Что такое модернизация основных средств. Списание основных средств: образцы приказов Приказ о модернизации здания образец

Списывая ОС, организации необходимо следовать определенному алгоритму действий:

  1. Формирование комиссии по списанию/выбытию основных средств. Состав комиссии утверждает руководитель учреждения. Цель комиссии — проверка технических свойств списываемого изделия, выявление возможности починки, определение причин списания, исследование запасных частей на предмет их дальнейшей пригодности.
  2. Оформление заключения по факту проверки технического состояния.
  3. Создание распоряжения о списании основных средств и акта о списании (письмо Минфина РФ от 09.07.2009 № 03-03-06/1/454). Распоряжение и акт должны быть составлены грамотно, так как при проверке ИФНС проверяющий может потребовать эти документы для подтверждения расходов на списание.

Приказ об инвентаризации основных средств, образец

Перед тем как приступить к инвентаризации имущества (сверке с записями бухгалтерского учета), руководитель организации должен документально оформить соответствующее решение. Распоряжение об инвентаризации основных средств может быть сформировано как на унифицированном бланке по форме ИНВ-22 (Постановление Госкомстата РФ № 88), так и в произвольной форме.

В распоряжении необходимо указать следующую информацию:

  • наименование документа, дату и номер (данные реквизиты вносятся в журнал регистрации по форме ИНВ-23);
  • сведения о проводимой инвентаризации — причины, структура, период;
  • членов инвентаризационной комиссии с указанием должности каждого сотрудника.

Приказ на модернизацию основного средства, образец

Обновление материально-технической базы учреждения — модернизация — производится только после издания соответствующего распоряжения.

Решение руководителя на модернизацию закрепляет:

  • состав и полномочия комиссии по модернизации;
  • номенклатурные номера изделий, нуждающихся в обновлении, и причины производимой модернизации;
  • график работ.

Ответственность за составление предписания об обновлении ОС может возлагаться на секретаря, заместителя директора по технической части, бухгалтера. Унифицированного регистра у данного документа нет, поэтому приказ может быть составлен в произвольной форме. Образец распоряжения о модернизации может быть утвержден учетной политикой организации. Приказ подписывает руководитель учреждения. Члены комиссии ставят свои подписи в конце документа в знак того, что они ознакомлены с содержащейся в нем информацией.

Приказ о консервации основных средств, образец

Распоряжение о консервации создается в том случае, когда объекты в организации временно не используются
Решение руководителя о временном неиспользовании ОС включает следующие сведения:

  • основные причины консервации;
  • период, на который приостанавливается использование;
  • должностные лица, ответственные за процедуру консервации и расконсервации и за сохранность изделий в период неиспользования.

Ответственным работникам необходимо провести инвентаризацию консервируемых ОС и оформить соответствующий акт.

Форму актов и распоряжения о консервации организация может разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике.

Организация в январе 2009 года приобрела помещение под офис по договору долевого участия и в этом же месяце ввела его в эксплуатацию как основное средство. В сентябре 2009 года был заключен договор на строительно-отделочные работы этого помещения. В сентябре же подписан акт на эти работы. Перечень работ — возведение стен-перегородок из газобетона, отделка стен, потолков и так далее. Может ли организация включить затраты на отделку в первоначальную стоимость офиса в бухгалтерском и налоговом учете? Каков порядок бухгалтерского учета и налогообложения в данной ситуации? Как производится документальное оформление выполненных работ?

Налоговый учет

В рассматриваемой ситуации возможны два варианта учета затрат на проведение строительно-отделочных работ. При этом в целях налогообложения прибыли следует правильно квалифицировать выполненные работы (ремонт, реконструкция, модернизация и т.п.) для последующего их учета в расходах.

Налоговое законодательство не содержит определения «ремонт», но содержит определение понятия «реконструкция».

В соответствии с пунктом 2 статьи 257 НК РФ в целях главы 25 НК РФ к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

В своем письме от 23.11.2006 № 03-03-04/1/794 Минфин России указывает, что при определении терминов «капитальный ремонт» и «реконструкция» следует руководствоваться:

  • Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утв. постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279;
  • Ведомственными строительными нормативами (ВСН) № 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (утв. приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312, далее — ВСН № 58-88);
  • письмом Минфина СССР от 29.05.1984 № 80 «Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий».

В соответствии с пунктом 5.1 ВСН № 58-88 капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

Согласно пункту 5.3 ВСН № 58-88 при реконструкции зданий (объектов) исходя из сложившихся градостроительных условий и действующих норм проектирования помимо работ, выполняемых при капитальном ремонте, могут осуществляться:

  • изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии необходимых обоснований — их частичная разборка;
  • повышение уровня инженерного оборудования, включая реконструкцию наружных сетей (кроме магистральных сетей);
  • улучшение архитектурной выразительности зданий (объектов), а также благоустройство прилегающих территорий.

Таким образом, основное отличие реконструкции от капитального ремонта заключается в том, что при реконструкции меняется технико-экономические показатели основного средства, например, после реконструкции меняется назначение помещения (здания).

В рассматриваемой ситуации организация при осуществлении строительно-отделочных работ произвела перепланировку.

По мнению налоговых органов, расходы организации (собственника здания), понесенные в связи с перепланировкой и реконструкцией как в целом здания, так и его отдельных помещений, увеличивают первоначальную стоимость здания (письмо УФНС РФ по г. Москве от 19.09.2007 № 20-12/089231.1).

Арбитражная практика показывает, что суды в вопросах разграничения расходов на ремонт и реконструкцию, как правило, встают на сторону налогоплательщиков.

Так, в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 07.11.2006 № А56-13460/04, от 25.09.2006 № А56-28039/2005, ФАС Московского округа от 28.09.2006 № КА-А40/7292-06 судьи отметили, что переустройство существующих объектов основных средств не было связанно с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей, не осуществлялось по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

В постановлении ФАС Уральского округа от 28.11.2006 № Ф09-10509/06-С7 суд сделал вывод, что перепланировка является элементом как реконструкции, так и капитального ремонта и сама по себе не определяет характера выполненных работ.

В данном случае организация представила суду заключение экспертизы работ, выполненных в оспариваемых помещениях проектным предприятием, имеющим лицензию на осуществление проектирования зданий и сооружений. Согласно этому заключению технико-экономические показатели и функциональное назначение помещений не изменились, работы по увеличению объема здания (надстройка, пристройка) не проводились, в связи с чем данные работы признаны капитальным ремонтом.

По вопросам об отнесении тех или иных работ к капитальному ремонту или реконструкции специалисты Минфина России в письме от 23.11.2006 № 03-03-04/1/794 рекомендуют обращаться в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Кроме того, согласно письму Минфина России от 14.01.2004 № 16-00-14/10 основанием для определения видов ремонта должны являться соответствующие документы, разработанные техническими службами организаций в рамках системы планово-предупредительных ремонтов.

В связи с этим в целях правильного отражения расходов на проведение ремонтов в бухгалтерском и налоговом учете в организации должны быть соответствующие локальные, организационно-распорядительные и первичные документы, такие как:

положение о ремонтах, приказ на осмотр зданий и сооружений, приказ о создании комиссии по осмотру, акт технического обследования объекта ремонтно-восстановительных работ с указанием обнаруженных дефектов, мер по их устранению и сроков выполнения, дефектная ведомость.

Наличие перечисленных документов позволит обосновать тот факт, что осуществленные работы являются ремонтом и затраты по этим работам относятся в целях налогообложения на расходы в соответствии со статьей 260 НК РФ.

От характера произведенных работ — реконструкция или капитальный ремонт — зависит порядок учета затрат в составе расходов в целях исчисления налога на прибыль организаций.

Если организация произвела реконструкцию основного средства, то согласно пункту 2 статьи 257 НК РФ понесенные затраты увеличивают первоначальную стоимость этого основного средства и подлежат списанию для целей налогообложения через механизм амортизации в соответствии со статьями 256-259 НК РФ.

Затраты же на капитальный ремонт рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, вне зависимости от их оплаты в размере фактических затрат (статьи 260 и 272 НК РФ). В целях налогообложения глава 25 НК РФ не делит ремонт на капитальный и текущий.

