Как формировался великорусский этнос. Русский этнос

Русская кровь в глобальной политике

В последнее время стала очень актуальной «русская тема», активно используемая в политической плоскости. Пресса и телевидение полны выступлениями на эту тему, как правило, мутными и противоречивыми. Кто говорит, что русский народ вообще не существует, кто считает русскими одних только православных, кто включает в это понятие всех, говорящих на русском языке, и т.д. Между тем, наука уже дала совершенно определённый ответ на этот вопрос.

Научные данные, приведённые ниже, являются страшной тайной. Формально эти данные не засекречены, поскольку получены американскими учёными вне сферы оборонных исследований, и даже кое-где опубликованы, но организованный вокруг них заговор молчания является беспрецедентным. Атомный проект на начальной его стадии даже в сравнение не идёт, тогда кое-что всё же просачивалось в печать, а в данном случае – вообще ничего.

Что же это за ужасная тайна, упоминание о которой является всемирным табу?

Это тайна происхождения и исторического пути русского народа .

Почему информацию скрывают, об этом позже. Сначала кратко о сути открытия американских генетиков. В ДНК человека 46 хромосом, половину он наследует от отца, половину от матери. Из 23 хромосом, полученных от отца, в одной-единственной – мужской Y-хромосоме – содержится набор нуклеотидов, который передаётся из поколения в поколение без каких-либо изменений в течение тысячелетий. Генетики называют этот набор гаплогруппой . У каждого живущего сейчас мужчины в ДНК находится точно та же гаплогруппа, что у его отца, деда, прадеда, прапрадеда и так далее во множестве поколений.

Наши предки мигрировали из этнического очага не только на восток, на Урал, и на юг, в Индию и Иран, но и на запад, туда, где сейчас располагаются европейские страны. На западном направлении статистика у генетиков имеется полная: в Польше обладатели русской (арийской) гаплогруппы R1a1 составляют 57% мужского населения, в Латвии, Литве, Чехии и Словакии – 40% , в Германии , Норвегии и Швеции – 18% , в Болгарии – 12% , а в Англии меньше всего – 3% .

К сожалению, пока нет этногенетической информации по европейской родовой аристократии, и поэтому невозможно определить, равномерно ли распределяется доля этнических русских по всем социальным слоям населения или, как в Индии и, предположительно, в Иране, арии составляли знать на тех землях, куда они приходили. Единственным достоверным свидетельством в пользу последней версии стал побочный результат генетической экспертизы по установлению подлинности останков семьи Николая II . Y-хромосомы царя и наследника Алексея оказались идентичными образцам, взятым у их родственников из английской королевской семьи. А это значит, что, по меньшей мере, один королевский дом Европы, а именно дом германских Гогенцоллернов , ветвью которого являются английские Виндзоры, имеет арийские корни .

Впрочем, западные европейцы (гаплогруппа R1b ) в любом случае являются самыми близкими нашими родственниками, как ни странно, гораздо более близкими, чем славяне северные (гаплогруппа N ) и славяне южные (гаплогруппа I1b ). Наш общий с западными европейцами предок жил около 13 тысяч лет назад, в конце ледникового периода, тысяч за пять лет до того, как собирательство стало перерастать в растениеводство, а охота в скотоводство. То есть в совсем уж седой каменновековой древности. А славяне по крови от нас ещё дальше.

Расселение русских-ариев на восток, юг и запад (дальше на север идти было просто некуда, и так, согласно индийским Ведам, до прихода в Индию они жили рядом с полярным кругом) стало биологической предпосылкой формирования особой языковой группы, индоевропейской. Это почти все европейские языки, некоторые языки современных Ирана и Индии и, конечно, русский язык и древний санскрит, наиболее близкие друг другу по очевидной причине – во времени (санскрит) и в пространстве (русский язык) они стоят рядом с первоисточником, арийским праязыком, из которого и выросли все другие индоевропейские языки.

Сказанное выше – неопровержимые естественнонаучные факты, к тому же добытые независимыми американскими учёными. Оспаривать их всё равно, что не соглашаться с результатами анализа крови в поликлинике. Их и не оспаривают. Их просто замалчивают . Замалчивают дружно и упорно, замалчивают, можно сказать, тотально. И на то есть свои причины.

Первая такая причина вполне тривиальна и сводится к научной лжесолидарности. Слишком много теорий, концепций и учёных репутаций придётся опровергнуть, если ревизовать их в свете последних открытий этногенетики.

