Церковь николая чудотворца большой крест на ильинке. Николин крест в китай-городе

«Без всяких дефектов в изумительно изящной и строгой архитектурной обработке сооружен пятиглавый храм св. Николы «Большой крест» на Ильинке. Этот отзвук старого храмового типа строен архангельскими купцами братьями Филатьевыми в 1680 – 1697 годах. Блестящее убранство делает этот храм одним из самых выдающихся художественных памятников Москвы» .

Ф. Диц. Церковь Николая Чудотворца «Большой Крест». Холст, масло. Сер. XIX века.

«Храм называется же в народе Св. Николая у Большого Креста по большому кресту, устроенному теми же Филатьевыми. Крест этот деревянный, в 3 аршина вышины. Крест содержит в себе 156 частиц мощей» .


Ф. Алексеев. «Вид церкви Никола Большой крест на Ильинке». Холст, масло. 1800 г.

«Для украшения храма Филатьевыми были приглашены самые лучшие мастера. Выстроенный с купеческим размахом, в несколько этажей, на подклете, устремленный ввысь пятиглавый бледно-голубой храм поражал своим резным белокаменным убранством. Современникам строительства он казался чудом, и даже в XIX веке о нем отзывались с восхищением: «Каменная резь церкви Николая Большого Креста вся осыпана чудной резьбой: высокое крыльцо, наличники окон, небольшие люкарны под карнизом, наконец, шеи глав – все это испещрено густыми узорами, эффект которых дополняют осыпанные звездами главы и, словно филигранные, кресты».


Н. Найденов. «Церковь Николя Чуд. им. «Большой Крест», на Ильинке». 1882 г.

Внутреннее убранство не уступало внешнему: «подоконники выстланы тафелем с разными изображениями из евангельской истории; стены украшены резными фигурами; клиросы фигурно высечены из камня; пол из дикого темного мрамора.


Церковь Николая Чудотворца «Большой Крест». 1880-е гг.

В подклете церкви в XIX веке обосновался склад купеческих товаров. Тогда же храм окончательно закрепил за собой статус главной святыни московского купечества, что было связано с местоположением храма на Ильинке – главной торговой улице Москвы.


Улица Ильинка. Церковь Николая Чудотворца «Большой Крест». 1902 г.

В 1928 году здание церкви было тщательно отреставрировано, но это не спасло его от разрушения. В 1931 году начали ломать южное крыльцо, а в 1934 году храм был окончательно снесен вместе с колокольней, под предлогом того, что мешал проезду по улице Ильинке» .


Церковь Николая Чудотворца «Большой Крест». 1900-е гг.

У «Николы» сшибли крест –
Стало так светло окрест!
Здравствуй, Москва новая,
Москва новая – бескрестовая!
– написал пролетарский поэт Демьян Бедный…


Начало разрушения Церкви Николая Чудотворца «Большой Крест». 1933 г.

Для подготовки публикации использованы следующие материалы:
Путеводитель по Москве подъ редакцiей И.П. Машкова. / Москва: Московское архитектурное общество, 1913 г.
Кондратьев И.К. Седая старина Москвы: Исторический обзор и полный указатель достопамятностей (по изданию 1893 года). / Москва: Воениздат, 1996 г.
Берхина Т.Г. Утраченные святыни. Ильинка сквозь века. / Москва: Издание храма Ильи пророка, 2011 г.

Роман Цеханский

Китай-город, бывший Великий посад, центральная часть исторической Москвы, которая вполне могла бы стать полноценным туристическим Старым городом, а стала не пойми чем. На протяжении десятилетий обсуждались разнообразные концепции его реконструкции, ни одна из которых не была доведена до ума. В архитектурном плане сегодняшний Китай-город представляет собой разношёрстную застройку с немалым числом разной степени сохранности памятников истории и культуры, в основном находящихся во дворах или переулках. Исключение составляет чётная сторона Варварки, имеющая более-менее единый образ, по-новому заигравший . Но многие церкви Китай-города исчезли или искажены, целый район — Зарядье — пропал вовсе. Поэтому приходится изучать Китай-город в основном по документам и фотографиям, где он предстаёт исчезнувшей Атлантидой. Особое внимание привлекает исключительно высокая концентрация храмов, посвящённых святителю Николаю.