Согласно пункту 3 статьи 260 НК РФ для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным статьей 324 НК РФ.

Если организация не формировала резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, датой осуществления расходов будет являться день подписания акта приемки-передачи выполненных работ (письмо УМНС России по г. Москве от 16.01.2003 № 26-12/3640).

Обращаем внимание, что все расходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, должны соответствовать критериям, установленным пунктом 1 статьи 252 НК РФ. Расходы должны быть экономически оправданы, документально подтверждены и произведены в рамках деятельности, направленной на получение дохода.

Для документального подтверждения выполненных строительно-отделочных работ необходимо иметь соответствующий договор, сметную и техническую документацию, распорядительные документы организации. Для документального оформления приемки объектов по окончании реконструкции или капитального ремонта используется акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3, утвержденная постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7).

Бухгалтерский учет

Согласно пунктам 7, 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» затраты, связанные с приобретением объекта недвижимости и приведением этого объекта в состояние, пригодное для использования, включаются в первоначальную стоимость этого объекта. Таким образом, все расходы, связанные с приобретенным объектом недвижимости до ввода его в эксплуатацию, формируют его первоначальную стоимость.

Из пункта 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, далее — Методические указания) следует, что у организации возникнет обязанность по переводу основного средства (здания (помещения здания)) на счет 01 «Основные средства» после окончания капитальных вложений по приведению здания в состояние, пригодное для использования, то есть после ввода здания (помещения) в эксплуатацию.

Отметим, что законодательством о бухгалтерском учете ни понятие реконструкции, ни понятие ремонта объекта основных средств не определено.

Бухгалтерский учет при классификации работ как реконструкция

В бухгалтерском учете основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости (п. 7 ПБУ 6/01). Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств (п. 14 ПБУ 6/01).

Пунктом 8 ПБУ 6/01 установлено, что первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. При этом к фактическим затратам на приобретение, сооружение и изготовление основных средств относятся также суммы, уплачиваемые за приведение его в состояние, пригодное для использования (т.е. в данном случае — затраты на строительно-отделочные работы).

Учитывая, что строительно-отделочные работы необходимы для использования помещения в запланированных целях, эти работы относятся к капитальным вложениям. Затраты по отделочным работам до подписания акта выполненных работ отражаются в бухгалтерском учете организации по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». После завершения работ все затраты на них включаются в первоначальную стоимость основного средства. Стоимость основного средства увеличивается.

В бухгалтерском учете нужно сделать следующие записи:

Дебет 08 Кредит 60 (76)
— отражены затраты по строительно-отделочным работам;
Дебет 19 Кредит 60 (76)


— НДС по строительно-отделочным работам принят к вычету;
Дебет 01 Кредит 08
— увеличена первоначальная стоимость основного средства на сумму затрат по отделочным работам.

Бухгалтерский учет при классификации работ как капитальный ремонт

Пунктом 66 Методических указаний установлено, что восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции.

Затраты, производимые при ремонте объекта основных средств, отражаются в бухгалтерском учете на основании соответствующих первичных учетных документов по учету операций отпуска (расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда, задолженности поставщикам за выполненные работы по ремонту и других расходов по дебету соответствующих счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат (п. 67 Методических указаний).

В целях равномерного включения предстоящих расходов на ремонт объектов основных средств в затраты на производство (расходы на продажу) отчетного периода организация может создавать резерв расходов на ремонт основных средств (в том числе арендованных) (п. 69 Методических указаний).

Бухгалтерские записи (капитальный ремонт):

Дебет 20 (26, 44) Кредит 60 (76)
— отражены строительно-отделочные работы;
Дебет 19 Кредит 60 (76)
— учтен НДС по строительно-отделочным работам;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
— принят к вычету НДС по строительно-отделочным работам.

С. Николаев, В. Горностаев,
эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Статья размещена в журнале
«Вестник бухгалтера московского региона»
№12 декабрь 2009

Приказ о модернизации основного средства

Формирование приказа о модернизации основного средства – необходимая часть процедуры по обновлению объектов материально-технической базы предприятия.

Что понимается под термином «основные средства»

В данное понятие включаются все средства, которые работники организации используют в производственном процессе. Это могут быть:

  • материалы;
  • оборудование;
  • техника;
  • станки (при условии, что их стоимость выше 40 тыс. рублей);
  • транспорт;
  • здания;
  • сооружения и т.д.

Все они стоят на балансе компании и любые действия с ними подлежат обязательному учету.

Модернизация - зачем она нужна и что это такое

В процессе безостановочной эксплуатации любые объекты основных средств довольно быстро изнашиваются. Вследствие этого, для дальнейшего бесперебойного использования их необходимо своевременно обновлять или модернизировать. Также это актуально при моральном устаревании орудий труда, возникших в ходе их применения, поломках и неисправностях.

Модернизация – это работы, проводимые в отношении объектов основных средств, которые приводят к их усовершенствованию, изменению назначения (технологического или служебного), увеличению мощности, производительности, расширению возможностей по применению и т.д.

Кроме того, модернизация ведет к повышению балансовой стоимости основного средства и длительности периода его использования.

Модернизация может проводиться силами работников предприятия (при наличии квалифицированных специалистов) или же при помощи услуг сторонней компании.

Зачем нужен приказ

Приказ о модернизации основного средства необходим для того, чтобы запустить данный процесс.

На основе распоряжения руководителя создается соответствующая комиссия, которая признает тот или иной объект материально-технической базы нуждающимся в обновлении, составляет график работ и подготавливает прочую документацию. Также она контролирует процедуру модернизации, а затем, после проведенных улучшающих манипуляций, осуществляет приемку основного средства.

Кто пишет приказ

Непосредственно функция по составлению приказа может быть возложена на начальника структурного подразделения, секретаря, юриста или иного близкого к руководству компании сотрудника.

После формирования распоряжения, оно в обязательно порядке должно быть передано на подпись директору – без его автографа бланк не обретет законного статуса.

Особенности приказа, общие моменты

Если перед вами встала задача по созданию приказа о модернизации основного средства, а вы не вполне уверены в том, как именно его следует написать, прочитайте расположенные ниже рекомендации и ознакомьтесь с примером – на его основе у вас легко получится сделать собственный документ.

Прежде всего, приведем некоторые общие сведения, характерные для всех подобного рода бумаг.

  • Для начала, скажем о том, что приказ может составляться в произвольном виде, поскольку на сегодняшний день унифицированный образец данного документа отсутствует. Но если в организации есть утвержденный шаблон приказа, то распоряжение нужно делать по его типу. При этом вариант оформления должен быть определен в нормативных актах предприятия.
  • Приказ допускается писать от руки или печать на компьютере, но с обязательно последующей распечаткой – она нужна для того, чтобы у директора и работников компании была возможность поставить под ним свои личные подписи.
  • Проштамповывать бланк при помощи штемпельных клише не обязательно – печати надо использовать только тогда, когда эта норма в отношении внутренних бумаг установлена в учетной политике фирмы.
  • Приказ составляется всегда в одном оригинальном экземпляре и затем фиксируется в журнале учета распорядительной документации, который обычно находится у секретаря.
  • Длительность действия приказа определяется индивидуально в самом документе, если же таковой отметки в нем нет, то она автоматически приравнивается к одному году с момента его создания.
  • После составления и ознакомления с приказом заинтересованных лиц, он передается на хранение секретарю или иному ответственному работнику. После того, как период его действия истечет, бланк можно отправить в архив предприятия, где он должен содержаться в течение срока, установленного законодательством или внутренними документами предприятия.