Например, придётся переосмыслить всё, что известно о татаро-монгольском нашествии на Русь . Вооружённое завоевание народов и земель всегда и повсюду сопровождалось в то время массовым изнасилованием местных женщин. В крови мужской части русского населения должны были остаться следы в виде монгольских и тюркских гаплогрупп. Но их нет ! Сплошная R1a1 и больше ничего, чистота крови поразительная . Значит, и Орда, пришедшая на Русь, была вовсе не тем, что о ней принято думать, монголы там если и присутствовали, то в статистически не значимом количестве, а кого называли «татарами», вообще непонятно. Ну, кто из учёных станет опровергать научные устои, подкреплённые горами литературы и великими авторитетами?!

Никому не хочется портить отношения с коллегами и прослыть экстремистом, разрушая устоявшиеся мифы. В академической среде такое случается сплошь и рядом – если факты не соответствуют теории, тем хуже для фактов .

Вторая причина , несопоставимо более весомая, относится к сфере геополитики . История человеческой цивилизации предстаёт в новом и совершенно неожиданном свете, и это не может не иметь серьёзных политических последствий.

В течение всей новой истории столпы европейской научной и политической мысли исходили из представления о русских, как о варварах, недавно слезших с ёлок, от природы отсталых и не способных к созидательному труду. И вдруг оказывается, что русские – это и есть те самые арии , которые оказали определяющее влияние на формирование великих цивилизаций в Индии , Иране и в самой Европе. Что именно русским европейцы обязаны очень многим в их благополучной жизни, начиная с языков, на которых они говорят. Что неслучайно в новейшей истории треть самых важных открытий и изобретений принадлежит этническим русским в самой России и за рубежом. Что русский народ неслучайно смог отразить вторжения объединённых сил континентальной Европы под предводительством Наполеона, а затем Гитлера . И так далее.

Неслучайно потому, что за всем этим стоит великая историческая традиция, основательно забытая за многие века, но остающаяся в коллективном подсознательном русского народа и проявляющаяся всякий раз, когда нация сталкивается с новыми вызовами. Проявляющаяся с железной неизбежностью в силу того, что она произросла на материальной, биологической основе в виде русской крови , которая остаётся неизменной в течение четырёх с половиной тысячелетий.

Западным политикам и идеологам есть над чем подумать, чтобы сделать политику в отношении России более адекватной в свете открытых генетиками исторических обстоятельств. Но думать и что-либо менять им не хочется, отсюда и заговор молчания вокруг русско-арийской темы. Впрочем, Господь с ними и с их страусиной политикой. Для нас гораздо важнее то, что этногенетика привносит много нового в собственно российскую ситуацию.

В этом отношении главное заключается в самой констатации существования русского народа, как биологически цельной и генетически гомогенной сущности. Основной тезис русофобской пропаганды большевиков и нынешних либералов как раз и заключается в отрицании этого факта. В научном сообществе господствует представление, сформулированное Львом Гумилёвым в его теории этногенеза: «из смеси алан, угров, славян и тюрок развилась великорусская народность» . «Национальный лидер » повторяет расхожее «поскреби русского – найдёшь татарина». И так далее.

Зачем это нужно врагам русской нации?

Ответ очевиден. Коли русского народа как такового не существует, а существует какая-то аморфная «смесь», то и управлять этой «смесью» может кто угодно – хоть немцы, хоть африканские пигмеи, хоть марсиане. Отрицание биологического бытия русского народа есть идеологическое обоснование господства нерусской «элиты» в России , раньше советской, сейчас либеральной.

Но тут вмешиваются американцы с их генетикой, и выясняется, что никакой «смеси» нет, что русский народ существует в неизменном виде уже четыре с половиной тысячи лет, что аланы с тюрками и многие другие в России тоже живут, но это отдельные самобытные народы и т.д. И сразу возникает вопрос: почему же тогда Россией вот уже без малого столетие правят не русские? Нелогично и неправильно, русскими должны управлять русские .

Похожим образом шестьсот лет назад рассуждал чех Ян Гус, профессор Пражского университета: «…чехи в королевстве Чешском по закону и по требованию природы должны быть первыми в должностях, так же как французы во Франции и немцы в своих землях» . Это его заявление сочли неполиткорректным, нетолерантым, разжигающим межнациональную рознь, и профессора сожгли на костре.

Сейчас нравы смягчились, профессоров не жгут, но чтобы у людей не было соблазна поддаваться гуситской логике, в России нерусская власть русский народ просто «отменила» – смесь, мол. И всё бы ничего, да выскочили откуда-то американцы с их анализами и всё дело испортили. Крыть их нечем, остаётся только замалчивать научные результаты, что и делается под хриплые звуки старой и заезженной русофобской пропагандистской пластинки.

Высокоразвитая цивилизация 6000 лет назад! Фальсификация русской истории

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Славяне - одни из коренных обитателей Восточной Европы, но они подразделяются на три большие группы: восточных, западных и южных, каждой из этих общностей присущи схожие черты культуры и языка.