В Китай-городе почитание свт. Николы Чудотворца являлось определяющим в церковном строительстве. Из 56 престолов, существовавших в Китай-городе на 1917 год, 13 было посвящено св. Николе (1). Это серьёзно даже для находящегося рядом Белого города, также немало наполненного Никольскими церквами. Если взять какую-нибудь старинную карту, например атлас А. Хотева 1852 года (2), можно видеть практически все Никольские церкви (кроме исчезнувшей в древности Николо-Ирининской), ещё не снесённое Зарядье, линию Китай-городских стен, в XVI веке опоясавших линию старейшего посада Москвы. Крепость строил итальянский мастер Петрок Малой, поэтому ряд исследователей считают, что Китай расшифровывается как «город» («читта» по-итальянски, латинский корень, как и в английском «сити»). В самом названии находится расшифровка: «Китай» -это город, также как и Китеж — это град (3). Поэтому мы вправе рассматривать Китай-город как «город в городе», совершенно самостоятельную единицу в градостроительной структуре Москвы.

Никольские церкви вполне равномерно наполняли территорию Китай-города. Если из них выделить главные и соединить в плане линиями, то получится несколько наклонный пространственный крест. Верх этого креста — Никольский греческий монастырь посередине Никольской улицы, низ – церковь Николы Мокрого в Зарядье. Обе церкви исчезли в советское время. Правая перекладина Никольского креста – тоже исчезнувшая церковь Николы Большой Крест в конце Ильинки, левая — это существующий придел Николы Великорецкого храма Покрова на Рву. «Николин крест» придаёт духовно-символический смысл обилию Никольских церквей в Китай-городе.

Никольские церкви во многом определяют историко-градостроительную структуру Китай-города, каждая из частей которого имеет своего защитника-Николу. Это Николо-Греческий монастырь и церковь Николы Мокрого у стен, омываемых реками (соответственно Неглинкой и рекой Москвой) и церковь Николы Большой Крест, защищающая протяжённо-выгнутую, прИступную восточную стену града. Если представить в плане круг, состоящий из Никольских церквей, то получится настоящий «Николин хоровод». При этом функциональная «специализация» этих церквей была различной. Традиционно помогавший людям в трудных житейских ситуациях, святитель помогает Китай-городцам практически во всех сферах их жизни.

Обращаясь с молитвами к св. Николе Можайскому, люди исстари получали Божию помощь и избавление от своих бед. «Святому Николаю, как патрону, одному воздаётся более молитв и земных поклонов, чем всем остальным святым в совокупности», свидетельствовали иностранцы, бывавшие в Московии. Казанова, высказавший эту мысль в XVIII веке, зафиксировал традицию почитания святого, идущую с домонгольских времен (4). В древних московских текстах святитель назван «необоримой забралой и утверждением граду нашему» (5). Есть предположение, что массовое крещение москвичей (наподобие Киева и Новгорода) было совершено на Николин день, 9 мая (вскоре после окончания строительства крепости в 1156 году) в устье речки Черторый. Никольские церкви, возникшие в прилежащих к этому месту древних урочищах (на Ленивом торжке, в Турыгине, в Киевцах) дали толчок к строительству бесчисленных Никольских церквей как в Москве, так и во всех русских городах (6).

Традиционно Никольские ворота Кремля украшала икона свт. Николы, обращённого ликом к Китай-городу. Изображение было исполнено в образе Николы Можайского, впервые заменившего Евангелие и благословляющий жест на меч в одной руке и город в другой. Градозащитный аспект поклонения образу свт. Николы Можайского дополняется его духовным содержанием. «Имя св. Николая произведено от греческого слова «ника» — победа. Но победа не обязательно может быть военной. Святитель способствовал победе христианства над язычеством, истинного мировоззрения над ложным, духа над животом, Бога над дьяволом» (7). В этом смысл изображения меча. Город в его руке трактуется и как образ Небесного Града Иерусалима (8), и как «изображение Вселенской церкви, которой Спаситель является Вселенским учителем» (9).

Интересно, что Можайский образ (первоначально скульптурный) находился ещё на башне белокаменного Кремля Дмитрия Донского. Башня находилась западнее ныне существующей. При перестройке и расширении Кремля итальянскими мастерами в XV веке было сохранено наименование башни и воспроизведён образ над воротами (правда, уже в технике фрески). Произошёл как бы выход почитания образа в Китай-городский посад, где в разное время было выстроено 13 Никольских церквей и приделов (10). Никола как бы вышел служить простым людям. Двигаясь по «Николиному кругу» церквей внутри Китай-городских стен видно, насколько различным было его служение.

Рассматривая образ св. Николы, находящийся на Никольских вратах Кремля, мы встретились с градозащитно-символической функцией почитания святителя. По кругу, по часовой стрелке, начиная от Никольской башни Кремля стоял монастырь Николы Старого, в средней части Никольской улицы. Здесь традиционно, с XVI- XVII вв. жили греки, учёные люди, на его территории была открыта Славяно-греко-латинская Академия (при дочернем Заиконоспасском монастыре) в 1686 г. Отсюда вышло множество учёных людей в XVII – XIX вв. (11). Это — просветительская функция .