Образец приказа о модернизации основного средства

В начале документа пишется:

  • наименование организации;
  • название приказа и его номер (по внутреннему документообороту);
  • дата создания приказа и населенный пункт, в котором зарегистрирована компания.
  • обоснование создания приказа (в связи с какими реальными обстоятельствами возникла эта необходимость);
  • основание (т.е. ссылка на законодательную норму или внутренний документ компании – акт, служебную записку и т.п.);
  • требование о модернизации объекта основных средств (указываются его идентификационные характеристики – наименование, модель, номер и т.д.);
  • срок, в который нужно провести модернизацию;
  • состояние объекта на момент модернизации: период его фактической эксплуатации, степень износа, остаточную стоимость, наличие технической документации и т.д.;
  • состав комиссии, которая будет следить за процессом модернизации (в нее могут быть включены как работники предприятия (технические специалисты, бухгалтер, юрист и т.п.), так и сторонние эксперты);
  • задачи, стоящие перед членами комиссии;
  • ответственные сотрудники по отдельным направлениям данного процесса (организационному, производственному, финансовому и т.д.).

В завершение документ подписывается директором и всеми упомянутыми в нем работниками.

ООО планирует поэтапную реконструкцию здания

Вопрос-ответ по теме

ООО планирует поэтапную реконструкцию принадлежащего ему на праве собственности здания. Ввиду тяжелой финансовой ситуации, реконструкцию здания планируется провести в два этапа: 1 этап — реконструкция одной части здания, 2 этап — оставшаяся часть (в процентном соотношении 1 этап — 90%, 2 этап — 10%). Разрешения на реконструкцию также планируется получить на 2 этапа реконструкции. В настоящий момент готовятся документы для 1 этапа реконструкции. Здание оформлено как единый объект недвижимости. Необходимо ли разделять данное здание на отдельные объекты недвижимости? Либо достаточно указать — 1 этап реконструкции, 2 этап реконструкции. Проектная документация на реконструкции оформлена надлежащим образом. Заранее спасибо!

Оснований для обязательного раздела здания на два самостоятельных объекта недвижимости с последующей постановкой частей на кадастровый учет, с целью проведения реконструкции здания не усматривается. Произвести поэтапную реконструкцию объекта недвижимости в соответствии с разработанной проектной документацией нормы Градостроительного кодекса не запрещают (в частности ст.51 ГрК РФ).

В свою очередь, относительно раздела здания, следует отметить, что Закон о кадастре не содержит запрета на описание совокупности смежных помещений, расположенных в здании или сооружении, в качестве одного объекта недвижимости — помещения. При этом вновь образуемое (создаваемое) помещение согласно части 7 статьи 27 Закона о кадастре должно быть изолировано или обособлено от других помещений в здании (сооружении) – см. Письмо Минэкономразвития России от 18.07.2013 № ОГ-Д23-4098 «О порядке раздела зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства». Тем не менее, законодательство не устанавливает обязательное требование раздела здания, с целью его поэтапной реконструкции.

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» и «Системы Главбух»

Как провести и отразить в бухучете и при налогообложении реконструкцию основных средств

«При эксплуатации основные средства морально и физически изнашиваются. Реконструкция является одним из способов восстановления основного средства (п. 26 ПБУ 6/01).

Реконструкцию основных средств можно выполнить:

  • хозспособом (т. е. собственными силами организации);
  • подрядным способом (т. е. с привлечением сторонних организаций (предпринимателей, граждан)).

Решение о реконструкции основных средств нужно оформить приказом руководителя организации, в котором необходимо указать:

  • причины реконструкции;
  • сроки ее проведения;
  • лиц, ответственных за проведение реконструкции.

Объясняется это тем, что все операции должны быть подтверждены документально (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Если организация выполняет реконструкцию не собственными силами, то с исполнителями нужно заключить договор подряда (ст. 702 ГК РФ).

При передаче основного средства подрядчику оформите акт о приеме-передаче основного средства на реконструкцию. Поскольку унифицированной формы акта нет, организация может разработать ее самостоятельно. Если основное средство будет утрачено (испорчено) подрядчиком, подписанный акт позволит организации потребовать возмещения причиненных убытков (ст. 714 и 15 ГК РФ). При отсутствии такого акта доказать передачу основного средства подрядчику будет затруднительно.

При передаче основного средства на реконструкцию в специальное подразделение организации (например, ремонтную службу) следует составить накладную на внутреннее перемещение по форме № ОС-2. Если при реконструкции местонахождение основного средства не меняется, никаких передаточных документов составлять не нужно. Такой порядок следует из указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.

По окончании реконструкции составляется акт о приеме-сдаче по форме № ОС-3. Его заполняют независимо от того, хозяйственным или подрядным способом была проведенареконструкция. Только в первом случае организация оформляет бланк в одном экземпляре, а во втором – в двух (для себя и для подрядчиков). Акт подписывают:

  • члены приемочной комиссии, созданной в организации;
  • сотрудники, ответственные за реконструкцию основного средства (или представители подрядчика);
  • сотрудники, ответственные за сохранность основного средства после реконструкции.

После этого акт утверждает руководитель организации и его передают бухгалтеру.

Если подрядчик проводил реконструкцию здания, сооружения или помещения, которая относится к строительно-монтажным работам, то дополнительно к акту по форме № ОС-3должны быть подписаны акт приемки по форме № КС-2 и справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3, утвержденные постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100.

В результате реконструкции могут измениться характеристики здания (сооружения), которые были первоначально указаны при его госрегистрации. Например, изменилась общая площадь или этажность здания. В этом случае новые характеристики здания (сооружения) необходимо зарегистрировать в госреестре (п. 68Правил, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2013 г. № 765). При этом здание(сооружение) не заново регистрируется, а производится лишь запись в реестре об изменении его характеристик.

Для регистрации изменений в территориальное отделение Росреестра нужно представить:

  • заявление о внесении изменений в госреестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • документы, подтверждающие изменение соответствующих сведений, ранее внесенных в госреестр (например, справку из БТИ);
  • платежное поручение на уплату госпошлины в сумме 1000 руб. (подп. 27 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Затраты на реконструкцию основных средств изменяют (увеличивают) их первоначальную стоимость в бухучете (п. 14 ПБУ 6/01).

Организация обязана вести учет основных средств по степени их использования:

  • в эксплуатации;
  • в запасе (резерве);
  • на реконструкции и т. д.

Об этом сказано в пункте 20 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Учет основных средств по степени использования можно вести с отражением или без отражения на дополнительных субсчетах к счетам 01 (03). Так, при долгосрочной реконструкции целесообразно учитывать основные средства на отдельном субсчете «Основные средства на реконструкции». Такой подход согласуется спунктом 20 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Дебет 01 (03) субсчет «Основные средства на реконструкции» Кредит 01 (03) субсчет «Основные средства в эксплуатации»
– передано на реконструкцию основное средство.

По окончании реконструкции сделайте проводку:

Дебет 01 (03) субсчет «Основные средства в эксплуатации» Кредит 01 (03) субсчет «Основные средства на реконструкции»
– принято из реконструкции основное средство.

Учет затрат на реконструкцию

Затраты на реконструкцию основных средств учитывайте на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (п. 42 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Чтобы обеспечить возможность получения данных по видам капитальных вложений, к счету 08 целесообразно открыть субсчет «Расходы нареконструкцию».

Затраты на проведение реконструкции основных средств хозспособом состоят:

  • из стоимости расходных материалов;
  • из зарплаты сотрудников, отчислений с нее и т. д.

Затраты на проведение реконструкции собственными силами отразите проводкой:

Дебет 08 субсчет «Расходы на реконструкцию» Кредит 10 (16, 23, 68, 69, 70.)
– учтены расходы на проведение реконструкции.

Если организация выполняет реконструкцию основных средств с привлечением подрядчика, то его вознаграждение отразите проводкой:

Дебет 08 субсчет «Расходы на реконструкцию» Кредит 60
– учтены затраты на реконструкцию основного средства, выполненную подрядным способом.

По завершении реконструкции затраты, учтенные на счете 08, можно включить в первоначальную стоимость основного средства либо учесть обособленно на счете 01 (03). Об этом сказано в абзаце 2 пункта 42 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

При включении затрат на проведение реконструкции в первоначальную стоимость основного средства сделайте проводку:

Дебет 01 (03) Кредит 08 субсчет «Расходы на реконструкцию»
– увеличена первоначальная стоимость основного средства на сумму затрат по реконструкции.

