Гассенди пьер. Биография Пьера Гассенди (Pierre Gassendi) Пьер Жанен Pier Zhanen

выразитель антисхоластаческого сенсуализма и эпикуреизма Нового времени. По происюждению из крестьянской семьи, окончил университет в Экс-ан-Провансе, но в дальнейшем всю последующую жизнь был священнослужителем. Получил по тем временам широкое философское и научное образование, увлекался математикой и астрономией. Был знаком со многими интеллектуалами своего времени, в том числе и с кружком Мерсенна. Написал несколько философских трудов, в том числе против Декарта: "Возражение на "Метафизические размышления"", и когда Декарт ответил на них, Гассенди написал новые "Возражемя". Его перу принадлежат также "Парадоксальные упражнения против аристотеликов...", "Свод философии Эпикура". Самый важный труд Гассенди -"Система философии". В своих произведениях Гассенди активно выступает против схоластических философствований, которые ничего не дают. Отдавая должное глубине мышления Аристотеля, он подвергает критике идеи Аристотеля, из которого схоласты сделали идола, полагает, что значение Аристотеля преувеличено. Гассенди боролся против догматизма, считая, что посредством опытно-дедуктивного пути мы достигаем относительных истин. Он защищает позиции сенсуализма: нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущениях. Для Гассенди лишь чувства - критерий истинности наших знаний, а рассудок - это &опосредствующее звено между ощущениями. Заблуждение возникает тогда, когда рассудок действует неверно. Для Гассенди даже аналитическое положение (например, "целое больше части") является эмпирическим. С этих позиций Гассенди выступал против рационализма Декарта, полагая, что Декарту не удалось доказать очевидность и самодостаточность человеческого ума. Он писал в "Новый возражениях на "Ответы"" Декарта: "Зная об уме только то, .что он мыслящая вещь, ты подобен слепому, знающему о Солнце лишь то, что оно - вещь греющая" [Соч. Т. 2. С. 760]. Гассенди выступал против учения Картезия (Декарта) о врожденности идей. Он считал, что даже математические понятия имеют опытное происхождение, а ясность и отчетливость, на которые ссылался Декарт, чтобы показать врожденность геометрических аксиом, всего лишь заблуждение, так как со временем те идеи, которые сначала кажутся ясными, потом могут оказаться смутными. Гассенди пытался возродить философию Эпикура. В этом своем стремлении он руководствовался в основном желанием реабилитировать эпикуреизм перед лицом христианства. Потому центральными в учении Гассенди являются его этические воззрения. Он считает, что эпикуровское учение о гедонизме неправильно истолковывали. Прежде всего это касается понятия удовольствия, которое следует понимать не как чувственное удовольствие, а как стремление к счастью. Главная добродетель, которой должен следовать человек, - это благоразумие. Отсюда вытекает основной вывод Гассенди: "Философия счастья - это не что иное, как философия здоровья" [Соч. Т. 1. С. 318]. Основным условием счастливой жизни Гассенди считает отсутствие страха смерти, полагая, что необходимо исходить из положения: смерть не может причинить страдания ни живым, ни мертвым.

В своих произведениях Гассенди активно выступает против схоластических философствований, которые ничего не дают. Отдавая должное глубине мышления Аристотеля, он подвергает критике его идеи, так как полагает, что значение Аристотеля преувеличено и что схоласты сделали из него идола.

Гассенди боролся против догматизма, считая, что опытно-дедуктивным путем мы достигаем относительных истин. Он защищает позиции сенсуализма: нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущениях. Для Гассенди лишь чувства - критерий истинности наших знаний, а рассудок - это опосредствующее звено между ощущениями. Заблуждение возникает тогда, когда рассудок действует неверно. Для Гассенди даже аналитическое положение (например, «целое больше части») является эмпирическим.

С этих позиций Гассенди выступал против рационализма Декарта, полагая, что Декарту не удалось доказать очевидность и самодостаточность человеческого ума. Он писал в «Новых возражениях на "Ответы"« Декарта: «Зная об уме только то, что он - мыслящая вещь, ты и подобен слепому, знающему о Солнце лишь то, что оно - вещь греющая» [Соч. М., 1968. Т. 2. С. 760].