А русские люди - часть этой большой общности - происходили из наряду с украинцами и белорусами. Так почему русских назвали русскими, как и в каких условиях это произошло. Постараемся найти ответы на эти вопросы в этой статье.

Первичный этногенез

Итак, совершим путешествие в глубь истории, а точнее, в момент, когда начинают формироваться это IV-III тысячелетие до нашей эры.

Именно тогда происходит этническое размежевание европейских народов. Из общей среды выделяется славянская масса. Она тоже не была однородной, несмотря на сходство языков, в остальном славянские народы довольно сильно отличаются, это касается даже антропологического типа.

Это неудивительно, так как они смешивались с разными племенами, получался такой результат при общем происхождении.

Первоначально славяне и их язык занимали весьма ограниченную территорию. По предположению ученых она была локализована в районе среднего течения Дуная, лишь впоследствии славяне расселились в районах современной Польши, Украины. Белоруссии и южной России.

Расширение ареала

Дальнейшее расширение славян и дает нам ответ на происхождение В IV-III веках до нашей эры славянские массы сдвигаются к центральной Европе и занимают бассейны Одера и Эльбы.

На этом этапе еще нельзя говорить о сколько-нибудь четком разграничении внутри славянского населения. Наибольшие изменения в этническое и территориальное размежевание вносит гуннское нашествие. Уже к пятому веку нашей эры славяне появляются в лесостепях современной Украины и южнее в районе Подонья.

Здесь они успешно ассимилируют немногочисленные иранские племена и основывают населенные пункты, одним из которых становится Киев. Однако от прежних хозяев земель остаются многочисленные топонимы и гидронимы, которые и позволили сделать вывод, что славяне появляются в этих местах примерно к вышеуказанному периоду.

В этот момент происходит бурный рост славянского населения, что привело к появлению крупного межплеменного объединения - Антского союза, именно из его среды появляются русские. История происхождения этого народа тесно связана с первым прообразом государства.

Первые упоминания о русских

С пятого по восьмой век идет беспрерывная борьба восточных славян и кочевых племен, однако, несмотря на вражду, эти народы в будущем будут вынуждены сосуществовать.

К этому периоду славяне образовали 15 крупных межплеменных союзов, наиболее развитыми из которых были поляне и славяне, жившие в районе озера Ильмень. Усиление славян привело к тому, что они появляются во владениях Византии, именно оттуда поступают первые сведения о руссах, росах.

Вот почему русских назвали русскими, это производное от этнонима, который им дали византийцы и другие окружающие их народы. Были и другие близкие по транскрипции названия - русины, русь.

В этот хронологический период идет активный процесс формирования государственности, притом центров этого процесса было два - один в Киеве, другой в Новгороде. Но оба носили одинаковое название - Русь.

Почему русских назвали русскими

Так почему же этноним «руссы» и появились и в Поднепровье, и на северо-западе? После великого переселения народов славяне заняли огромные ареалы Центра и Востока Европы.

Среди этих многочисленных племен встречаются названия руссы, русины, рутены, руги. Достаточно напомнить, что русин сохранилась до нашего времени. Но почему именно это слово?

Ответ весьма прост, на языке славян слово "русый" означало светловолосый или просто светлый, а славяне по антропологическому типу выглядели именно так. Группа славян, проживающих первоначально на Дунае, при переселении на днепровские берега принесла и это название.

Оттуда берет начало терминология и происхождение "русский", руссы с течением времени превращаются в русских. Эта часть восточных славян оседает в районе современного Киева и прилегающих территорий. И приносят сюда это название, а так как они здесь закрепились, то и этноним устоялся, со временем он лишь немного видоизменился.

Появление русской государственности

Другая часть руссов занимала земли по южному побережью Балтийского моря, здесь они вытеснили германцев и балтов на запад, а сами постепенно переселялись на северо-запад, эта группа восточных славян имела уже князей и дружину.

И практически стояла в одном шаге от создания государства. Хотя существует версия о североевропейском происхождении термина «Русь» и связана она с норманнской теорией, согласно которой государственность славянам привнесли варяги, этим термином обозначали жителей Скандинавии, однако никаких подтверждений этому нет.

Прибалтийские славяне переселились в район озера Ильмень, а уже оттуда восточнее. Поэтому к девятому веку два славянских центра носят имя Русь, им и суждено стать соперниками в борьбе за господство, именно это дает новому народу происхождение. Русский человек - понятие, которым первоначально обозначали всех восточных славян, занимавших территории современных России, Украины и Белоруссии.

История русского народа в самом ее начале

Как уже говорилось выше, между Киевом и Новгородом в конце девятого века возникает острое соперничество. Причиной тому послужило ускорение социально-экономического развития и необходимость создания единого государства.