В этом случае расходы на проведение реконструкции отразите в инвентарной карточке учета основного средства по форме № ОС-6 (ОС-6а) или в инвентарной книге по форме № ОС-6б(применяется малыми предприятиями). Об этом сказано в указаниях, утвержденныхпостановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7. Если сведения о проведеннойреконструкции отразить в старой карточке затруднительно, взамен ей откройте новую (п. 40Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).

При обособленном учете затраты на проведение реконструкции спишите на отдельный субсчет к счету 01 (03). Например, субсчет «Расходы на реконструкцию основного средства»:

Дебет 01 (03) субсчет «Расходы на реконструкцию основного средства» Кредит 08 субсчет «Расходы на реконструкцию»
– списаны затраты на проведение реконструкции основного средства на счет 01 (03).

В этом случае на сумму произведенных затрат откройте отдельную инвентарную карточку поформе № ОС-6. Об этом сказано в абзаце 2 пункта 42 Методических указаний, утвержденныхприказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Амортизация во время реконструкции

При проведении реконструкции со сроком не более 12 месяцев амортизацию по основному средству начисляйте. Если реконструкция основного средства проводится более 12 месяцев, то начисление амортизации по нему приостановите. В этом случае возобновите начисление амортизации после окончания реконструкции. Такой порядок установлен в пункте 23 ПБУ 6/01 и пункте 63 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Ситуация: с какого момента в бухучете нужно прекратить, а затем возобновить начисление амортизации по основному средству, переданному на реконструкцию на срок свыше 12 месяцев

Для целей бухучета конкретный момент прекращения и возобновления начисления амортизации по основным средствам, переданным на реконструкцию на срок свыше 12 месяцев, законодательством не установлен. Поэтому месяц, с которого прекращается и возобновляется начисление амортизации для целей бухучета по таким основным средствам, организация должна установить самостоятельно.

При этом возможными вариантами могут быть:

  • начисление амортизации приостанавливается с 1-го числа месяца, в котором основноесредство было передано на реконструкцию. А возобновляется – с 1-го числа месяца, в котором была закончена реконструкция;
  • начисление амортизации приостанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором основное средство было передано на реконструкцию. А возобновляется – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором реконструкция была закончена.

Выбранный вариант приостановки и возобновления начисления амортизации закрепите в учетной политике организации для целей бухучета.

Главбух советует: в учетной политике для целей бухучета закрепите такой же порядок прекращения и возобновления начисления амортизации по основным средствам, переданным на реконструкцию на срок свыше 12 месяцев, как и в налоговом учете.

В этом случае в учете организации не будут возникать временные разницы, приводящие к образованию отложенного налогового обязательства.

Срок использования ОС после реконструкции

Реконструкционные работы могут привести к увеличению срока полезного использования основного средства. В этом случае для целей бухучета оставшийся срок полезного использования реконструированного основного средства должен быть пересмотрен (п. 20 ПБУ 6/01, п. 60 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Это делает приемочная комиссия при принятии основного средства из реконструкции:

  • исходя из срока, в течение которого планируется использовать основное средство после реконструкции для управленческих нужд, для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и иного извлечения доходов;
  • исходя из срока, по окончании которого основное средство предположительно будет непригодно к дальнейшему использованию (т. е. физически изношено). При этом учитывается режим (количество смен) и негативные условия эксплуатации основного средства, а также системы (периодичности) проведения ремонта.

Такой порядок следует из пункта 20 ПБУ 6/01.

О том, что реконструкционные работы не привели к увеличению срока полезного использования, приемочная комиссия должна указать в акте по форме № ОС-3.

Результаты пересмотра оставшегося срока полезного использования в связи с реконструкцией основного средства оформите приказом руководителя.

Ситуация: как в бухучете начислять амортизацию после реконструкции основного средства

Порядок начисления амортизации после реконструкции основного средства законодательством по бухучету не определен. В пункте 60 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, приведен лишь пример расчета амортизационных отчислений с применением линейного способа. Так согласно примеру, при линейном методе годовая сумма амортизационных отчислений основного средства послереконструкции определяется в следующем порядке.

Годовую норму амортизации основного средства после реконструкции рассчитайте по формуле:

Реконструкция основного средства при УСН (доходы минус расходы)

Добрый день. Согласно правилам форума, в одной теме задается один вопрос. Каждый новый вопрос надо задавать в новой теме. Поэтому первый вопрос остаётся в этой теме, а остальные (я их выделила синим цветом) задайте, пожалуйста, КАЖДЫЙ в НОВОЙ теме.

Наиболее безопасным с налоговой точки зрения будет учет расходов на реконструкцию недвижимости для целей УСН после окончания всего коплекса работ и ввода реконструированного объекта в эксплуатацию по окончании реконструкции (т.е. в 2014 г.).

Вопрос: Индивидуальный предприниматель (далее — ИП), имеющий на праве собственности не более 20 транспортных средств, оказывает автотранспортные услуги по перевозке грузов. По данному виду деятельности на основании пп. 5 п. 1 ст. 346.26 НК РФ применяется система налогообложения в виде ЕНВД. Также ИП имеет в собственности гараж. Часть гаража была переоборудована под помещение автосервиса, с выделением ремонтной зоны и офиса. Внутри гаража была поставлена перегородка из кирпича, проведено отопление, отдельно выведена канализация, сделан отдельный вход и заезд, внешняя сторона части гаража была обложена сэндвич-панелями. Данное помещение сдано в аренду под автосервис. По доходам от сдачи в аренду применяется УСН (объект — «доходы минус расходы»).
Согласно п. 3 ст. 346.16 НК РФ в расходах по УСН учитываются расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств с момента ввода в эксплуатацию. При этом следует иметь в виду, что основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, учитываются в расходах с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав (Письмо Минфина России от 15.04.2009 N 03-11-06/2/65).
Согласно п. 4 ст. 346.16 НК РФ расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств определяются с учетом положений п. 2 ст. 257 НК РФ. К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения здания. В целях настоящей главы к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
Вправе ли ИП учесть расходы на ремонт и переоборудование части гаража в расходах при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН в соответствии с п. 3 ст. 346.16 НК РФ?
Необходимо ли ИП оформить перепланировку в Росреестре, если площадь объекта не изменилась?

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает, что согласно Положению о Минфине России, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, и Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
При этом информируем, что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы, связанные с приобретением, сооружением и изготовлением основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений п. п. 3 и 4 вышеуказанной статьи Кодекса).
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 346.16 Кодекса расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств в период применения упрощенной системы налогообложения, а также расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, произведенные в указанном периоде, принимаются с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию. В течение налогового периода вышеуказанные расходы принимаются за отчетные периоды равными долями.
Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются в расходах с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав (п. 3 ст. 346.16 Кодекса).
Согласно пп. 4 п. 2 ст. 346.17 Кодекса расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, учитываемые в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 Кодекса, отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм. При этом указанные расходы учитываются только по основным средствам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.
Таким образом, индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию основных средств учитывает в целях налогообложения равномерно, по мере оплаты, в течение того налогового периода, когда работы закончены и достроенный (реконструированный) объект введен в эксплуатацию (при условии подачи документов на государственную регистрацию в отношении основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации).

  • Сертификация лифтов В октябре 2009 года принято к исполнению постановление правительства Российской Федерации под номером 782 об утверждении технического регламента, на основании которого проходит сертификация лифтов и где разъяснены […]
  • Сотрудник дпс имеет право проверять документы Калинин Алексей Владимирович 25 апреля 2011, 17:45 Ответ эксперта Здравствуйте. В соответствии с п. 63 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации об […]
  • Практический форум о настоящей любви Жена подаёт на развод.Помогите! Жена подаёт на развод.Помогите! Сообщение MIRON4IK » 23 окт 2009, 16:22 Сообщение raz » 23 окт 2009, 19:17 Сообщение MIRON4IK » 23 окт 2009, 22:21 Сообщение edon » […]
  • Поправка №1 к Приказ 326 «Об организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям» О внесении изменений в приказы […]
  • Акт на списание может быть разработан организацией самостоятельно, а может быть использована одна их унифицированных форм: ОС-4, ОС-4а, ОС-4б (Постановление Госкомстата РФ 7 от 21.01.03). На основании акта списывается объект с учета и в его инвентарной карточке ставится отметка о выбытии. Остаточная стоимость списываемого объекта отражается во внереализационных расходах и в бухгалтерском и в налоговом учете на дату акта на списание. Также во внереализационных расходах следует отразить затраты на демонтаж, вывоз и иные действия, связанные с ликвидацией объекта. Составные части ликвидируемого объекта, пригодные для дальнейшего использования, приходуются по текущей рыночной стоимости, с отражением во внереализационных доходах.

