразила маленького мальчика. Он недоумевал, что Братец Черепаха обманным путём выиграл спор. На что дядюшка Римус отвечал, мол так бывает и в жизни, и надо ему быть всегда начеку.

Все истории из сборника очень полезны для прочтения детям. Они захватывавшие, короткие, что не даёт ребёнку устать и постоянно поддерживать интерес.














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В нашей школе традиционными стали уроки внеклассного чтения, на которых учащиеся знакомятся с произведениями англоязычных авторов. Всем известно, что немало способствует воспитанию человека работа с книгой. Уроки внеклассного чтения при изучении иностранных языков приобрели дополнительную ценность в развитии межкультурной компетенции учащихся. Эта программа направлена на формирование у учащихся навыков чтения художественных произведений известнейших английских и американских писателей приключенческой направленности.

Актуальность данной программы заключается в том, что она на основе художественных текстов позволяет углубить и обобщить знания учащихся о Великобритании и Америке, их традициях и обычаях и в контексте диалога культур создает условия для изучения культуры стран изучаемого языка с опорой на мировую культуру и переосмысление отечественной культуры в зеркале мировой культуры. Актуальность данной программы также состоит в том, что познавательные интересы школьников нередко выходят за пределы учебных программ и учебников, поэтому она направлена на привитие интереса к предмету; расширение и углубление знаний, полученных на уроке; формирование и совершенствование практических навыков и умений по английскому языку; развитие индивидуальных наклонностей и творческой активности, инициативы и самостоятельности; вооружение учащихся методами добывания знаний, формирование интереса к интеллектуальному и практическому труду.

Педагогическая целесообразность данной программы - это формирование у учащихся представлений о диалоге культур, требующих от его участников уважения к другим культурам, языковой, этнической расовой терпимости, речевого такта, готовности к изучению культурного наследия мира, к духовному обогащению достижениями других культур.

Основная цель образовательной программы - сформировать у учащихся навыки аналитического чтения художественной литературы, познакомить их с основами композиции и структуры художественного текста, научить понимать авторский замысел и способы его воплощения с помощью композиции и основных стилистических приемов.

В реализации данной программы участвуют учащиеся с 1 по 11 класс. Занятия проводятся один раз в четверть.

На данных занятиях учитель имеет возможность применять проблемное изложение материала, создать систему заданий и вопросов, направляющую учащихся на решение той или иной проблемы, либо предложить такие индивидуальные и групповые задания, которые предполагают самостоятельную поисковую деятельность учащихся. Учитель и ученик выступают как уважающие друг друга партнеры педагогического общения, обогащая каждую из участвующих сторон.

С начальных классов перед занятиями учащиеся получают творческие домашние задания - нарисовать иллюстрацию, придумать продолжение сказки и т.д. Творческие задания, создание образов запускают внутренние механизмы развития личности. Результаты таких творческих заданий уникальны и неповторимы.

Использование компьютерной поддержки очень важно, так как наглядность и ситуации на мониторе вполне реальны. На уроках используется презентация. Это позволяет повысить мотивацию учащихся за счет большей наглядности и активизации зрительной памяти. Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере. Компьютер делает процесс работы наглядным, помогает учителю сконцентрировать внимание на основных моментах.

Значительными возможностями обладает использование элементов драматизации. Ребёнок должен воспринимать учителя не только как носителя знаний по предмету, но и как яркую и интересную личность, умеющую установить и развивать доброжелательные отношения с ним, что способствует плодотворному и эффективному сотрудничеству. Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции. Это: речь, интонация, воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, технические и художественные способности, двигательный ритм, пластичность и т.д. Благодаря этому расширяет творческую личность ребёнка; развивается эмоциональная сфера, развивается симпатия, сострадание, нравственное чувство, воспитывается чувство перевоплощаться в других, жить их жизнью, чувствовать их радость и горе.

Во время обсуждения книг затрагиваем общечеловеческие ценности. Так, беседуя о "Сказках Дядюшки Римуса" в третьих классах, мы проводим сравнение героев - животных и реальных людей. Обсуждаем их человеческие качества, сравниваем английские сказки, пословицы и поговорки с русскими. Поэтому я привожу пример урока внеклассного чтения по книге Дж. Харриса "Сказки Дядюшки Римуса".