Гассенди выступал против учения Картезия (Декарта) о врожденности идей. Он считал, что даже математические понятия имеют опытное происхождение, а ясность и отчетливость, на которые ссылался Декарт, чтобы показать врожденность геометрических аксиом, всего лишь заблуждение, так как со временем те идеи, которые сначала кажутся ясными, потом могут оказаться смутными.

Гассенди пытался возродить философию Эпикура. В этом своем стремлении он руководствовался в основном желанием реабилитировать эпикуреизм перед лицом христианства. Потому центральными в учении Гассенди являются его этические воззрения. Он считает, что зпикуровское учение о гедонизме неправильно истолковывали. Прежде всего это касается понятия удовольствия, которое следует понимать не как чувственное удовольствие, а как стремление к счастью. Главная добродетель, которой должен следовать человек,- это благоразумие. Отсюда вытекает основной вывод Гассенди: «Философия счастья - это не что иное, как философия здоровья» [Соч. М., 1966. Т. 1. С. 317]. Основным условием счастливой жизни Гассенди считает отсутствие страха смерти, полагая, что необходимо исходить из положения: смерть не может причинить страдания ни живым, ни мертвым.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Пьер Гассенди (Gassendi) (1592-1655) - французский философ, математик и астроном. Работал так же в области механики и истории науки. Пропагандировал атомистику и этику Эпикура, в отличие от которого признавал сотворение атомов богом. С позиций сенсуализма выступал против учения о врожденных идеях. Основное сочинение: «Свод философии» (опубликовано 1658, посмертно).

В нашей власти не столько предохранить себя от ошибок, сколько не упорствовать в заблуждении.

Гассенди Пьер

Она был священником, профессором теологии в Дине (с 1613), философии в Эксе (с 1616), математики в Королевском коллеже в Париже (с 1645). Пропагандируя атомистику и этику древнегреческого философа-материалиста Эпикура, возражал против теории врождённых идей и всей метафизики Рене Декарта с позиций материалистического сенсуализма, в специальном труде критиковал схоластический аристотелизм.

В философии ох как следует заботиться о словах, именно для того, чтобы не было вечного спора о смысле.

Гассенди Пьер

Философская система Гассенди состоит из логики (устанавливающей признаки истины и пути, ведущие к её познанию), физики и этики (учения о счастье). По его учению, всё существующее состоит из атомов и пустоты и находится в пространстве, как бесконечной возможности наполнения, и времени; время и пространство никем не сотворены и не могут быть уничтожены, в отличие от атомов, которые, по мнению Гассенди, созданы богом, но обладают самостоятельным внутренним стремлением к движению; число атомов ограничено, хотя и огромно. Душа состоит из особых атомов, рассредоточенных по всему телу. Основой познания служат показания органов чувств (ощущения).

Карл Маркс отметил, что, освободив Эпикура «... от интердикта, наложенного на него отцами церкви и всем средневековьем...», Пьер Гассенди в то же время стремился «... примирить свою католическую совесть со своим языческим знанием, Эпикура - с церковью» (Карл Маркс и Фридрих Энгельс., Из ранних произведений, 1956, с. 23).

Если мы действительно что-то знаем, то мы знаем это благодаря изучению математики.

Гассенди Пьер

Гассенди оказал влияние на английского философа, основателя либерализма Джона Локка; французского публициста и философа Пьера Бейля и английского математика, механика, астронома и физика, создателя классической механики Исаака Ньютона. По политическим воззрениям Поль примыкал к французскому политическему мыслителю, теоретику естественного права, юристу Жану Бодену, стоял за неограниченную монархию, если она не вырождается в тиранию.

Сладок ли мед? Мне он кажется сладким. Но знаю ли я, что мед действительно сладок от природы, сам по себе? Тут я признаюсь, что не знаю.