В этой схватке верх одержали северяне. В 882 году новгородский князь Олег собрал большое войско и пошел в поход на Киев, но силой взять город ему не удавалось. Тогда он пошел на хитрость и выдал свои ладьи за купеческий караван, воспользовавшись эффектом неожиданности, он убил киевских князей и занял киевский престол, объявив себя великим князем.

Так появляется древнерусское государство с единым верховным правителем, налогами, дружиной и судебной системой. А Олег становится основателем правивших в Руси-России до XVI века.

Именно тогда начинается история нашей страны и ее крупнейшего народа. Дело в том, что русские, история происхождения этого народа неразрывно связаны с украинцами и белоруссами, которые являются ближайшими этническими родственниками. И лишь в послемонгольский период обозначилось дробление единой основы, в результате которого появляются новые этнонимы (украинцы и белорусы), характеризующие новое положение вещей. Теперь ясно, почему русских назвали русскими.

– это славяне + угрофинны + золотоордынцы тюрки-христиане

В древнем Русском государстве было два политических центра: Новгород и Киев. Этническую основу Новгородского княжества составляли ильменские словене , а основным этносом Киевского княжества были поляне. Ключевский писал о полянах, что они, как и многие другие славянские племена пришли земли современной Украины, приблизительно, в VI веке, а к IX веку поляне были полностью зависимы от Хазарского Каганата. Словене ильменские, они же - новгородцы, никогда не зависели от Хазарского каганата, и именно им выпала честь и удача объединить Русь .

Словене ильменские владели большим количеством факторий по землям финно-угорских племен, - территориям современных Архангельской и Вологодской областей. В IX веке новгородцы образовали поселения Ростов и Муром, которые, в будущем, станут ключевыми городами Владимир-Суздальского княжества. Также, они основали множество поселений в районе современной Твери. Словом, их фактории были во всех землях будущих русских поселений Северо-Востока. Можно утверждать, что колонизация Северо-Востока Руси шла по уже известным и частично освоенным новгородцами-словенами землям.

Таким образом, великорусский этнос зарождался в междуречье Волги и Оки. Генетическим субстратом его были мигрировавшие сюда славяне (начиная с IX века) и населявшие эти земли финно-угорские племена, мурома, веси и другие.

Взаимодействие славян и угров проходило достаточно мирно, так как финно-угорское население было редким и занималось в основном рыболовством и охотой. А славяне основывали компактные поселения и занимались земледелием и животноводством. В хозяйственном отношении эти племена дополняли друг друга, и не было каких-либо идейных препятствий для смешанных браков.

Финно-угорские племена постепенно перенимали славянский язык и православную веру своих энергичных и стоящих на более высоком уровне экономического развития соседей. Они, естественно, внесли свой генетический вклад в новый этнос, но пассионарного толчка дать не могли, так как их уровень пассионарности был низок .

Вследствие веротерпимости монголов, до 1314 года, ничто не мешало породнению древнерусской княжеско-боярской верхушки с монгольской знатью. Русские князья часто брали в жены дочерей и сестер монгольских ханов, те принимали православие и становились матерями будущих русских князей. Интересен такой факт: сын Батыя Сартак принял православие, а Батый назначил Александра Невского регентом при нем.

Но в 1314 году ситуация резко изменилась, так как на престол Золотой Орды взошел хан Узбек – фанатичный мусульманин . Это означало победу мусульманской партии, отказ от «ясы Чингисхана» как нравственной основы поведения и включение Золотой Орды в мусульманский суперэтнос.

А среди кочевников, пришедших вместе с Батыем в волжско-донские степи, было много христиан-несторианцев (бывших в Центральной Азии еще с первых веков христианства). С приходом к власти, хан Узбек стал нещадно преследовать и истреблять несторианцев в своей Орде, однако, одновременно сохранив свободу вероисповедания в русских княжествах. Более того, он последовательно уничтожал тех монголов, которые не хотели отказаться от веры отцов – « » . Что оставалось этим людям?

Оставалась Московская Русь – верный союзник Золотой Орды. Правда, союзник достаточно независимый, чтобы защитить беглецов. И вот тогда, монголы и пришедшие с ними степняки, и изменять вере отцов и своей совести, бежали на Русь, бежали целыми родами; бежали царевичи и простые воины. А ведь люди, не меняющие убеждений ради выгоды или под давлением, очевидно обладают повышенной пассионарностью.

Московские князья охотно принимали этих вынужденных беглецов, дарили им земли и с охотой брали этих опытных воинов в свои дружины . Поэтому на Куликовом поле, когда московский князь со своими союзниками разгромил Золотоордынского темника Мамая, потомки этих беглецов сражались в войске Дмитрия Донского. Всего за два поколения произошло слияние бывших ордынцев и славянского населения Московского княжества.