Правее, в конце Никольской, во дворах находился Никольский придел церкви Троицы в Полях, исполнявший традиционно-богослужебную функцию . Приходом церкви была почти вся Никольская улица. Никольский придел вместе с двумя другими был пристроен к церкви XVI в. в 1657 г. боярином М. Салтыковым, родственником царя (12).

Пятипрестольная церковь Иоанна Богослова под Вязом с Никольским приделом в 1-м ярусе (13) находится южнее места церкви Троицы в Полях, по линии стен Китай города.

Ниже на улице Ильинке стояла церковь Николы Большой Крест. В этой красивейшей церкви Китай-города находился крест для целования, сюда направляли людей для принесения клятв (14). Здесь мы имеем дело с юридической функцией .

Ещё южнее, несколько вглубь застройки, находится церковь Троицы в Никитниках, яркий храм XVII в. У этой многопрестольной церкви тоже есть северный Никольский придел (15).

Следуя далее, приходится отступить в глубь посада, где почти в центре «Николиного хоровода» стоит церковь Николы Красный звон. По крайней мере с XVI века на его колокольню приносили самые красиво звучащие колокола (16). Расположение церкви вблизи геометрического центра Китай-города способствовало равномерному распределению звона, достигавшего самых дальних уголков крепости. Данная функция не только набатная, скорее общественно-церковная, соборная . Колокольные звоны были основой «звучания Москвы», имели свою иерархию, в настоящее время для Китай города ещё не изученную.

Ниже по линии стен находилось Зарядье. Здесь, вдоль Москвы-реки размещались три Никольские церкви. Первая — Николо-Ирининская, исчезнувшая ещё в XIX веке. Стояла она у стен крепости, восточнее алтарей ныне существующей церкви Зачатия святой Анны что в Углу. Возможно, это был ещё один, вместе с Зачатьевским, моленный храм о чадородии, только уже династии Романовых. Церковь была поставлена в честь именин дочки царя Михаила Фёдоровича. Царь приходил сюда регулярно в Иринин день на богослужение отмечать её именины (17). Здесь не обошлось без свт. Николы, по его молитвам родилась царевна. Посвящение было двойное, престолы равнозначны. Возможно, это была пАрная церковь. Наверно, любой человек мог прийти в эту церковь и помолиться о продолжении рода. Здесь проявляется моленная функция о чадородии, о детях.

Не только о детях просили св. Николу. В 1674 году Патриарх Иоаким вложил в руку умершего царя Алексея Михайловича традиционную «разрешительную грамоту»- письмо на имя св. Николая, свидетельствующее, что умерший был русским, жил в истинной Православной вере и что ему может быть открыт доступ в Рай (18).

От Зачатьевской церкви по направлению в сторону Кремля, на параллельной Москва- реке Великой улице, в середине её размещалась церковь Николы Мокрого. Церковь известна с XV века, каменное здание XVII в. было перестроено в неоготическом стиле (19). Никола является покровителем путешествующих, особенно по водам, а рядом издревле находилась пристань. Неподалеку стояли торговые ряды, недаром Зарядье так и называлось — «за рядами». Здесь совершались оптовые сделки, риск у купцов был велик, отсюда и функция Мокринского храма — моление о путешествующих и торгующих (20).

Близко к началу этой улицы находилась Николо-Москворецкая церковь. В неё по водам привезли чудотворную икону Николы Великорецкого с реки Великой, где она была обретена в XVI веке. Церковь была поставлена на месте, где остановилась икона и был отслужен молебен св. Николе (21).

Выше по кругу возвышается великолепный комплекс храма Покрова что на Рву. На реку обращён его Николо-Великорецкий придел. Икону из Кремля перенесли в этот, названный летописью «чудесно обретённым» придел, представляющий собой столпообразную церковь. У Николо-Москворецкой церкви и Николо-Великорецкого придела наблюдается одна функция — обетная , в память о чуде (22).

И есть ещё одна функция всех перечисленных храмов — градообразующая . «Николин хоровод» образовывал уникальную внутреннюю структуру и формировал жизнь Китай-города (23). В нынешнем, современном городе «Николин хоровод» лишился своего креста.

Собор Николо-Греческого монастыря разрушен в 1930-е гг., на его месте сквер. В настоящее время на Градостроительном совете принято решение восстановить собор. Теперь это лишь вопрос времени, и вскоре Николин крест обретёт вновь свою вершину.