Гассенди Пьер

Литература: Быховский Б. Э., Пьер Гассенди и французский материализм 17 века, «Научные тр. Московского государственного экономического института», 1957, в. 1: Pendzig P., P. Gassendi Metaphysik und ihr Verhältnis zur scholastischen Philosophie, Bonn, 1908; Rochot B., Les travaux de Gassendi sur Epicure et sur l"atomisme, P., 1944; Pierre Gassendi 1592 - 1655. Sa vie et son oeuvre, P., .

Пьер Гассенди - цитаты

Время представляет собой случайное качество вещей: это ясно прежде всего из того, что оно не есть нечто существующее само по себе, но лишь приписывается вещам мышлением или разумом, поскольку вещи мыслятся с точки зрения того, в состоянии ли они сохраняться дальше или должны прекратить свое существование, может ли быть их жизнь более или менее продолжительной, и имеют ли они, имели или будут иметь бытие.

Пьер Гассенди (Pierre Gassendi) (1592-1655), французский философ и ученый, известный своей пропагандой эпикуреизма и атомизма и попыткой их примирения с христианством. Родился в Шантерсье близ Диня в Провансе 22 января 1592 года. Фамилия Гассенди - итальянская форма прованской фамилии Гассенд (Gassend). Занимал незначительные церковные должности в 1612 году, в 1614 году стал доктором теологии в Авиньоне; также был настоятелем собора в Дине. По настоянию Мерсенна занялся философией, был профессором философии в коллеже Экс-ан-Прованса.

В 1624 году опубликовал в Гренобле ряд очерков под названием "Парадоксальные упражнения против аристотеликов" ("Exercitationes paradoxicae adversus Aristoteleos"), где заявил, что, хотя он и обязан по своему положению преподавать аристотелевскую философию, его всегда занимал вопрос о ее слабостях. Прекратив полемику со схоластами, из-за которой у него могли появиться враги в церковных кругах, он обратился к изучению Эпикура . В 1626 году у Пьера Гассенди появилась идея труда о жизни, моральных представлениях и учении Эпикура. Он был убежден, что учение античного философа может быть согласовано с современной ему теологией. В 1632 году Гассенди опубликовал работу о прохождении планеты Меркурий, предсказанном Кеплером , а в 1641 году пытался экспериментально доказать теорию падения тел Галилея . Однако главным вкладом Гассенди в историю культуры стала его философия.

В 1641 году Гассенди привел в ответ на "Размышления" Декарта ряд возражений, суть которых заключалась в том, что философской спекуляции следует быть более скромной. В 1644 году вышла его книга "Исследование метафизики" ("Disquisitio Metaphysica"). В 1645 году Гассенди получил место профессора математики (астрономии) Коллеж-Руаяль в Париже. Лекция при вступлении в должность ("Institutio astronomica", 1647), хотя открыто и не показывала приверженность идеям Галилея, свидетельствовала о симпатиях к ним. В 1647 году появилась его работа "О жизни и моральных взглядах Эпикура" ("De vita et moribus Epicuri"), изменившая общее мнение об эпикуровской этике. В 1648 году, страдая от туберкулеза, Гассенди уехал в Прованс. В 1649 году он опубликовал "Замечания на десятую книгу Диогена Лаэрция" ("Animadversiones in decimum librum Diogenis Laertii") (об Эпикуре) вместе со "Сводом философии Эпикура" ("Syntagma philosophiae Epicuri"). В 1653 году вернулся в Париж. Умер Пьер Гассенди в Париже 24 октября 1655 года.

Полное собрание его трудов было опубликовано в 1658 году. Первые два тома содержат "Свод философии" ("Syntagma Philosophicum", опубл. посмертно в 1658 году), состоящий из трех частей: логики, физики (общего естествознания, космологии, физиологии, психологии) и этики. Логика - главным образом индуктивный метод исследования; однако в ней Гассенди пытается установить равновесие между опытом и рассудком. Физика посвящена описанию мира (состоящего из атомов и пустоты), созданного Богом, существование которого доказывается наличием мировой гармонии. Бог - первая причина; все вторичные причины относятся к движению, которое внутренне присуще атомам. Наиболее подвижные атомы составляют души животных, способных к ощущению и "чувствительному разуму". Человеческая душа нематериальна и способна постигать абстрактные идеи, опираясь на чувственные данные. Люди стремятся к счастью (душевному покою и отсутствию телесных страданий), которое можно достигнуть (в этом мире - лишь в несовершенной форме) благодаря добродетельному образу жизни и любви к Богу.