Такое слияние означает освоение 1) русского языка как родного, 2) принятие православной веры (для неграмотных воинов едва ли было существенно различие между несторианством и православием) и, главное, – 3) единство в определении врагов и друзей . Но генетические следы этого «вливания свежей пассионарной ордынской крови» ясно прослеживаются в русской истории и культуре.

Лев Гумилев приводит весьма знаменательный список фамилий, ведущих свой род от ордынских беженцев:

  • Аксаков, Алябьев, Апраксин, Аракчеев, Арсеньев, Ахматов,
  • Бабичев, Балашов, Баранов, Басманов, Батурин, Бекетов, Бердяев, Бибиков, Бильбасов, Бичурин, Боборыкин, Булгаков, Бунин, Бурцев, Бутурлин, Бухарин,
  • Вельяминов,
  • Гоголь, Годунов, Горчаков, Горшков,
  • Державин,
  • Епанчин, Ермолаев,
  • Измайлов, Кантемиров, Карамазов, Карамзин, Киреевский, Корсаков, Кочубей, Кропоткин, Куракин, Курбатов,
  • Милюков, Мичурин,
  • Рахманинов,
  • Салтыков, Строганов,
  • Таганцев, Талызин, Танеев, Татищев, Тимашев, Тимирязев, Третьяков, Тургенев, Турчанинов, Тютчев,
  • Уваров, Урусов, Ушаков,
  • Ханыков,
  • Чаадаев,
  • Шаховской, Шереметьев, Шишков,
  • Юсупов.

И это только вершина айсберга. Скурпулезный анализ дворянских родословных позволяет утверждать, что

  • 30% дворян имеют тюркское происхождение (в основном это потомки бежавших от преследования хана Узбека степняков),
  • 40% приходится на древнеславянские роды и еще
  • 30% имеют западное происхождение – от литовцев, поляков, немцев, шведов и т.д.

Но это произошло в последующие века…

Христиане-беженцы из Золотой Орды сформировали целый социальный слой – дворян-однодворцев, которых поселили в юго-восточном углу княжества Московского и которые принимали активное участие в обороне московских рубежей.

Историческая география Российской государственности в конце

XV-начале XX вв.

Экологические условия формирования русской народности. Русская (великорусская) народность складывалась на территории Волго-Окского междуречья, Озерного края (Новгородчина и Псковщина) и европейского севера. Бо*льшую часть ее занимает обширная Восточно-европейская равнина с небольшими возвышенностями (Среднерусская, Приволжская и др.) и значительными низменностями (Окско-Донская, Мещерская и др.), с развитой гидросетью, находящаяся в зоне среднеконтинентального климата с неустойчивостью погодных явлений. В широтном направлении здесь сменяются разные почвенно-растительные зоны: тундровая, таежная, смешанных лесов и лесостепь с соответственно различными почвами - тундровыми, болотными, дерново-подзолистыми, подзолистыми, серыми и черными лесными, пойменными.

Разнообразие в едином – так можно охарактеризовать экологию русского этноса в пору его становления, для нее характерно преобладание умеренного климата и лесных массивов. Сходство географических характеристик обусловило, в принципе, единые формы ведения хозяйства – пашенное земледелие со значительной ролью подсеки, ориентированное в первую очередь на выращивание зерновых культур, стойлово-выгонное животноводство как следующую по значимости отрасль хозяйства, значительную роль подсобных занятий – охоты, рыболовства, бортничества, собирательства. Почти сплошные лесные массивы, наличие болотных, озерных и дерновых руд обусловили развитие промыслов и ремесел на основе этих сырьевых ресурсов – железоделательного производства и кузнечества, плотницкого и столярного дела, выгонки смолы, дегтя и т.д. Именно географические особенности вкупе с хозяйственными занятиями обусловили формирование основных черт русского менталитета – готовность к максимальной концентрации усилий в относительно короткое время, после чего следовал период расслабления.

Формирование территории Русского государства. Активная миграция славянского населения на север, которая была характерна для древнерусского периода, продолжалась и после монголо-татарского нашествия. В это время колонизуется вся территория европейского севера от Карелии до Уральских гор, которая получила название Поморье. Если раньше, в XI-XII вв., переселение в этот регион шло в основном из Новгородской земли, то теперь стала преобладать «низовая» миграция - из Владимиро-Суздальских земель. На севере славянские колонисты расселяются среди аборигенного населения – карел, вепсов, коми, ненцев, лопарей. Роль Поморья в сложении великорусского этноса была весьма значима, ибо оно было надежным тылом, не доступным для карательных и разбойничьих ордынских набегов, обеспечивающим развитие экономики и культуры русского этноса. О значимости Поморья говорит тот факт, что к началу XVI в., когда завершается сложение единого Русского государства, оно составляло половину его территории.