Цель: Формировать социокультурную и коммуникативную компетенции у учащихся младших классов с помощью приобщения к лучшим образцам мировой культуры.

  • Познакомить учащихся с особенностями негритянского фольклора;
  • Познакомить с реалиями жизни народов Америки 19 века;
  • Научить детей проводить сравнение двух культур, анализировать и обобщать полученную информацию, проводить параллели в контексте диалога культур на основе сказок, пословиц и поговорок;
  • Научить работать с текстом, извлекать нужную информацию;
  • Расширять кругозор в области знаний традиций и культуры англоговорящих стран;
  • Воспитывать ответственность за успех коллективного дела;
  • Раскрывать творческий потенциал учащихся посредством участия в инсценировании эпизодов.

Подготовка к мероприятию:

  • Учащиеся делятся на три группы, заранее готовят инсценирование эпизодов, которые выбирают жребием (главы "Смоляное Чучелко", "Как Братец Кролик лишился хвоста", "Неудача Братца Волка");
  • В тексте находят поговорки и пословицы;
  • Готовится выставка книг Д. Ч. Харриса и русских народных сказок с иллюстрациями;
  • Презентация.

Ход беседы (слайд 1)

(слайд 2) Жил на свете маленький мальчик по имени Джоэль. Жил он давным-давно в далёкой - далёкой стране Америке. (слайд 3) (щелчок)

И он очень любил весёлые сказки про животных. Уж так он любил эти сказки, а также старого негра, дядюшку Римуса, который их рассказывал, что не удержался, вырос, издал книгу и назвал её "Сказки Дядюшки Римуса", где написал про себя, маленького мальчика, соседей и друзей. (слайд 4)

Но кто такой - этот дядюшка Римус? Родственник? Если Джоэль и Римус - настоящие люди, тогда почему появились вместе с ними такие необычные герои, как Братец лис и братец Кролик? Настоящие они были? На кого похожи? (На каждый вопрос ученики дают свои ответы - предположения).

Говорят, было в судьбе Джоэля Харриса, автора книги, кое-что важное, что повлияло на его сказочных героев. На самом деле, был маленький веснушчатый мальчик, застенчивый с незнакомыми и озорной с друзьями. Мать воспитывала его одна. Жилось им бедно и трудно. И в 13 лет он пошёл работать в типографию одного плантатора.

А кто такой - плантатор? (Это человек, у которого много земли - плантаций, где выращиваются растения - по-английски - plants.)

Как вы думаете, сам он работал? (Нет, на плантациях работали наёмные рабочие и рабы.)

А кто такие рабы? (Люди, которых привозили из других стран (в основном, из Африки (слайд 5) насильно, не по их воле, заставляли работать бесплатно в тяжёлых условиях.

(слайд 6) Жили они в старых хижинах, работали по 14 часов под палящим солнцем, не имели достаточно еды. Если они убегали от жестокого хозяина, их возвращали и наказывали. Иногда даже убивали. (слайд 7)

Вот и Джоэль ходил на работу к такому плантатору, но он был не рабом, а наёмным рабочим и получал деньги. В типографии он встречал рабов - негров, заходил к ним в хижины и слушал народные негритянские песни и сказки.

А какие сказки называют народными? (Дети отвечают.)

Дядюшка Римус был одним из негров - рабов, но Джоэль называл его дядюшкой, так как любил и уважал старого сказочника.

Давайте вспомним главных героев его сказок: (ученики называют всех героев, учитель записывает на доску) Братец Лис, Братец Кролик, Братец Медведь, Братец Опоссум, Братец Енот, Братец Сарыч, Братец Бык, Братец Черепаха, Братец Волк, Братец Воробушек, Матушка Мидоус, Матушка Корова, Сестрица Лягушка. (слайд 8)

А в русских народных сказках есть герои - животные? Совпадают ли с героями этих сказок? (Не все) Почему? (В сказках дядюшки Римуса присутствуют герои - животные, которые живут только в Америке.)

Похожи ли герои русских и негритянских сказок характером? (Нет) Почему? (слайд 9) (Ох, как не похож Братец Кролик на своих ближайших родственников - добрых и безобидных зайчиков из русских сказок. На милого зверушку этот кролик совсем не тянет. Да и нет в его мире деления на "добрых" или "злых", а есть непрерывная борьба за жизнь и свободу.)