Пьер Гассенди (Gassendi) (1592-1655) - французский философ, математик и астроном. Работал так же в области механики и истории науки. Пропагандировал атомистику и этику Эпикура, в отличие от которого признавал сотворение атомов богом. С позиций сенсуализма выступал против учения о врожденных идеях. Основное сочинение: «Свод философии» (опубликовано 1658, посмертно).

В нашей власти не столько предохранить себя от ошибок, сколько не упорствовать в заблуждении.

Гассенди Пьер

Она был священником, профессором теологии в Дине (с 1613), философии в Эксе (с 1616), математики в Королевском коллеже в Париже (с 1645). Пропагандируя атомистику и этику древнегреческого философа-материалиста Эпикура, возражал против теории врождённых идей и всей метафизики Рене Декарта с позиций материалистического сенсуализма, в специальном труде критиковал схоластический аристотелизм.

В философии ох как следует заботиться о словах, именно для того, чтобы не было вечного спора о смысле.

Гассенди Пьер

Философская система Гассенди состоит из логики (устанавливающей признаки истины и пути, ведущие к её познанию), физики и этики (учения о счастье). По его учению, всё существующее состоит из атомов и пустоты и находится в пространстве, как бесконечной возможности наполнения, и времени; время и пространство никем не сотворены и не могут быть уничтожены, в отличие от атомов, которые, по мнению Гассенди, созданы богом, но обладают самостоятельным внутренним стремлением к движению; число атомов ограничено, хотя и огромно. Душа состоит из особых атомов, рассредоточенных по всему телу. Основой познания служат показания органов чувств (ощущения).

Карл Маркс отметил, что, освободив Эпикура «... от интердикта, наложенного на него отцами церкви и всем средневековьем...», Пьер Гассенди в то же время стремился «... примирить свою католическую совесть со своим языческим знанием, Эпикура - с церковью» (Карл Маркс и Фридрих Энгельс., Из ранних произведений, 1956, с. 23).

Если мы действительно что-то знаем, то мы знаем это благодаря изучению математики.

Гассенди Пьер

Гассенди оказал влияние на английского философа, основателя либерализма Джона Локка; французского публициста и философа Пьера Бейля и английского математика, механика, астронома и физика, создателя классической механики Исаака Ньютона. По политическим воззрениям Поль примыкал к французскому политическему мыслителю, теоретику естественного права, юристу Жану Бодену, стоял за неограниченную монархию, если она не вырождается в тиранию.

Сладок ли мед? Мне он кажется сладким. Но знаю ли я, что мед действительно сладок от природы, сам по себе? Тут я признаюсь, что не знаю.

Гассенди Пьер

Литература: Быховский Б. Э., Пьер Гассенди и французский материализм 17 века, «Научные тр. Московского государственного экономического института», 1957, в. 1: Pendzig P., P. Gassendi Metaphysik und ihr Verhältnis zur scholastischen Philosophie, Bonn, 1908; Rochot B., Les travaux de Gassendi sur Epicure et sur l"atomisme, P., 1944; Pierre Gassendi 1592 - 1655. Sa vie et son oeuvre, P., .