С самого своего образования границы Московского, а затем Русского государства, России и Российской империи постоянно расширяются, территориальные потери редки и зачастую временны. Уже с 80-х годов XV в. начинается вхождение в состав формирующегося Русского государства территорий Великого княжества Литовского с восточнославянским населением, исповедующим православие и потому тяготеющего к Москве. В начале XVI в. был возвращен Смоленск. Примечательно, что установившаяся к этому времени граница между Русским государством и Великим княжеством Литовским почти точно соответствует этнической границе между русским этносом, с одной стороны, и украинским и белорусским – с другой.

На месте развалившейся в XV в. Золотой Орды образуется несколько татарских ханств – Крымское, Казанское, Астраханское, затем Сибирское. Отношения с ними, как и обычно отношения земледельцев со скотоводами-кочевниками, а скотоводами-кочевниками была значительная часть населения этих государственных образований, оставались довольно напряженными, часто эти ханства совершали набеги на русские земли, недаром территория за Окой называлась «Диким полем». Однако в результате войн в середине XVI в. были присоединены Казань и Астрахань, территория Ногайской орды, и границы Русского государства вплотную подошли к Уралу.

С конца XVI в. походом Ермака начинается присоединение Сибири. Ее освоение – особая страница в истории русского народа. О Сибири было известно еще до похода Ермака, поскольку границы Новгорода уже в XI в. подходили к Северному Уралу. Но северный путь в Сибирь был труднопреодолим из-за климатических и географических причин. Продвижению по более удобным путям через Средний Урал препятствовало Сибирское ханство, основное население которого составляли западносибирские татары. Лишь после того как был «сбит с куреня» хан Кучум, путь в Сибирь оказался открытым. Остальные народы, стоявшие на низком уровне развития и не знавшие государственности, воспрепятствовать продвижению пришельцев не могли.



Отряды Ивана Галкина, Петра Бекетова, Дмитрия Копылова, Ерофея Хабарова и многих других шли в дальние, «от века не слыханные земли», подчиняли аборигенов, воевали с ними в случае сопротивления, нередко оставляя о себе, что греха таить, недобрую память, обкладывали местные «народцы» ясаком и двигались дальше. На приобщение Сибири к Русскому государству ушло чуть более века: в 1700 г. с Камчатки пришел казак Владимир Атласов с вестью об объясачивании тамошнего населения. Не присоединенными оставались лишь крайний северо-восток Сибири и Приморье. Уже с конца XVI в. начинается расселение в Сибири русских и других народов, а через сто лет в конце XVII в. пришлое население сравнялось по численности с аборигенами. А в начале XVIII в. первопроходцы преодолевают Берингов пролив и начинается присоединение к России Аляски и Алеутских островов, а потом и в далекой Калифорнии появилось русское поселение - Форт Росс.

Увеличивалась территория Русского государства и в других направлениях. В начале второй половины XVII в. в результате успешных войны с Речью Посполитой были присоединены Левобережная Украина и часть Белоруссии. Русское население все активнее проникает за Оку, в благодатное для земледельца «Дикое поле». Здесь границы страны с большим трудом из-за частых набегов «крымских людей», но неуклонно ползут на юг, большую роль в этом продвижении играет особая группа русского этноса – казачество.

Российская империя. В начале XVIII в. в результате успешных войн со Швецией Россия наконец-то обрела выход к Балтийскому морю, присоединив значительные территории в Прибалтике. Меняется статус государства: в 1721 г. Петр I принимает титул императора, т. е. обладающего абсолютной властью правителя многих земель и народов. Размеры империи продолжают быстро увеличиваться. С вхождения в состав России в 30-х годах территории Младшего Казахского жуза (объединения племен) началось присоединение Казахстана, в 60-х был присоединен Средний Казахский жуз. К концу века после двух войн с Турцией было ликвидировано Крымское ханство и частью Российской империи становятся Северное Причерноморье и Предкавказье. Начинается безопасное освоение «подрайской землицы» бывшего «Дикого поля». Наконец, в результате разделов между Россией, Пруссией и Австрией Речи Посполитой, к России отходят Правобережная Украина, Белоруссия и часть Прибалтики.

В начале XIX в. в состав России вошли Финляндия, Молдавия и герцогство Варшавское, называвшееся в титуле российских императоров Царством Польским. Активизируется политика России на Кавказе. Здесь довольно быстро, к 30-м годам, удалось присоединить Закавказье, но борьба за обладанием Северным Кавказом длилась более полувека и завершилась только в 60-х годах. В это же время к России были присоединены земли Старшего Казахского жуза, что создало предпосылки для широкой экспансии в Среднюю Азию. Военным путем и путем дипломатического давления к началу 80-х годов этот регион был включен в состав Российской империи. Кокандское ханство ликвидировано, а два других государственных образования - Бухарский эмират и Хивинское ханство - в значительной мере сохраняли свою самостоятельность. Определенной долей автономии пользовались также Царство Польское и Великое княжество Финляндское.