    Приказ о модернизации основного средства

    Особенности приказа, общие моменты Если перед вами встала задача по созданию приказа о модернизации основного средства, а вы не вполне уверены в том, как именно его следует написать, прочитайте расположенные ниже рекомендации и ознакомьтесь с примером – на его основе у вас легко получится сделать собственный документ. Прежде всего, приведем некоторые общие сведения, характерные для всех подобного рода бумаг.

    • Для начала, скажем о том, что приказ может составляться в произвольном виде, поскольку на сегодняшний день унифицированный образец данного документа отсутствует.
      Но если в организации есть утвержденный шаблон приказа, то распоряжение нужно делать по его типу.

    Как оформить приказ об операции с основными средствами

    Если объект передается стороннему предприятию, необходимо оформить накладную о перемещении главного ресурса. После ремонта объекта необходимо составить акт формы ОС-3.
    заполняется он независимо от того, каким способом выполнялся ремонт.

    Инфо

    Задачи учета ремонта ОС следующие:

    • проследить за правильным оформлением документами;
    • выявить объем и себестоимость выполненной работы по ремонту;
    • осуществить контроль по расходованию средств, выделенных на процедуру;
    • выявить возможные отклонения.

    Капитальным ремонтом признано считать: Для оборудований и автомобилей Ремонт, периодичность которого более года. При этом осуществляется полная разборка объекта, меняются изношенные детали Для главных составных транспортных средств Двигатель, коробка передач и прочее Для зданий Когда изношенные детали меняются на более прочные.


    Это касается фундамента, стен, труб и т. д.

    Что такое модернизация основных средств

    • Главная
    • Правовые ресурсы
    • Подборки материалов
    • Приказ на модернизацию ОС

    Подборка наиболее важных документов по запросу Приказ на модернизацию ОС (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Приказ на модернизацию ОС Путеводитель по налогам.


    Важно

    Практическое пособие по налогу на прибыль На практике вызывает споры вопрос о том, когда при реконструкции (модернизации) объекта ОС следует приостановить начисление амортизации. По мнению контролирующих органов, это нужно делать с даты начала реконструкции (модернизации), которая зафиксирована в приказе руководителя организации (Письма Минфина России от 08.06.2006 N 03-03-04/2/162, УФНС России по г.


    Москве от 15.02.2007 N 09-14/014328). Однако приступить к данным действиям организация может и позднее.

    Приказ о проведении модернизации основного средства

    Остальные типы ремонта относятся к текущему. Когда капитальный ремонт оформляется документами, необходимо учитывать следующие нюансы:

    • коэффициенты расчета включаются в смету по ремонту;
    • сметно-техническую документацию необходимо разрабатывать на основе текущих цен, норм и тарифов;
    • в счете поставщика деталей должна быть ссылка на ценник, на основании которого выставлена данная цена;
    • если капитальный ремонт проводился подрядным способом, то необходимо оформить соответствующую документацию;
    • для каждого материала необходимо выставлять счет;
    • окончание капитального ремонта оформляется актом приема и передачи объекта.

    Текущий ремонт проводится регулярно, согласно разработанным графикам работ. Если повреждение способно испортить оборудование, то его необходимо исправлять немедленно.

    Приказ на модернизацию ос

    При этом стоит учесть несколько важных нюансов: Чтобы осуществить процедуру Понадобится помощь квалифицированного оценщика. Если оценка будет произведена «несубъектом», то она не будет считаться действительной Во время переоценки основного средства стоимость (полученная в ходе оценки) Суммируется с первоначальной, при этом сумма износа не должна меняться.
    К таким объектам необходимо установить ликвидационную стоимость После переоценки в учете Амортизация этого объекта будет начисляться по новой стоимости (с вычетом стоимости по ликвидации) и продленному сроку Если переоценке подлежит объект ОС То необходимо пересмотреть все основные средства, входящие в группу Второй вариант – количественный учет главных ресурсов. Если организация не желает проводить переоценку, то она может продолжать применять нулевые основные средства, ведя их количественный учет в отчетности бухгалтерии.

    Документальное оформление модернизации основных средств

    Образец приказа на инвентаризацию основных средств Ремонт, модернизация и реконструкция Чтобы ОС можно было эксплуатировать длительный период, необходимо проводить его ремонт. В ходе ремонта не улучшаются характеристики объекта, а лишь поддерживается его жизнеспособность.

    Внимание

    Затраты на ремонт относятся к расходам текущего периода и в бухгалтерском и в налоговом учете (п.1 ст. 260 НК РФ). Модернизация или реконструкция оборудования проводится в целях улучшения характеристик его работы, мощности, увеличения срока полезного использования или изменения его назначения.


    Расходы на проведение таких работ учитываются как капитальные вложения и увеличивают стоимость модернизируемого объекта (п. 27 ПБУ 6/01, п. 2 ст. 257 НК РФ). Начисление амортизации по реконструируемому или модернизируемому оборудованию продолжает начисляться весь период работ.

    На основе распоряжения руководителя создается соответствующая комиссия, которая признает тот или иной объект материально-технической базы нуждающимся в обновлении, составляет график работ и подготавливает прочую документацию. Также она контролирует процедуру модернизации, а затем, после проведенных улучшающих манипуляций, осуществляет приемку основного средства.

    Кто пишет приказ Непосредственно функция по составлению приказа может быть возложена на начальника структурного подразделения, секретаря, юриста или иного близкого к руководству компании сотрудника. После формирования распоряжения, оно в обязательно порядке должно быть передано на подпись директору – без его автографа бланк не обретет законного статуса.
    Далее необходимо заключить соглашение с подрядчиком (если процедура осуществляется не лично организацией). После этого объекты передаются на модернизацию. Для этой цели оформляется накладная на перенос объектов основных средств.

    После выполнения работ создается акт о приеме и сдаче объектов, которые подлежали модернизации. Его должны подписать члены комиссии, руководящие лица предприятия и представители учреждения, сотрудники которого осуществляли процесс.

    Данные по каждому объекту содержатся в инвентарных карточках. Когда главный ресурс принимается к учету, на него заводится такая карточка.

    Формирование приказа (образец) Без приказа руководящего лица организации начало процесса модернизации не возможно. В документе необходимо указать причину процедуры, сроки ее осуществления.

    Отражение в учете проводками Модернизация и реконструкция основных средств подлежат учету. В учете используются следующие проводки: Д 08 К 10 Стоимость материалов, которые использовались в процессе модернизации, отражена в учете Д 08 К 23 Отображены затраты Д 08 К 60 Высветлена цена за работу посторонних организаций Д 19 К 60 Отражен НДС Д 08 К 68 НДС начислен Д 68 К 19 НДС предъявлен к вычету Д 01 К 08 Изначальная цена увеличена В ходе осуществления процедуры часто возникает масса вопросов. Рассмотрим наиболее распространенные: Можно ли продолжать использовать основное средство Если амортизация его закончилась? Ответ – да, можно Необходимо ли отображать Ремонт основных средств в бухгалтерском и налоговом учете? Да, нужно Сколько составлять актов о неисправности ОС Если работы проводятся компанией, то один экземпляр.