Основывая на нем свое учение. В основном труде «Свод философии» (1658) разделил философию на три части: 1) логику, в которой дается анализ проблемы достоверности познания и критикуется скептицизм и догматизм; 2) физику, в которой, обосновывая атомистическую теорию, Гассенди доказывал объективность, несотворимость и неуничтожимость пространства и времени; 3) этику, где Гассенди выступал против аскетической церковной морали и, вслед за Эпикуром, утверждал, что всякое удовольствие есть благо само по себе, а всякая добродетель есть благо постольку, поскольку она доставляет «безмятежность». Гассенди принадлежит множество важных наблюдений и открытий в области астрономии (о прохождении Меркурия по солнечному диску, открытие пяти спутников Юпитера помимо четырех, открытых ранее, и др.) и труды по истории науки. В исторических условиях 17 века Гассенди сыграл прогрессивную роль как философ и ученый. Однако его материализм был непоследовательным, в его концепции присутствует ряд религиозных идей. Он признавал, например, бога творцом атомов, считал, что помимо материалистически понимаемой «животной души» у человека имеется еще сверхчувственная «разумная душа».

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова . М., 1991, с. 81.

Гассенди (Gassendi) Пьер (22. 1. 1592, Шантерсье, близ Диня,- 24. 10. 1655, Париж), французский философ-материалист. Профессор философии в коллеже Экс-ан-Прованса, откуда за философские убеждения был удалён в 1623 году иезуитами. С 1626 года каноник, а затем настоятель собора в Дине. Гассенди занимался также астрономическими и математическими исследованиями. С 1645 года Гассенди переселился в Париж, где был профессором математики Королевского коллежа. В Париже Гассенди встречался с Ф. Бэконом , Т. Гоббсом , Г. Гроцием , Т. Кампанеллой .

Первая философская работа Гассенди - «Парадоксальные упражнения против аристотеликов» (изданная анонимно в 1624, рус. пер. 1968) - памфлет против схоластического псевдоаристотелизма. Гассенди ставил задачу разработки философии на научной основе, усматривая последнюю в атомистическом материализме Эпикура, приведённом в соответствие с открытиями естествознания. Основные философские труды Гассенди - «Свод философии» (рус. пер. 1966) и «Свод философии Эпикура» (рус. пер. 1966) - были опубликованы лишь посмертно в 1658 году. «Свод философии» состоит из трёх частей: «Логика», «Физика» и «Этика». В «Логике» Гассенди придерживается принципа материалистического сенсуализма, служащего фундаментом его гносеологическое учения. В «Физике» отстаивает материальное единство мира, состоящего из многообразия самодвижущихся атомов. «Этика» Гассенди, следуя эпикуреизму, рассматривает счастье как высшее благо, утверждает нераздельность счастья и гражданской добродетели, основанной на «благоразумии» - критерии блага. Философия Гассенди имела своеобразную форму учения о двойственной истине. Согласно Гассенди, истина обнаруживается благодаря двум различным источникам света - доказательству и откровению; первый из них основан на опыте и разуме, освещающих естественные явления, второй - на божественном авторитете, освещающем явления сверхъестественные. По словам К. Маркса, там, где Гассенди отступает от материалистического учения Эпикура, «...он делает это для того, чтобы не противоречить своим религиозным предпосылкам» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 40, с. 44). Однако этот компромисс не избавил Гассенди от суровых нападок ортодоксальных теологов и долголетнего пренебрежения историков философии.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Opera omnia, v. 1-β, Lugduni, то же, v. 1-6, 1658; Floren-tlae, 1727; в рус. пер.-Соч., т. 1-2, М., 1966-68.

Литература: Коньо Ж., П. Г.- возобновитель эпикуреизма, «ВФ», 1956, M 3; Быховский Б. Э. , Гассенди, М., 1974; Rосhot В., Les travaux de Gassendi..., P., 1944; P. Gassendi, 1592-1655. Sa vie et son oeuvre, P., .