Церковь Троицы в Полях с приделом свт. Николы также разрушена в советское время, на её месте мы видим музеефицированный археологами фундамент. Если фундамент Николо-Ирининской церкви сохранился, то со временем он также станет объектом археологической экспозиции.

Церковь Николы Большой Крест – главная утрата Китай-города и одна из главных во всей Москве. Шедевр архитектуры погиб, на его месте скверик. Концепцией восстановления церкви занимался академик В.Виноградов, архитектор С. Конев,храм изучала О.Брайцева и многие другие. Но пространственный Николин Крест Китай-города пока остаётся без своего самого красивого храма. Хочется верить, что мы увидим в нашей жизни восстановленный Николин храм. Есть идея поставить в него знаменитый Шумаевский крест (ныне пребывающий в запасниках Музея архитектуры), привлекая в церковь паломников и туристов.

Зарядские Николы погибли целиком. Восстановление церкви Николы Мокрого после сноса остатков советской гостиницы – необходимое и вполне реальное дело (сохранились археологические обмеры П.Н. Максимова). Это будет восстановление исторической справедливости, как и восстановление древней системы улиц на месте гостиницы «Россия».

В 2010 году после расчистки штукатурки, (вместе со Спасом Смоленским на соседней Спасской башне) открылся древний Николин образ на Никольской башне Кремля. Фреску осторожно датируют временем строительства башни, несмотря на утраты и поздние записи. Говорят, что реставраторам и ранее было известно о существовании этих икон, но многие москвичи считают их явление настоящим чудом. Восстановлена также Никольская икона на стене ГУМа.

Таким образом, воссоздав пространственный Николин Крест (собор Николо-Греческого монастыря, церковь Николы «Большой Крест» и церковь Николы Мокрого), мы отчасти восстановим целостность Китай-города как исторической составляющей Москвы, что вполне можно считать серьёзной государственной и общественной задачей.

1. П. Паламарчук, «Сорок Сороков», «Книга и бизнес», «Кром», 1994, т.2, 11,
2. Сейчас в широком доступе в интернете, http://retromap.ru/mapster.php?right=081852
3. Такой точки зрения придерживается большинство исследователей, например Э. Мурзаев. Сведения из: Р.Рахматуллин «Варварка, туда и обратно», журнал «Московское наследие» №3, 2007, с.51.
4. О почитании святителя на Руси написано много книг, например недавно переизданное «Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского» А. Вознесенского и Ф. Гусева 1899 г. и др.
5. Цитата из «Слова похвального на перенесении мощей св. Николая из Мир Ликийских в Бар град пресвитера Андрея, клирика Московского Успенского собора». (цит. по: Г.Я.Мокеев. «Можайск- священный город русских». М., Издательство «КЕДР» 1992 год., с. 20, далее- Мокеев).
6. Мокеев, с.20.
7. Там же, с.25.
8. Там же, с.49.
9. А. Вознесенский и Ф. Гусев. Ук. соч., с.203-204.
10. В Кремле практически отсутствуют Никольские церкви. Никола Гостунский находился восточнее столпа Ивана Великого, т.е. находился на Ивановской, а не на соборной площади.
11. там же, т.1, с. 152,
12. Был капитально перестроен в XIX в. Там же, т.2, с. 58,
13. там же, т.2, с. 28,
14. там же, т.2, с. 64,
15. Придел, возможно, возник позже основного объёма церкви. Там же, т.2, с. 36,
16. Церковь XVI в. была капитально перестроена в XIX в. Там же, т.2, с. 35,
17. там же, т.4, с. 509,
18. Мокеев, с.11.
19. П.Паламарчук. Ук. Соч., т.2, с. 71,
20. «Мокрым» св. Николу называли из-за чуда, случившегося в мае 1090 года в Киеве на Днепре. Утонувшего ребёнка нашли родители живым и невредимым, ещё не обсохшим от воды в церкви у Никольской иконы. Мокеев, с.15
21. Каменное здание XVII века перестроено в XIX веке. Там же, т.2, с.74,
22. П.Паламарчук, т.2, с.23,
23. Конечно, нельзя забывать и о других доминантах Китай-города, прежде всего о Богоявленском монастыре. Этот видный барочный собор, поставлен в к. XVII века Голицыными как родовая усыпальница на месте храма XIV века, а основание монастыря относят к XIII веку. Предполагают, что здесь происходило водосвятие с выходом на реку Неглинную (Л.Беляев, Древние монастыри Москвы по данным археологии, М., 1995). В общем, монастырь возник раньше окружавшего его посада.
Памятную функцию несёт в себе Казанский собор в начале Никольской улицы и Владимирская церковь в её конце. Эти объекты не мешают рассматривать обособленно Никольские церкви в посаде также, как и почитание св. Николы в Церкви не мешает почитанию других святых.