    Приказ о модернизации основного средства образец скачать

    Если посторонней организацией, то актов составляется столько, сколько будет участников, каждый должен подписать свой экземпляр С нулевой остаточной стоимостью Модернизация самортизированного основного средства возможна по закону. Такой объект, как и раньше, отвечает требованиям, поэтому его можно использовать ив дальнейшем. У организации есть несколько решений – провести переоценку этих объектов или продолжать вести учет самортизированных объектов по их количеству. Вариант выбирает предприятие самостоятельно. Рассмотрим каждый способ. Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета, провести переоценку объектов ОС можно на добровольной основе. Осуществляется процесс в том случае, если в день отчетности стоимость такого объекта отличается от его изначальной цены. Поэтому можно провести переоценку.
    После того, как период его действия истечет, бланк можно отправить в архив предприятия, где он должен содержаться в течение срока, установленного законодательством или внутренними документами предприятия.Образец приказа о модернизации основного средства В начале документа пишется:

    • наименование организации;
    • название приказа и его номер (по внутреннему документообороту);
    • дата создания приказа и населенный пункт, в котором зарегистрирована компания.
    • обоснование создания приказа (в связи с какими реальными обстоятельствами возникла эта необходимость);
    • основание (т.е.

    Ч то требуется сделать, какие документы оформить и в какой срок перед реконструкцией (модернизацией) объекта хозяйственным и смешанным способом и введением в эксплуатацию объекта? Просим прислать нам формы и образцы этих документов.

    Если организация выполняет модернизацию основных средств не собственными силами, с исполнителями нужно заключить договор подряда (ст. 702 ГК РФ)*.

    При передаче объекта основных средств подрядчику оформите акт о приеме-передаче объекта основных средств на модернизацию . Его можно составить в произвольной форме. Если основное средство будет утрачено (испорчено) подрядчиком, подписанный акт позволит организации потребовать возмещения причиненных убытков (ст. и ГК РФ). При отсутствии такого акта доказать передачу основного средства подрядчику будет затруднительно*.

    При передаче основного средства на модернизацию в специальное подразделение организации (например, ремонтную службу) следует составить накладную на внутреннее перемещение по форме № ОС-2 . Если при модернизации местонахождение основного средства не меняется, никаких передаточных документов составлять не нужно*.

    По окончании модернизации составляется акт о приеме-сдаче модернизированных основных средств, например, по форме № ОС-3 . Его заполняют независимо от того, хозяйственным или подрядным способом была проведена модернизация. Только в первом случае организация оформляет бланк в одном экземпляре, а во втором – в двух (для себя и для подрядчиков). Акт подписывают:*

    • сотрудники, ответственные за модернизацию основного средства (или представители подрядчика);
    • сотрудники, ответственные за сохранность основного средства после модернизации.

    Если подрядчик проводил модернизацию здания, сооружения или помещения, которая относится к строительно-монтажным работам, то дополнительно к акту, например, по форме № ОС-3 , могут быть подписаны акт приемки по форме № КС-2 форме № КС-3 , утвержденные *.

    При включении затрат на проведение модернизации в первоначальную стоимость основного средства сделайте проводку:*

    Дебет 01 (03) Кредит 08 субсчет «Расходы на модернизацию»
    – увеличена первоначальная стоимость основного средства на сумму затрат по модернизации.

    В этом случае расходы на проведение модернизации отразите в первичных документах по учету основных средств. Например, в акте по форме № ОС-3 и в инвентарной карточке учета основного средства по форме № ОС-6 (№ ОС-6а) или в инвентарной книге по форме № ОС-6б (предназначена для малых предприятий). Об этом сказано в указаниях , утвержденных . Если сведения о проведенной модернизации отразить в старой карточке затруднительно, взамен ей откройте новую (п. 40 )*.

    При обособленном учете затраты на проведении модернизации спишите на отдельный субсчет к счету 01 (). Например, субсчет «Расходы на модернизацию основного средства»:*

    Дебет 01 (03) субсчет «Расходы на модернизацию основного средства» Кредит 08 субсчет «Расходы на реконструкцию»
    – списаны затраты на проведение модернизации основного средства на счет 01 (03).

    В этом случае на сумму произведенных затрат откройте отдельную инвентарную карточку, например, по форме № ОС-6 . Об этом сказано в абзаце 2 приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н *.

    Срок использования ОС после модернизации

    Модернизация может привести к увеличению срока полезного использования основного средства. В этом случае для целей бухучета оставшийся срок полезного использования модернизированного основного средства должен быть пересмотрен (п. 20 ПБУ 6/01 , п. 60 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Это делает приемочная комиссия при принятии основного средства из модернизации:*

    • исходя из срока, в течение которого планируется использовать основное средство после модернизации для управленческих нужд, для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и иного извлечения доходов;

    О том, что модернизация не привела к увеличению срока полезного использования, приемочная комиссия может указать в акте по форме № ОС-3 *.

    Результаты пересмотра срока полезного использования в связи с модернизацией основного средства оформите приказом руководителя*.

    Сергей Разгулин ,

    Документальное оформление

    Решение о реконструкции основных средств нужно оформить приказом руководителя организации, в котором необходимо указать:*

    • причины реконструкции;
    • сроки ее проведения;
    • лиц, ответственных за проведение реконструкции.

    Объясняется это тем, что все операции должны быть подтверждены документально (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ)*.

    Если организация выполняет реконструкцию не собственными силами, то с исполнителями нужно заключить договор подряда (ст. 702 ГК РФ)*.

    При передаче основного средства подрядчику оформите акт о приеме-передаче основного средства на реконструкцию . Поскольку унифицированной формы акта нет, организация может разработать ее самостоятельно. Если основное средство будет утрачено (испорчено) подрядчиком, подписанный акт позволит организации потребовать возмещения причиненных убытков (ст. и ГК РФ). При отсутствии такого акта доказать передачу основного средства подрядчику будет затруднительно*.

    При передаче основного средства на реконструкцию в специальное подразделение организации (например, ремонтную службу) следует составить накладную на внутреннее перемещение по форме № ОС-2 . Если при реконструкции местонахождение основного средства не меняется, никаких передаточных документов составлять не нужно. Такой порядок следует из указаний , утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7 *.

    По окончании реконструкции составляется акт о приеме-сдаче по форме № ОС-3 . Его заполняют независимо от того, хозяйственным или подрядным способом была проведена реконструкция. Только в первом случае организация оформляет бланк в одном экземпляре, а во втором – в двух (для себя и для подрядчиков). Акт подписывают:*

    • члены приемочной комиссии, созданной в организации;
    • сотрудники, ответственные за реконструкцию основного средства (или представители подрядчика);
    • сотрудники, ответственные за сохранность основного средства после реконструкции.

    После этого акт утверждает руководитель организации и его передают бухгалтеру*.

    Если подрядчик проводил реконструкцию здания, сооружения или помещения, которая относится к строительно-монтажным работам, то дополнительно к акту по форме № ОС-3 должны быть подписаны акт приемки по форме № КС-2 и справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3 , утвержденные постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100 *.

    Госрегистрация изменений

    В результате реконструкции могут измениться характеристики здания (сооружения), которые были первоначально указаны при его госрегистрации. Например, изменилась общая площадь или этажность здания. В этом случае новые характеристики здания (сооружения) необходимо зарегистрировать в госреестре (п. 67 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219). При этом здание (сооружение) не заново регистрируется, а производится лишь запись в реестре об изменении его характеристик*.

    Для регистрации изменений в территориальное отделение Росреестра нужно представить:*

    • заявление о внесении изменений в госреестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
    • документы, подтверждающие изменение соответствующих сведений, ранее внесенных в госреестр (например, справку из БТИ);
    • платежное поручение на уплату госпошлины в сумме 600 руб. (подп. 27 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

    При включении затрат на проведение реконструкции в первоначальную стоимость основного средства сделайте проводку:*

    Дебет 01 (03) Кредит 08 субсчет «Расходы на реконструкцию»
    – увеличена первоначальная стоимость основного средства на сумму затрат по реконструкции.

    В этом случае расходы на проведение реконструкции отразите в инвентарной карточке учета основного средства по форме № ОС-6 (ОС-6а) или в инвентарной книге по форме № ОС-6б (применяется малыми предприятиями). Об этом сказано в указаниях , утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7 . Если сведения о проведенной реконструкции отразить в старой карточке затруднительно, взамен ей откройте новую (п. 40 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н)*.