Гассенди выступал против учения Картезия (Декарта) о врожденности идей. Он считал, что даже математические понятия имеют опытное происхождение, а ясность и отчетливость, на которые ссылался Декарт, чтобы показать врожденность геометрических аксиом, всего лишь заблуждение, так как со временем те идеи, которые сначала кажутся ясными, потом могут оказаться смутными. Гассенди пытался возродить философию Эпикура. В этом своем стремлении он руководствовался в основном желанием реабилитировать эпикуреизм перед лицом христианства. Потому центральными в учении Гассенди являются его этические воззрения. Он считает, что эпикуровское учение о гедонизме неправильно истолковывали. Прежде всего это касается понятия удовольствия, которое следует понимать не как чувственное удовольствие, а как стремление к счастью. Главная добродетель, которой должен следовать человек, - это благоразумие. Отсюда вытекает основной вывод Гассенди: "Философия счастья - это не что иное, как философия здоровья" [Соч. Т. 1. С. 318]. Основным условием счастливой жизни Гассенди считает отсутствие страха смерти, полагая, что необходимо исходить из положения: смерть не может причинить страдания ни живым, ни мертвым.

Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002.

Метафизическая система Декарта была подвергнута критике с материалистических позиций ещё в первой половине XVII века Основным противником учения Декарта о врождённых идеях выступил крупнейший представитель материалистического направления во французской философии XVII века, выдающийся мыслитель и учёный-естествоиспытатель Пьер Гассенди (1592-1655).

Маркс следующим образом охарактеризовал эту идейную полемику: «Метафизика XVII века, главным представителем которой во Франции был Декарт, имела со дня своего рождения своим антагонистом материализм. Материализм выступил против Декарта в лице Гассенди, восстановившего эпикурейский материализм» *. Гассенди, ещё в 1624 г. написавший работу под названием «Против аристотеликов», выступал союзником Декарта в борьбе против средневековой схоластики. Вместе с тем он подверг резкой критике дуалистический характер философии Декарта, стремление последнего противопоставлять сознание и материю. Гассенди материалистически разрешал вопрос о соотношении мышления и бытия и объявлял основным источником познания чувственный опыт.

В своём учении о строении материи Гассенди исходил из взглядов Эпикура. Он учил, что материя вечна и неразрушима, видел в пространстве и времени объективные категории действительности, настаивал на их бесконечности. Утверждая право человека на земное счастье, оправдывая его стремление к удовлетворению своих потребностей, Гассенди следовал за Эпикуром и в вопросах этики. Свои этические воззрения Гассенди сознательно противопоставлял аскетическому мировоззрению, насаждавшемуся церковью. Представители реакционного лагеря, стремясь любой ценой опорочить эпикурейскую философию Гассенди, обвиняли её в безнравственности. В своих трудах (основной из них - «Система философии» - был издан уже после смерти философа, в 1658 г.) Гассенди ставил своей задачей разбить эти попытки и восстановить подлинно гуманистический облик моральных воззрении Эпикура.

В своих философских устремлениях Гассенди не был последователен. Сильные материалистические тенденции соединялись в его философии с уступками теологии, с признанием божественного провидения. Однако эти уступки носили в значительной мере внешний и вынужденный характер.

Несмотря на наличие определённых противоречий, философия Гассенди сыграла весьма значительную историческую роль. Очень плодотворным было, в частности, её воздействие на развитие передовой французской литературы. Последователем Гассенди был такой своеобразный и прогрессивный писатель, как Сирано де Бержерак. Серьёзное влияние оказало учение Гассенди на мировоззрение Мольера и Лафонтена. Таким образом, влияние Гассенди в литературной жизни страны связано в первую очередь с развитием реалистических тенденций и становится поэтому особенно ощутимым во второй половине XVII века.

Примечания

* К. Маркс, Святое семейство, или Критика критической критики , К. Маркс и Ф. Энгельс Соч., т. 2, стр. 140.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том IV. М., 1958, с. 242-243.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Opera omnia.v. 1-6. Lugduni, 1658;

Соч.,т. 1-2. М., 1966-68.

Литература:

Быховский Б. Э. Гассенди. М., 1974;

Коньо Ж., П. Г.- возобновитель эпикуреизма, «ВФ», 1956, M 3;

Brett G. S. The philosophy of Gassendi. L., 1908.

Rосhot В., Les travaux de Gassendi..., P., 1944; P.

Gassendi, 1592-1655. Sa vie et son oeuvre, P., }