Потрясающее душераздирающее стихотворение "на смерть" знаменитой церкви Св. Николая у Ильинских ворот (в народе - Никола "Большой Крест"), беспощадно и бесмысслено снёсённой в 1933 - ведь помимо уничтоженных храмов (в подавляющем большинстве памятников архитектуры) остались и не сломанные. Стихи написаны тогда же (естественно, "в стол") москвоведом, очевидцем сноса храма Ю.К. Ефремовым:

"Вчера была церковь. Горда, пятиглава.
Лазурные купы цвели на углах.
Не сдавшие золота для переплава,
Жглись россыпи звездные на куполах.

А нынче - "Ходынка"... На зрелища скупы
Недели и месяцы будничных дел.
А кто-то на царственный звёздчатый купол
Петлю четвертного аркана надел.

Арканный канат доконает, каналья.
А купол уступит, округл, полногруд...
Натянуты лица. Теснили и гнали,
Нет, снова теснимся у каменных груд...

Корежа. Ломая. Кроша. Подрубая -
Бьют кирки и ломы, грязнят и казнят.
О, как застонала глава голубая!
Как больно ей стало! Натянут канат,

Ещё раз! - Глава подалась, пошатнулась,
Качнулся сияющий золотом крест,
И треск, словно вопль, прокатился вдоль улиц,
И эхо ответ прорыдало окрест.

И выдрана с корнем, оторвана с мясом,
Обрушилась навзничь немая глава,
"И-ах"!- пронеслось по напрягшимся массам,
Услышавшим боль и забывшим слова...

К шедеврам русской архитектуры относилась одна из красивейших церквей Москвы - Св. Николая Чудотворца, что у Большого Креста в Китай-городе. Храм, возведенный в 1680х с пышной каменной "резью" входившего тогда в моду декора барокко, оказал несомненное влияние на сложение этого стиля в московской архитектуре. Подчеркнуто вертикальная композиция церкви, стоящей на подклёте (в XIX в. - начале XX в. он служил товарным складом торговой фирмы), утвердила за ней роль пространственной доминанты Ильинки.

Бело-голубая, с роскошным пятиглавием, церковь имела отдельно стоящую колокольню в "северном" стиле, 2 верхних яруса которой были возведены в 1819. Название свое храм получил по приделу Св. Николая и по большому резному деревянному кресту, стоявшему у правого клироса и содержавшему 156 частиц мощей, а также мощи Св. Николая Чудотворца в самой его сердцевине. После разрушения храма в 1933 удалось спасти иконостас (ныне в трапезной Троице-Сергиевой Лавры), и часть клироса, которая хранится в Донском монастыре.

Сломан храм был беспощадно и абсолютно бесполезно, т.к. убить веру большевикам всё равно не удалось, а памятник древнерусской архитектуры уничтожен (как-то странно-избирательно сносились церкви - какие-то сломали, а какие-то нет..) Теперь на его месте скверик с какими-то хозпостройками, рядом с часовой башней конторского дома Северного страхового общества (1910-1911, арх. И.И.Рерберг, М.М.Перетяткович, В.К.Олтаржевский)


Церковь Св.Николая "Большой Крест" и Ильинские ворота Китай-города, литография

Никола "Большой Крест", вид из Ипатьевского переулка (по-моему, сейчас он закрыт на решётку, т.к. там КПП)

Никола Большой Крест, церковь Николая Чудотворца в Москве на Ильинке, главная святыня русского купечества. Построена архангельскими купцами Филатьевыми в 1680-1697. Пятиглавый храм сверкал нарядным блестящим убранством с бледно-голубой окраской, в несколько этажей на подклете, служил в то же время и товарным складом. В храме, по обету его создателей, воздвигнут огромный, саженной высоты, крест со 156 частицами мощей. Крестное целование ставится в связь с обычаем приводить к присяге лиц, тяжущихся в Кремле в царских приказах. Для украшения храма были приглашена самые лучшие мастера.

В 1933 церковь была разрушена еврейскими большевиками.