    При обособленном учете затраты на проведение реконструкции спишите на отдельный субсчет к счету 01 (). Например, субсчет «Расходы на реконструкцию основного средства»:*

    Дебет 01 (03) субсчет «Расходы на реконструкцию основного средства» Кредит 08 субсчет «Расходы на реконструкцию»
    – списаны затраты на проведение реконструкции основного средства на счет 01 (03).

    В этом случае на сумму произведенных затрат откройте отдельную инвентарную карточку по форме № ОС-6 . Об этом сказано в абзаце 2 пункта 42 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н *.

    Срок использования ОС после реконструкции

    Реконструкционные работы могут привести к увеличению срока полезного использования основного средства. В этом случае для целей бухучета оставшийся срок полезного использования реконструированного основного средства должен быть пересмотрен (п. 20 ПБУ 6/01 , п. 60 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Это делает приемочная комиссия при принятии основного средства из реконструкции:*

    • исходя из срока, в течение которого планируется использовать основное средство после реконструкции для управленческих нужд, для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и иного извлечения доходов;
    • исходя из срока, по окончании которого основное средство предположительно будет непригодно к дальнейшему использованию (т. е. физически изношено). При этом учитывается режим (количество смен) и негативные условия эксплуатации основного средства, а также системы (периодичности) проведения ремонта.

    О том, что реконструкционные работы не привели к увеличению срока полезного использования, приемочная комиссия должна указать в акте по форме № ОС-3 *.

    Результаты пересмотра оставшегося срока полезного использования в связи с реконструкцией основного средства оформите приказом руководителя*.

    Реконструкция ОС сторонними силами

    Если для выполнения работ по реконструкции основного средства организация привлекла сторонних граждан, то суммы их вознаграждения учтите при расчете зарплатных налогов (взносов). Подробнее об этом см. Как отразить в бухучете и при налогообложении вознаграждение по гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг), заключенному с гражданином *.

    Сергей Разгулин ,

    действительный государственный советник РФ 3-го класса

    Ввод основного средства в эксплуатацию – это документально оформленные действия, которые подтверждают готовность имущества к использованию по назначению. Такое определение дано в ГОСТ 25866-83 , который утвержден постановлением Госстандарта СССР от 13 июля 1983 г. № 3105 *.

    Это означает, что в эксплуатацию вводят те объекты, которые в принципе готовы к использованию, что следует из документов. Даже если фактически эксплуатировать готовое к этому имущество еще не начали, оно уже изнашивается и морально устаревает. А значит, его можно и нужно амортизировать. И только если объект простаивает и законсервирован , его свойства не ухудшаются. Но поступить так можно только после ввода объекта в эксплуатацию*.

    Прежде чем начать амортизировать имущество, проводят оценку самой возможности его применения. Кроме того, определяют первоначальную стоимость , амортизационную группу и срок полезного использования имущества. А сам ввод в эксплуатацию оформляют необходимыми документами*.

    Документальное оформление

    В эти формы можно добавить специальные графы для внесения необходимых сведений налогового учета. В частности, таких:*

    • дата ввода в эксплуатацию;
    • первоначальная стоимость;
    • срок полезного использования (амортизационная группа);
    • способ начисления амортизации.

    Вы также вправе создать и утвердить собственную форму акта ввода в эксплуатацию. Главное, чтобы в нем были все необходимые реквизиты . Иначе документ не признают первичным. Например, можно составить такой акт ввода в эксплуатацию *.

    В любом случае форму документа, которым вы оформите ввод в эксплуатацию и оприходование имущества в качестве основного средства, утверждает руководитель приказом к учетной политике*.

    Кроме того, на основное средство заводят инвентарную карточку или книгу в зависимости от того, как вы учитываете основные средства. При этом можно воспользоваться следующими типовыми формами: № ОС-6 , ОС-6а , ОС-6б *.

    Ситуация: как определить дату, когда основное средство ввели в эксплуатацию*

    Датой ввода в эксплуатацию считайте день, когда основное средство будет готово к использованию. Подтвердите это актом или отдельным приказом .

    Момент, когда вы фактически начнете использовать имущество, значения не имеет. Ведь готовое к использованию имущество начинает изнашиваться и морально устаревать сразу. Его нужно амортизировать. При этом если объект не введен в эксплуатацию, его не амортизируют. Это следует из пункта 4 статьи 259 Налогового кодекса РФ.

    Исключение предусмотрено только для законсервированного имущества. Но даже его все равно сначала вводят в эксплуатацию, а потом консервируют .

    Внимание: если документов, подтверждающих дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, не будет, при проверке налоговые инспекторы могут исключить начисленную амортизацию из затрат, учтенных при расчете налога на прибыль. Связано это с тем, что в отличие от бухучета в налоговом учете амортизация начисляется со следующего месяца после ввода объекта основных средств в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Как следствие, на сумму недоимки организации начислят пени и штрафы.

    Чтобы зафиксировать дату ввода в эксплуатацию, используйте типовые документы – формы № ОС-1 , ОС-1а или ОС-1б . Для этого в них добавьте графу «Дата ввода основного средства в эксплуатацию». Так позволяет поступить Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации , утвержденный постановлением Госкомстата России от 24 марта 1999 г. № 20 . Дополнительный реквизит в форме № ОС-1 пропишите в учетной политике .

    В качестве альтернативы можно использовать акт ввода в эксплуатацию, разработанный самостоятельно , или просто зафиксировать дату приказом руководителя.

    Для бухучета факт ввода в эксплуатацию не столь важен. Ведь в составе основных средств на счете 01 нужно отражать любое имущество, соответствующее установленным критериям . И начинать амортизировать основное средство в бухучете нужно именно после его принятия к бухучету.

    Застройщику для ввода в эксплуатацию возведенной им недвижимости придется оформить еще и специальное разрешение. Выдает его учреждение, которое ранее разрешило строительство. Такое указание есть в пункте 2

    Чтобы получить разрешение, придется подать следующие документы:*

    • правоустанавливающие документы на земельный участок (собственный, арендованный и т. д.);
    • градостроительный план;
    • разрешение на строительство;
    • акт приемки объекта капитального строительства;
    • заключение органа Госстройнадзора (в установленных случаях) и т. д.

    Такие документы приведены в пункте 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ*.

    Внимание: если основное средство было приобретено, изготовлено или построено в одном месяце, а на счете 01 () отражено в последующих, необходимо заручиться документами, подтверждающими неготовность его к использованию. Иначе при проверке налоговые инспекторы признают, что в момент приобретения имущество ошибочно не учли в составе основных средств. В результате налог на имущество за месяцы, в которых основное средство числилось на счете 08, пересчитают и на сумму недоимки начислят пени и штрафы (письма Минфина России от 18 апреля 2007 г. № 03-05-06-01/33 , от 4 сентября 2007 г. № 03-05-06-01/98).

    По этому вопросу есть примеры судебных решений, принятых в пользу налоговых инспекций (см., например, решение ВАС РФ от 17 октября 2007 г. № 8464/07 , определения ВАС РФ от 25 мая 2009 г. № ВАС-6250/09 , от 19 сентября 2008 г. № 11258/08 , от 28 апреля 2008 г. № 16599/07 , от 14 февраля 2008 г. № 758/08 , постановления ФАС Волго-Вятского округа от 24 февраля 2009 г. № А29-3496/2007 , от 12 мая 2008 г. № А43-21471/2007-6-749 , от 25 апреля 2008 г. № А29-3494/2007 , Северо-Кавказского округа от 8 октября 2007 г. № Ф08-6588/2007-2440А , Западно-Сибирского округа от 23 июня 2008 г. № Ф04-3844/2008(7130-А75-40) , Уральского округа от 28 октября 2008 г. № Ф09-7833/08-С3 , Московского округа от 5 ноября 2008 г. № КА-А40/10237-08).

    Однако суды встают и на сторону налогоплательщиков, если налоговая инспекция не может представить доказательств того, что спорный объект пригоден к эксплуатации (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 17 июня 2008 г. № А65-26068/07 , от 10 июня 2008 г. № А55-14778/07 , Уральского округа от 11 октября 2007 г. № Ф09-8293/07-С3 , Северо-Западного округа от 16 июля 2007 г. № А56-2271/2007).