Попробуйте ответить на вопрос, который прозвучал в самом начале нашей беседы: на кого похожи герои сказок дядюшки Римуса? Докажите. (Герои сказок похожи на настоящих людей, с которыми общался Джоэль; на негров, которые хотели стать свободными. Сказочные герои ходят, говорят как люди, обладают качествами человеческого характера.)

Итак, мы перечислили всех героев. Посмотрите на экран. Здесь написаны качества характеров героев. Какого героя можно так назвать? Кому подходит такое описание? (слайд 10)

Слова: смекалистый, глуповатый, рассудительный, мудрый, изворотливый, хвастливый, мстительный, хитрец, лентяй, спокойный, трусоватый, плут, неторопливый, пройдоха. Учащиеся подбирают героев сказки с соответствующим характером.

А бывают люди с таким же характером? (Да) Значит, действительно в сказочных героях отражены настоящие люди.

Теперь давайте вспомним наиболее интересные моменты сказок.

Вопросы группам.

  1. Отчего Братец Опоссум и Братец Енот не разговаривают друг с другом?
  2. Почему у Братца Опоссума голый хвост?
  3. Откуда у Братца Кролика взялась лошадь? Как ему удалось перехитрить Братца Лиса?
  4. Как удалось Братцу Кролику напоить всю семью молоком и при этом целым остаться?
  5. Почему Братец Лис сердится на Братца Черепаху?
  6. Как Братец Лис раздобыл чуточку ума?
  7. Кто таскал горох у Братца Лиса и кому за это досталось?

Братец Кролик много раз высмеивал своих товарищей. Не только Братцу Лису досталось. Вспомните, кто ещё пострадал от этого шутника. Расскажите об этом. (глава 7 - Братец Сарыч, глава 9 - Матушка Корова, глава 13 - Братец Волк, глава 22 - Братец Медведь)

Но и сам Братец Кролик попадал впросак. Братец Лис его чуть три раза не поймал. Расскажите, как это происходило. (Ребята показывают инсценированные эпизоды глав "Смоляное Чучелко", "Как Братец Кролик лишился хвоста", "Неудача Братца Волка".) (слайд 11)

Всегда хитрец выпутывался! Но, как говорил сам дядюшка Римус, был у них один братец похитрее Кролика. Кто это? (Братец Черепаха) (слайд 12) Расскажите об этом поподробнее (глава о том, как Братец Черепаха прибежал быстрее Братца Кролика).

А кто ваши любимые герои? Почему?

Мы с вами уже говорили, что в русских народных сказках тоже встречаются животные.

Сюжет каких эпизодов из сказок дядюшки Римуса похож на русские сказки?

  • Горшочек с маслом - "Лиса и Медведь"
  • История с хвостом Братца Кролика - "Лиса и Волк"
  • Братец Кролик строил разные дома - "Три поросёнка"
  • Братец Лис съел Братца Воробушка - "Колобок". (слайд 13)

Александр Сергеевич Пушкин, знаменитый русский писатель, сказал: "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок". (слайд 14) А чему научили вас эти сказки? Найдите в сказках поучительные поговорки и пословицы.

  • Вы, соседи, должны жить дружно.
  • Будет слишком холста на пару штанов.
  • Кто всем докучает и суёт нос, куда не нужно, всегда попадает впросак.
  • Один натворит бед, а другой отвечает.
  • Скверное дело - ябедничать. Ни один сплетник не кончил добром.

Что ж, мы с вами заканчиваем нашу беседу подведением итогов. А самый главный итог, вывод их прочитанных сказок таков: никогда не сдавайся, ищи выход из любой сложной ситуации.

Главный герой сказок дядюшки Римуса

Грызун - бич фермеров Австралии

Грызун семейства зайцев, вредитель сельского хозяйства

Животное-грызун

Животный статус «японского арлекина»

Небольшой родственный зайцу зверек из отряда грызунов

Одомашненный заяц

Тот самый Роджер, которого кто-то подставил в фильме американца Роберта Земекиса, удостоенного 4 оскаров

Багз Банни

Домашнее животное, грызун

Шепелявый друг Пуха

Вечно опаздывающий персонаж сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»

Мультипликационный Багс Банни как представитель мира фауны

Роман американского писателя Дж. Апдайка «... исцелившийся»

Маленький и ушастый секс-гигант

Мех для дешевых шапок

Цивилизованный заяц

К нему в гости ходили Винни-Пух и Пятачок

Удачливый противник братца Лиса

Друг Винни-Пуха, у которого были неприлично узкие двери

Символ журнала «Playboy»

Подставленный Роджер

Грызун - бич Австралии

Вислоухий аксессуар фокусника

Самый образованный друг Винни-Пуха

Шляпный зверь (фокусн.)