Были в XIX в. и территориальные потери: утрачен Форт Росс, Северо-Американским Соединенным штатам проданы Аляска и Алеутские острова. В начале XX в. в результате проигранной войны с Японией Россия потеряла южную часть Сахалина, правда, в ее состав вошел Урянхайский край (ныне Республика Тыва). Территория страны стабилизируется, при правопреемнике Российской империи в лице СССР до его распада в 1991 г. изменения границ не носили глобального характера и, как правило, восстанавливались.

Русские/великороссы/великорусы и Россия: этнонимика и название страны. Самым крупным и «государствообразующим» этносом в составе России всегда были русские. Этноним «русские» этнос получил «в наследство» от древнерусской народности, но только в несколько иной огласовке. Существует еще одна форма этого этнонима – великорусы (великороссы). Происхождение его связано с выделением в начале XIV в. Галицкой митрополии, территорию которой стали называть Малой Русью, а под Великой Русью стали понимать территорию, подчинявшуюся владимирскому, а потом московскому митрополиту.

Однако со временем церковно-административное деление стало приобретать светский характер. Великой Русью начали именовать территорию, сохранившую собственное княжеское управление, пусть и с подчинением Орде, в отличие от русских территорий, вошедших в состав Великого княжества Литовского, где местная княжеская власть с течением времени постепенно упразднялась. Так, Киевские земли после присоединения их в 1362 г. литовским князем Ольгердом становятся частью Малой Руси. Понятие Великая Русь с н а ч а л а употреблялось в западных и византийских источниках. Например, француз Жильберт Ланнуа в 1413 г. совершивший поездку в Новгород, назвал «Великой Русью» территорию, где он побывал. На итальянской карте Андрео Бьянки 1436 г. вся северо-восточная Русь обозначена как Imperio Rosi Magno .

В самом Русском государстве понятие «Великая Русь» стало употребляться не ранее XVI в. В п е р в ы е, видимо, оно встречается в «Апостоле» Ивана Федорова, датируемом 1556 г., а в 1584 г. - в чине венчания царя Федора Иоанновича. После присоединения украинских и белорусских земель в результате войны с Речью Посполитой царь Алексей Михайлович стал именоваться «всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцем».

Что же касается производного от названия «Великая Русь/Россия» этнонима «великорусы/великороссы», то он начал использоваться довольно поздно. Сначала это понятие фигурирует как определение в словосочетаниях типа «великороссийские пределы», «великороссийские войска». Например, для управления Украиной во второй половине XVII в. создаются Великороссийский приказ, который ведал Слободской Украиной с казачьим населением, и Малороссийский приказ – для остальной части Украины. Никоновский свод, составленный в середине XVII в., использует понятие «Великая Русь», но государство именуется не Великорусским, а Российским или Московским, а применительно к населению страны используется этноним «русский».

Название «великорусы/великороссы» - порождение умонастроений конца XVIII-XIX в., когда пробуждается интерес к культуре русского народа, сначала к фольклору и традиционным верованиям, потом и к остальным ее аспектам, когда собственно и происходит становление этнографической науки, обратившей свой взор в том числе и на русский этнос. При представлении о чуть ли не тождественности трех восточнославянских народов, определяемой общностью их корней, уходящих во времена Древней Руси, тем не менее существовало их четкое этнонимическое разграничение. Содержащиеся в этнонимах «белорусы», «малоросы» определения «белый» и «малый» способствовали появлению для названия «русские» определительной приставки «великий».

Сопоставление понятий «русские» и «Россия» вызывает, конечно, некоторое недоумение: в то время как название этноса имеет огласовку у , название страны, восходящее к этому этнониму – огласовку о . В чем причина этого несоответствия?

Первоначально в Киевской Руси, как свидетельствуют древнерусские письменные источники, в названии страны, как и в названии основного его этноса, использовалась огласовка у Русь , Русская земля , русин . Эта же огласовка сохранялась и в период формирования Русского централизованного государства. Как уже упоминалось, титулом Ивана III было «Государь всея Руси ». Но в Византии название государства восточных славян и его основного этноса со времен Древней Руси писалось через о , поскольку здесь этнос «русь» возводили к библейскому народу Рош . Название с такой огласовкой – ‘Ρωσία («Россия») – впервые встречается в середине X в. в сочинении Константина Порфирогенета. В средневековых западных источниках с XI в. употребляются названия через у - Russia , Ruscia , Ruzzia , реже Ruthenia , крайне редко под византийским влиянием через о Rossia , но при этом в «Бертинских анналах» при описании событий 839 г. говорится о прибытии ко двору императора Людовика Благочестивого людей народа Rho s.