    Документами, подтверждающими, что на момент приобретения основное средство было не доведено до состояния, пригодного к использованию, могут быть:

    • акты сторонних организаций на оказание услуг по монтажу и наладке оборудования;
    • накладные на приобретение комплектующих к основному средству;
    • наряды на монтаж оборудования;
    • договор подряда на выполнение строительных работ;
    • отчеты о проделанной работе по доведению основного средства до состояния, пригодного к использованию.

    Если основное средство начали фактически эксплуатировать позже принятия его на учет, то к счету 01 () откройте субсчета «Основные средства на складе (в запасе)» и «Основные средства в эксплуатации». Принятие на учет основного средства отразите в общем порядке проводкой:*

    Дебет 01 (03) Кредит 08
    – принято к учету и введено в эксплуатацию основное средство.

    Когда, наконец, основное средство будут фактически эксплуатировать, сделайте проводку:*

    Дебет 01 (03) субсчет «Основные средства в эксплуатации» Кредит 01 (03) «Основные средства на складе (в запасе)»
    – введено в эксплуатацию основное средство.

    Здания, сооружения и другие объекты недвижимости можно принять на учет и ввести в эксплуатацию еще до того, как документы, подтверждающие переход права собственности, будут поданы на регистрацию. Это следует из пункта 41 Положения по бухучету и отчетности, пункта 52 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н *.

    Ввод в эксплуатацию отражайте проводкой:*

    Дебет 01 субсчет «Основные средства , права собственности на которые не зарегистрированы» Кредит 08
    – принято к учету и введено в эксплуатацию основное средство, право собственности на которое не зарегистрировано.

    Принимая к учету имущество в качестве основного средства, комиссия устанавливает срок его полезного использования. Такой срок необходим для начисления амортизации. В бухучете амортизацию начисляйте с месяца, следующего за тем, в котором основное средство поставили на учет. То есть после отражения на счете 01 (). Это установлено в пункте 21 ПБУ 6/01*.

    Такой же порядок применяют и к недвижимости, право собственности на которую не зарегистрировано (п. 52 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н)*.

    В налоговом же учете амортизацию начисляйте с месяца, следующего за вводом основного средства в эксплуатацию. Такой порядок установлен в пункте 4 статьи 259 Налогового кодекса РФ. При этом срок, в течение которого первоначальную стоимость списывают, обычно устанавливают исходя из того, к какой амортизационной группе относится имущество *.

    Срок полезного использования основного средства для целей бухучета комиссия может определить двумя способами:*

    • по правилам, установленным в пункте 20 ПБУ 6/01;
    • по Классификации , утвержденной .

    Первый способ . По правилам, установленным в пункте 20 ПБУ 6/01, срок полезного использования определяют исходя из следующих факторов:

    • времени, в течение которого планируют использовать основное средство для извлечения доходов. В том числе для управленческих нужд, производства продукции, выполнения работ, оказания услуг;
    • периода, по окончании которого основное средство предположительно будет непригодно к дальнейшему использованию, то есть физически изношенным или морально устаревшим. При этом учитывают режим (количество смен) и негативные условия эксплуатации основного средства, а также систему или периодичность проведения ремонта;
    • нормативно-правовых и других ограничений использования основного средства (например, срока аренды).

    Подробнее об определении срока полезного использования по классификации см. Как определить срок, в течение которого имущество будет амортизироваться в налоговом учете *.

    Выбранный вариант определения срока полезного использования основного средства закрепите в учетной политике для целей бухучета *.

    Срок полезного использования основного средства установите приказом руководителя, составленным в произвольной форме. В дальнейшем этот срок можно пересмотреть только после проведения реконструкции, модернизации, достройки или дооборудования основного средства. Во всех остальных случаях срок полезного использования основного средства пересмотреть нельзя вне зависимости от того, эксплуатируют или нет основное средство после окончания ранее установленного срока полезного использования. Такой порядок следует из абзаца 6 пункта 20 ПБУ 6/01 и пунктов , Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н *.

    Главбух советует: установите одинаковые сроки полезного использования основного средства для целей бухгалтерского и налогового учета. И тогда вам не придется отражать временные разницы (п. 8 ПБУ 18/02).

    Обратите внимание: срок полезного использования основного средства, установленный в бухучете, важен при расчете налога на имущество. Связано это с тем, что налог на имущество рассчитывают с остаточной стоимости основного средства, сформированной в бухучете (п. 1 ст. 375 НК РФ).

    Чем больше срок полезного использования основного средства, установленный для целей бухучета, тем дольше организация будет платить налог на имущество. Соответственно, чем меньше срок, тем меньшую сумму налога на имущество организация заплатит в бюджет.

    Поэтому если в бухучете срок полезного использования установлен меньше, чем в налоговом учете, то не исключено, что при проверке налоговая инспекция потребует это обосновать. Чтобы исключить эти разногласия, в приказе обоснуйте различия в сроках для целей бухгалтерского и налогового учета.

    Ситуация: как для целей бухучета определить срок полезного использования основного средства, если оно состоит из нескольких частей*

    Если у частей сроки полезного использования существенно отличаются, то каждую из них учитывайте как отдельный объект основного средства. Если не отличаются – учтите такие части в составе одного основного средства.

    Такой порядок прямо установлен абзацем 2 пункта 6 ПБУ 6/01. При этом приспособления, первоначальная стоимость которых не превышает 40 000 руб. или другого установленного в учетной политике предела, можно учесть в составе материалов и списать в расходы в момент ввода в эксплуатацию, а не через амортизацию (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01).

    Если сроки полезного использования частей существенно не отличаются, то исходя из принципа рациональности ведения бухучета такие части учитывайте в составе одного основного средства. Это следует из абзаца 2 пункта 6 ПБУ 6/01 и пункта 6 ПБУ 1/2008.

    В бухучете срок полезного использования основного средства организация определяет самостоятельно с учетом критериев, перечисленных в пункте 20 ПБУ 6/01. Об этом же говорится и в письме Минфина России от 27 марта 2006 г. № 03-06-01-04/77 . Формально уменьшение срока полезного использования на срок службы у предыдущего собственника в нем не предусмотрено. Однако в этом пункте сказано, что срок полезного использования нужно определять с учетом предполагаемого физического износа основного средства. Поэтому срок полезного использования можно установить таким же, как и в налоговом учете. То есть уменьшить на срок эксплуатации у предыдущего собственника – при линейном методе или оставить без изменения – при нелинейном методе. При этом выбранный срок полезного использования объекта основных средств устанавливается приказом руководителя, составленным в произвольной форме.

    Из этого правила есть исключения. В бухучете организация может устанавливать срок полезного использования на основании Классификации , предусмотренной для налогового учета (абз. 1 п. 1 постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1). Такой вариант организация должна закрепить в учетной политике для целей бухучета. В этом случае при приобретении основного средства, бывшего в эксплуатации, срок полезного использования в бухгалтерском и налоговом учете может не совпасть, даже если применяете линейный метод. В результате в учете организации будут возникать временные разницы (п. 8 ПБУ 18/02).

    Главбух советует: если рассчитываете амортизацию в налоговом учете линейным методом, в учетной политике для целей бухучета установите, что срок полезного использования по новым основным средствам определяется согласно Классификации , утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 , по бывшим в эксплуатации – согласно пункту 20 ПБУ 6/01. Такая формулировка позволит избежать временных разниц. Если применяете в налоговом учете нелинейный метод, то в бухучете целесообразно опираться только на Классификацию , утвержденную постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 .

    Сергей Разгулин ,

    действительный государственный советник РФ 3-го класса

    Первичный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни , а если это не представляется возможным – непосредственно после его окончания (ч. 3 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ)*.

    Сергей Разгулин ,

    действительный государственный советник РФ 3-го класса

    С уважением,

    Геннадий Винников, эксперт БСС «Система Главбух».

    Ответ утвержден Сергеем Гранаткиным,

    ведущим экспертом БСС «Система Главбух».