НИКОЛЬСКИЕ ЦЕРКВИ СТАРОЙ МОСКВЫ

В старой Москве церквей, освященных во имя самого чтимого на Руси святого Николая Чудотворца, было огромное число - и сохранившихся до наших дней, и разрушенных при советской власти. В числе последних помянем самую знаменитую церковь св. Николая "Большой Крест", стоявшую в самом начале Ильинки и основанную там еще до возведения Китайгородской стены в первой половине XVI века. В ней приводили к присяге - "крестному целованию" - граждан, имевших судебные тяжбы, и в храме по обету его создателей был воздвигнут огромный крест с частицами святых мощей.

Само название местности - Берсеневка - уже наводит на мрачное воспоминание о казненном в далеких временах московском боярине. В XVI - XVIII в.в. здесь находилась "Берсенева решетка", то есть ночная застава, запираемая и охраняемая сторожами, которые следили за порядком в городе. В годы правления Ивана III за караул в этом участке отвечал "объезжий голова" боярин И.Н. Берсень-Беклемишев, имя которого носит и одна из Кремлевских башен - Беклемишевская, потому что рядом с ней располагался его двор. Где-то там, у Москвы-реки, боярин был казнен в 1525 году - из-за неосторожной и смелой искренности с великим князем Василием III. А еще говорили, что перед смертью опальный боярин переехал из Кремля со всем своим двором на Берсеневку.

Впрочем, другая, менее обоснованная версия гласит, что название этой местности произошло от сибирского слова "берсень" - крыжовник, который мог расти в близлежащем Государевом саду на Софийке. Он был разбит еще повелением великого князя Ивана III в 1493 году, когда в пожаре выгорело все Заречье против Кремля, и государь приказал устроить там только сад, без жилых домов, дабы предостеречься от огня в городе впредь.

Уже в конце XIV века здесь, в районе Берсеневки, был монастырь под именем Никола Старый, что "на Болоте" - такое название получила эта топкая местность из-за постоянных разливов Москвы-реки и сильных дождей, которые превращали правобережную часть города в болото до постройки в 1786 году Водоотводного канала.

Видимо, с тех времен, от древнего монастыря и осталась на Берсеневке Никольская церковь - возможно даже, что она была прежде соборным храмом этой обители или одной из ее церквей. Церковь упоминается еще в 1475 году, когда была деревянной, а в 1625 году называлась "Великий чудотворец Никола за Берсеневой решеткой". А память о замосквореченском, или, как говорили в старину, зареченском монастыре Москва хранила долго - молва утверждала, что именно в него Иван Грозный заточил опального митрополита Филиппа. И будто со всей первопрестольной стекался на Болото народ и толпился у стен темницы мученика. На самом же деле митрополита держали под арестом в Богоявленском монастыре Китай-города, а предание о Берсеневке появилось из-за слухов о Малюте Скуратове. С его именем молва связывала соседние с церковью красные палаты - будто бы жил в них сам главный опричник, к которому мрачный дом перешел от того самого боярина Берсеня.

Древняя часть этих палат действительно относится к XVI веку, и возможно, что именно здесь происходили тайные и кровавые расправы над неугодными царю. В 1906 году при сооружении электрической станции здесь, неподалеку от будущего Дома на Набережной, были открыты старинные подземные помещения - настолько высокие, что в них могла поместиться лошадь, о чем свидетельствуют обнаруженные там кости. В мрачных подземельях были найдены и останки человека, и множество тисков, а вскоре рядом нашли серебряные монеты времени Грозного. Вероятно, это и были пыточные подземелья Малюты Скуратова, который жил где-то рядом. Однако в советское время могила опричника была обнаружена на противоположном берегу Москвы-реки, близ церкви Похвалы Богородицы, что оставило историкам новую загадку, - ведь в те времена умерших хоронили только в своих церковных приходах, а значит, Скуратов жил не на Берсеневке, а прямо напротив нее.

Так или иначе, но только Берсеневка в московской молве была тесно связана с Малютой Скуратовым. Еще одно предание гласит, что после Скуратова дом перешел к его зятю, Борису Годунову - царь был женат на дочери Малюты.

Лишь с середины XVII века дом и церковь на Берсеневке имеют доподлинно известную историю. В 1657 году из старых палат построил себе усадьбу думный дьяк Аверкий Кириллов, заведовавший царскими садами в Замоскворечье. Тогда же он выстроил заново и красавицу-церковь с главным престолом, освященным во имя Св.Троицы, и с Никольским приделом, которая стала его домовым храмом. В 1695 году, уже после гибели дьяка, на ее колокольне появился колокол в 1200 пудов, отлитый самим Иваном Моториным - 42 года спустя он вместе с сыном будет отливать в Кремле печально знаменитый Царь-Колокол.