Не только ценный мех

Пушное животное

Грызун, родственник зайца

Самый образованный из друзей Винни-Пуха

Подопытное существо

Багс-Бани

Братец Лиса

Родня зайца

Гостеприимный друг Винни

Друг Винни

Багс Банни

Это не только ценный мех

Пушистое содержимое шляпы фокусника

Гигант секса среди домашних животных

Братец Братца Лиса (сказ.)

Умный и воспитанный друг Винни

Его фокусник достает из щляпы

Живая начинка шляпы фокусника

Грызун, пригодный на жаркое

Грызун семейства зайцев

И Данилец, и Моисеенко

К нему в гости ходили Винни с Пятачком

Хозяин норы, в которой застрял Винни-Пух

Домашний «заяц»

Один из друзей Винни-Пуха

Друг Винни, живущий в норе

Символ плодовитости

Шляпный зверь (фокус.)

Братан зайца

Хозяин норы, где застрял Винни Пух

Ушастый зверек

Длинноухое блюдо для удава

Домашний грызун

Ушастый грызун

Обитатель шляпы фокусника

Зайчик из шляпы фокусника

Зайчик, заполонивший Австралию

Его фокусник достает из шляпы

Смотреть, как... на удава

Одомашенный заяц

Родственник зайца

Млекопитающее семейства зайцев, грызун

Персонаж романов Дж. Апдайка

Грызун семейства зайцев

. "Это не только ценный мех"

Личек м. Сuniculus, норный зайчике, южн. трусик, водится в России только ручной. тул. держать долгошерстых кроликов и зовут их песцами. Кроликов, ему прнадлежщ. Кроликовый, кроличий, к ним относящ

Вечно опаздывающий персонаж сказки Льюиса Кэрролла "Алиса в стране чудес"

Домашний "заяц"

Домашний зайчик

Домашний косой

Животный статус "японского арлекина"

Роман американского писателя Дж. Апдайка "... исцелившийся"

Дядюшка Римус — темнокожий пожилой сказочник. Каждую ночь он рассказывает короткую сказку о находчивом кролике, хитром лисе и других героях. Каждый раз сюжет напоминает нам о человеческих взаимоотношених. Сказки дядюшки Римуса читать интересно и детям, и взрослым. Ведь поучиться у мудрого сказочника можно каждому.

Краткий пересказ сказок Римуса для читательского днивника

Сказки дядюшка Римус рассказывает белокожему внуку своего хозяина. Мальчика зовут Джоэль. Примечательно то, что мы читаем сказки в сказках. Одна история умело помещается в другую, давая автору возможность не только показать на примере зверей истории. Но и прокомментировать ее устами Римуса и Джоэля. Услышав про несправделивость в сказке Римуса, мальчик может возмутиться. На что сказочник мудро промолвит «Ты прав, мой друг. В жизни так часто быват, один творит беды, другой за них отвечает».

Интересно: Сказки Римуса взяты из афроамериканского фонклера. Писатель Джоэль Хариссом собирал их много лет, выслушивая темнокожих рабов и их житейские мудрости. Опубликовал свою книгу писатель в 1936 году.

Основная идея сказок: смекалка, активные процессы мышления, хитрость помогут победить силу и власть

Сюжет: Джоэль каждую ночь мчит к Римуcу для того, чтобы послушать сказку на ночь о Братце Кролике и Братце Лисе. Иногда мальчик совершает поступки, которые расстраивают Римуса, но старик тут же придумывает поучительную сказку. На примере зверей мальчик понимает, как нужно поступать в дальнейшем.

Лис и Кролик постоянно соперничают. Краткий пересказ сказок Римуса - это постоянная попытка негативного героя хитростью победить над позитивным. И каждый раз Лис остается в дураках. Другой враг Кролика - Волк. Он постоянно разрушал соломенный дом Кролика. В итоге ушастый был вынужден построить себе кирпичный дом, а это нелегко. Пришел момент расплаты. Волк убегал от охотников и попросил спрятаться у Кролика в кирпичном доме. Последний не растерялся. Он разместил Волка в ящике с дырками, в которые начал лить кипяток.