Надолго растянулось строительство палат - работы еще велись и на рубеже XVII-XVIII столетий. Полагают, что в создании их окончательного вида принимал участие знаменитый М.Чоглоков, архитектор Сухаревой башни. Однако другая, более точная версия называет автором палат Ивана Зарудного - из-за сходства декора Берсеневских палат с элементами его Меншиковой башни, построенной позднее.

После смерти царя Федора Алексеевича Аверкий Кириллов встал на сторону Нарышкиных и попал в круг придворных лиц, которых замыслили погубить Милославские. И был дьяк убит вместе с Артамоном Матвеевым во время стрелецкого бунта 1682 года: его сбросили с Красного крыльца на землю, изрубили, и труп поволокли на Красную площадь с криками: "Расступитесь, думный едет!" Он был погребен здесь, на Берсеневке, в приходе своей домовой церкви.

Его сын Яков тоже сначала был думным дьяком, а потом постригся в монахи в Донской монастырь. Кирилловы много жертвовали на эту обитель - именно на их средства были сооружены монастырские красные стены с красивыми башнями.

С 1756 года дом на Берсеневке стал принадлежать казне: сначала здесь располагался сенатский архив, потом в нем жили сенатские курьеры, и дом именовался "Курьерским". В 60-х годах ХIХ века бывший дом Кирилловых был подарен правительством московскому Археологическому обществу, которое проводило в нем свои знаменитые публичные научные заседания.

Церковь же с середины XVIII века стала обыкновенной приходской. В 1812 году она пострадала от пожара - "обгорела" и отреставрированная, была вновь освящена в следующем году после изгнания Наполеона.

В конце 1920-х годов в бывших палатах думного дьяка разместилось общежитие строителей Дома на Набережной. А в 30-е годы в подвале под закрытой Никольской церковью были найдены старинные иконы и скелет девушки с косой и вплетенной лентой, замурованный в нишу. Увидеть страшную находку больше никому не удалось - когда открыли каменную плиту, прах вмиг рассыпался.

В 1930 году после закрытия замосквореченской церкви немедленно стали добиваться ее сноса: в тот же год уничтожили колокольню, поскольку она "затемняла" помещение соседних реставрационных мастерских. Причина же сноса была, разумеется, другой - о ликвидации церкви на Берсеневке особенно хлопотал пресловутый архитектор Борис Иофан, строивший в том месте целый архитектурный ансамбль - Дворец Советов и Дом на Набережной - как образец социалистического "дома-города" в стиле конструктивизма. По первоначальному проекту Дом должен был гармонировать с Кремлем и в замысле предполагался красно-розового цвета. Но судьба распорядилась иначе, и дом оказался мрачно-серым.

Трагедия Берсеневки продолжилась и в зловещем Доме на Набережной - пошла молва, что он был построен из кладбищенских плит с разоренных большевиками могил, и потому столь несчастно складывалась судьба его многочисленных жильцов. Это были в основном члены советского правительства, министры и их заместители, маршалы и адмиралы, на головы которых в 30-е годы обрушилась секира сталинских репрессий. Лишь единицы из них избежали казни и лагерей. Даже "покой" жителей дома вместо консьержек охраняли военные, а в маленьких подвалах-окошках первого этажа держали сторожевых собак.

Старинный Никольский храм начали разбирать - в таком соседстве с новым идеологическим центром советской столицы ему не было места. А потом строительство Дворца Советов было приостановлено, и храм чудом уцелел. В 1958 году в нем был открыт НИИ музееведения, а в 70-х годах началась его реставрация.

Богослужения в нем были возобновлены в 1992 году. На празднике Преображения того же года в церкви был отслужен молебен о мире в Абхазии. В настоящее время храм действует .

Церковь Николая Чудотворца, именуемая "Красный звон".
Фото из
книги Н.А. Найденова "Москва. Соборы, монастыри и церкви". 1882-83гг.

Еще одна замечательная и очень древняя, но, к сожалению, закрытая Никольская церковь Москвы находится в Китай-городе (бывший Юшков переулок, в советское время - проезд Владимирова, а с 1992 года - Никольский пер.). Она называется "Красный звон", или "у красных колоколов" - от "красного", красивого звона своих колоколов. В старину была известная поговорка: "Хлеба-соли покушать, Красного звону матушки Москвы послушать", а китайгородская Никольская церковь, как Москва, славилась своими колоколами.

Церковь безусловно принадлежит к числу древнейших московских храмов. Раньше в ней был придел во имя св. Зосимы Соловецкого, и это навело исследователей на мысль, что эту церковь, столь близкую к Кремлю, основал сам митрополит Филипп в 1566 году - в память мирных дней своего пребывания в Соловецкой обители. И когда святитель попал в опалу, Иван Грозный в ярости приказал переосвятить китайгородский храм, который и переименовали в честь св. Николая Чудотворца. А когда митрополит Филипп был причислен к лику святых, и мощи его торжественно встретили в Москве, то во время очередного обновления храма в конце XVII века С.Г.Нарышкин, чтя память святителя, вновь устроил в Никольской церкви придел в честь соловецких святых Зосимы и Савватия.

Другая история гласит, что эта церковь появилась здесь еще в 1561 году, каменной, тщанием обыкновенного китайгородского купца Григория Твердикова, а некоторые и вовсе относят его жизнь к следующему, XVII столетию. Обычная путаница истории.

В XVII веке Никольская церковь называлась "что слывет у Красных колокольниц на Посольской улице" - здесь тогда размещался Посольский двор. Ее главный престол был освящен во имя Рождества Богородицы, и здесь находилась бесценная святыня - икона Одигитрии письма Симона Ушакова.

Этот храм был известен тем, что в нем, по легенде, была захоронена голова мятежника Алексея Соковнина - начальника Конюшенного приказа, который в 1697 году участвовал в заговоре сторонников царевны Софьи против Петра I и был за то казнен. Его родственники вытребовали останки, но тело власти отправили в "убогий дом", и была погребена с почестями только отсеченная голова.

В 1858 году неоднократно перестроенную к тому времени церковь разобрали совсем и старанием купца Полякова построили новый храм, доживший до нашего времени. Возможно, его архитектором был известный Н.И.Козловский, построивший храм Всех Скорбящих Радость в Калитниках, - он точно делал иконостас новой Никольской церкви.

И самая интересная страничка в истории Никольского храма связана с его "красными" колоколами. От старомосковского названия церкви произошла легенда, будто ее колокола на диво в Москве были покрашены красной краской, но это всего лишь вымысел: покрывать священные колокола краской было бы нелепо, тем более, что колокола на Руси иногда благолепно золотили. Они так и назывались - золоченые. А были еще царские - большие колокола, отлитые по высочайшему указу, или для главных церквей, звонившие в очень большие праздники. В Кремле, например, существовал еще один "царь-колокол" весом в тысячу пудов, в который ударяли редко, в случае смерти царя или патриарха, медленно и с расстановкой, три раза. Он был отлит уже в середине XVI века и находился в особом деревянном срубе, а потом был перелит с добавлением меди, назван "Праздничным" и помещен на Успенскую звонницу.

Кроме царских и золоченых, были еще пленные, ссыльные и лыковые колокола. Один из таких колоколов и находился в Никольской церкви. Пленными назывались колокола, взятые у противника на войне в качестве трофея. Ссыльными были опальные или те же пленные колокола, которые отправлялись на окраины страны: иногда одни, а иногда вместе с попавшими в опалу или плен людьми. Так, при царе Алексее Михайловиче в глухие русские провинции были сосланы многие поляки и литовцы и вместе с ними - их пленные колокола. Лыковыми назывались опальные колокола, сначала разбитые по указу, а потом перевязанные лыком (однако некоторые считают, что это были обычные колокола более простой отделки.)

В Никольской церкви был помещен один пленный колокол, взятый при царе Алексее Михайловиче во время войны с Польшей: 1575 года отливки, с изображением трех лилий и со старинной надписью на иностранном языке: "Вся надежда на колокол из Шена во Франции" - так представили ее перевод в виде рабочей гипотезы современные специалисты. Этому пленному колоколу "повезло" - он не был отправлен в какую-то далекую ссылку, а остался в стольном граде Москве, да еще на красивой центральной церкви. После же закрытия Никольского храма в 1927 году его передали в музей в село Коломенское.

Звон колоколов на Руси неизменно сопровождал все великие торжества, знаменовал и радостные, и печальные события. Колокольный звон созывал православный народ на церковную службу, а тех, кто не мог придти в храм, он побуждал к внутренней молитве. И согласно церковному уставу красным именовался звон колоколов на Страстной неделе. Здесь, в Никольской церкви, расположенной близко к Кремлю, все колокола были подобраны "в один тон, и звук от них был приятный", - писал один из далеких современников, слышавших ее звон. Посему эта церковь называлась еще "у хорошего звона".

В конце 1922 года Никольский храм был захвачен какой-то "Свободной трудовой церковью", в 1925 году предназначен к сносу, еще через два года закрыт, но чудом уцелел. Одно время в нем даже размещалась электроподстанция. На государственной охране церковь не состояла, и ее только включили в список объектов, предложенных к этой постановке.