Одна из самых популярных сказок Римуса - о соревнованиях Черепахи и Кролика.
В литературе произведение Джоэля Хариссона очень ценится, ведь демонстрирует общечеловеческие ценности в независимости от цвета кожи и вероисповедания. А также сказки помогли сохранить важное культурное наследие - афро-американский фольклор.

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!

Вы не знаете биографии дядюшки Римуса? Того, кто рассказывал свои сказки мальчику Джоэлю? Сказки про Братца Кролика, Братца Лиса, Сестрицу Лягушку, тётушку Мидоус с дочерьми? Об этом вы обязательно узнаете!

Дядюшка Римус - это собирательный образ, придуманный американским писателем, журналистом Джоэлем Чандлером Харрисом (1848−1908). Харрис собрал и издал забавные сказки, которые сам слышал на плантациях американского Юга от потомков чёрных невольников, привезённых из Африки.

Смешные истории про Лиса и Кролика рассказывает пожилой негр - дядюшка Римус, неутомимый выдумщик, проницательный и по-детски наивный, суеверный и простодушный человек, который почтительно относится к своим хозяевам, но между тем сохраняет чувство собственного достоинства.

Харрис писал, что своим появлением дядюшка Римус был обязан многим людям: пел он точь-в-точь как Большой Сэм, а рассказывал, как тётушка Крисси, но больше всего был похож на старого Джорджа, который вечно чинил всем башмаки, плёл корзины, мастерил что-то у себя в хижине, старый Джордж был большим другом всех мальчишек. Человека по имени Римус на плантации не было, зато в городке был садовник, которого так и звали - дядюшка Римус. Наверное, это имя понравилось Харрису и он решил именно так назвать своего героя.

Джоэль Чандлер Харрис родился в 1848 году в маленьком американском городке штата Джорджия. Семья была неполной, мальчик не знал, кто его отец. Жилось им с мамой трудно, помогала бабушка с маминой стороны и живущий по соседству доктор. Джоэлю нужно было самому начинать трудиться, чтобы содержать своих близких. Подростком он нанялся работником в типографию к издателю газеты «Соотечественник» и одновременно владельцу плантации хлопка Дж. Тернеру.

Хозяин жил за городом в двухэтажном доме, а неподалёку располагались хижины рабов. Часто после работы Джоэль вместе с сыновьями Тернера ходил в эти хижины, чтобы поболтать с неграми и послушать их необычные весёлые истории про животных.

Постепенно Джоэль стал писать небольшие статьи, печатать рецензии. Потихоньку составлял книгу, которую знает теперь весь мир, - «Сказки дядюшки Римуса». Появилась она в 1880 году. И Братец Кролик начал путешествие по всем странам!

Харрис стал профессиональным журналистом, был главным редактором газеты в столице штата Джорджия - Атланте. Собирание и изучение фольклора стало делом его жизни. Харрис записал и напечатал огромное количество негритянских сказок и песен. К нашим читателям эти сказки и песенки пришли в первой половине XX века, в 1936 году, перевёл их на русский язык известный советский переводчик Михаил Абрамович Гершензон (1900-1942).

В Африке были широко распространены сказки про слонов и гиен, крокодилов и ящериц, антилоп и черепах. Сильнее и умнее всех животных оказывался заяц. У него не было когтей и острых зубов, бивней, крепкого панциря, и только хитрость и смекалка выручали его из беды. Маленький слабый заяц побеждал и слона, и гиену, и льва.

В Америке африканские сказки о хитреце и обманщике Зайце рассказывали рабы, привезённые из самых разных мест, говорившие на своих языках. После изнурительного рабочего дня на плантации они вспоминали хитрого зверя, который умел ловко выпутаться из любой ситуации.

Зайцы в Америке не водились. Слона, гиену, антилопу здесь тоже никто не видел. Вот и вышло, что родившийся под африканским солнцем заяц стал Братцем Кроликом и начал испытывать свои проказы на местных зверях: Лисе, Волке, Медведе, Опоссуме, Сарыче - и завоевал Новый Свет, Бразилию, Мексику, Кубу. Братец Кролик сделался частью фольклора, «воплощением "американского духа" с его изобретательностью, любовью к свободе и умением отстаивать свою независимость».

Белые хозяева редко прислушивались к негритянским сказкам. Что там интересного? Зато любознательным деткам было очень интересно. Вечерами, принося с собой вкусные коржики или большие куски слоёного пирога, они оказывались в бедных хижинах и отправлялись домой спать только после очередной сказки. Вероятно, именно так узнал о приключениях Братца Кролика и Братца Лиса будущий писатель.

Откроем книгу «Сказки дядюшки Римуса» и сразу окажемся в гуще невероятных событий: от проделок Братца Кролика у всех зверей голова кругом идёт. Чего-чего он только не придумывал: притворился мёртвым и у Братца Лиса всю рыбу украл, масло съел, а всё свалил на Братца Опоссума, горох у Братца Лиса воровал, а когда попался, вместо себя в ловушку Братца Медведя посадил, всем наговорил, что Братец Лис у его папаши тридцать лет верховой лошадью служил...

Правда, однажды попался: сам вляпался в смоляное чучелко, но только Братец Лис его схватил, как Кролик принялся жалобно просить, чтобы его наказали, но не бросали в терновый куст. И добился-таки своего - полетел в куст, тем и спасся. Долго гонялся за гладким толстым Кроликом Лис, мог изловчиться и поймать, да удержать никогда не удавалось.

Находчивость неунывающего шутника и проказника Братца Кролика не знает границ. Слабый и беззащитный с виду, он умеет перехитрить любого врага: то обманет Братца Волка, то посмеётся над одураченным Лисом, то выставит глупцом Медведя. Только с Братцем Черепахой он может соперничать в уме и сообразительности. Братец Сарыч, Сестрица Лягушка тоже способны при случае заткнуть за пояс хищных хозяев леса.

Каждая сказка строится однотипно: мальчик задаёт вопросы дядюшке Римусу, слушает очередную историю, прерывает её своими замечаниями и непременно просит продолжения. Да и сам старик иногда недоговаривает свои басенки до конца и ждёт следующего раза, чтобы продолжить. Кольцевая композиция сказки всякий раз размыкается и устремляется новым витком к следующему событию. Вот почему интерес не теряется!

Чем бы ни был занят старик, он с удовольствием общается с Джоэлем, иногда сетует на его поведение и ворчит, когда тот не откликается на зов матери, гоняет кур, стреляет из рогатки, бросает на крышу хижины камни, науськивает собаку на поросёнка, ябедничает на младшего брата. Своими проделками и непослушанием он очень похож на Братца Кролика, который всегда выходит сухим из воды.

Хорошо, что у дядюшки Римуса есть такой внимательный слушатель, как Джоэль. Дружба мальчика и старика символична: мудрая старость и беззаботное детство одинаково увлечены волшебным вымыслом. Истории содержат своеобразную жизненную философию: в них не всегда торжествуют справедливость и честность, вежливость и благородство. Старик со вздохом объясняет, что в жизни некоторым людям приходится страдать за грехи других, терпеть упрёки и обиды, поэтому так важны ум и находчивость, которые помогают преодолеть бесправное положение, выжить в борьбе за существование.

Сказочник заставляет нас поверить, что Братец Кролик курит трубку, Братец Лис укрывается байковым одеяльцем, Братец Медведь стережёт финиковый сад, а при встрече они чинно здороваются. Герои - добрые соседи: вместе чинят крышу, возделывают новый участок поля, приходят в гости, справляются о здоровье, подшучивают друг над другом, соревнуются, бьются об заклад, ставя на кон по пятьдесят долларов.

В сказках много бытовых деталей, которые придают достоверность фантастическому повествованию, усиливают комический эффект. Умело Харрис передаёт непосредственность устной речи, сочный юмор, своеобразие афроамериканского диалекта.

Литература

1. Биография писателя на сайте http://fantlab.ru/autor10431

2. Детская литература англоязычных стран: Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей педколледжей / Автор-составитель: Т.Ю. Егорова. - Вологда: Издательский центр ВИРО, 2005.

3. Перехвальская Е. Приключения неутомимого братца Кролика / Костер. - 1986. - № 8.

4. Санина Т. Вы любите чудеса? / Сказки дядюшки Римуса. - М.: Правда, 1990.

5. Харрис Джоэль Чандлер. «Сказки дядюшки Римуса» / http://hobbitaniya.ru/harris/