С конца X в. после введения христианства устанавливаются тесные связи Руси с Византией. Вместе с христианством отсюда на Русь приходят и многие достижения культуры, в частности, книжность, поэтому огласовка через о в Древней Руси была известна, по крайней мере среди высшей церковной и светской власти, однако не была широко распространена. Но вот в 1453 г. турки берут штурмом Константинополь, и византийская интеллигенция, а это прежде всего представители церковных кругов, связанные с книжностью, бегут к своим единоверцам на Русь. Значительный процент выходцев из Византии способствовал тому, что здесь начинает распространяться огласовка через о . Ее утверждению способствовало еще одно обстоятельство: с XV в. знакомство с античными источниками все больше утверждало славянских мыслителей в идее преемственности населения Руси от древнего народа роксоланы .

В русских письменных источниках со второй половины XV, а особенно с XVI в. эта огласовка встречается в таких словах и словосочетаниях, как Россия , Российская земля и т.п. Митрополит Киевский и Галицкий Михаил Рогоза, занимавший кафедру в 90-х годах XVI в., именовался «митрополит всея Ро ссии», в то время как в титуле его предшественников значилось определение «всея Ру си» или «всея Ру сии». В опубликованной во Львове в 1591 г. «Грамматике» говорилось, что она издана в наставление «многоименитому ро ссийскому роду». Львовское братство в обращении 1592 г. к царю Федору Иоанновичу именовало его «светлым царем Ро ссийским» и вспоминало «князя Владимира, крестившего Ро ссийский род». Окончательно же византийские названия «Росийское царство», «Великая Росия», «Малая Росия» и формы «росский» и «росс» утверждаются в Московской Руси в первой половине XVII в. Нередко использовалось даже название «роксоланы» и «Роксолания» применительно к русским и Русскому государству. Наконец, после присоединения Левобережной Украины огласовка через о стала использоваться в официальной титулатуре: царь Алексей Михайлович именуется самодержцем «Всея Великия и Малыя и Белыя Ро ссии».

Название государства «Россия» с тех пор прочно входит в употребление. Что же касается названия этноса, то в обыденной речи оно по-прежнему имело огласовку у – русский. Но в литературе XVIII-начала XIX в. такая огласовка допускалась только в произведениях низкого «штиля», в высоком же господствовала форма «россы», или «великороссы». Возвращение в литературу и, тем самым во всеобщее употребление слова «русский» связано с именем Н.М.Карамзина, а более всего – А.С.Пушкина. Уже в начале XIX в. огласовка через о становится архаикой, и создатель русского национального языка, вначале тоже ее использовавший («Воззрев вокруг себя, со вздохом росс вещает» (см.,например, «Воспоминания в Царском Селе», «Александру», «К тени Фонвизина»), через некоторое время высмеивает пристрастие к ней некоторых стихотворцев:

Блажен, кто с добрыми друзьями

Сидит до ночи за столом

И над словенскими глупцами

Смеется русскими стихами.

Из письма к кн.П.А.Вяземскому

Что же касается современного русского языка, то двойственность в этнониме и названии государства, вызванная византийским влиянием, продолжает сохраняться.

Нихао, драгоценные мои читатели!

Достаточно часто приходится сталкиваться с псевдонаучными, а зачастую и вовсе оккультистсткими манипуляциями на тему происхождения современных восточноевропейских народностей и субэтносов. Цели эти манипуляции преследуют совершенно различные, от уже многократно осмеянных попыток окончательно доказать, кто здесь гордые арийские русичи, а кто - финно-угры с татаро-монгольской примесью, до претензий на цивилизационное первородство и происхождение от арктических гипербореев, с началом ледникового периода откочевавших южнее и обучивших безграмотных дикарей прочих рас, как разжигать огонь, ездить на лошади и копать руду. В общем, версии строятся разные. Но есть две вещи, которые объединяют их все. Во-первых, все эти версии категорически антинаучны. А во-вторых, все эти версии категорически надоели. И потому (в основном - из-за "во-вторых") ваш покорный слуга решил подготовить обзорную статью, посвященную древним процессам этногенеза, протекавшим в пространстве между Вислой и Уралом. В этой статье нет никаких открытий, откровений или далеко идущих выводов - это просто реферат по открытым сетевым источникам, дополненный небольшими авторскими ремарками. Иллюзий насчет гипотетического излечения скорбных синдромом ведического ария после прочтения данной статьи я не питаю, но если она повысит у кого-нибудь из моих драгоценных читателей иммунитет к означенной хвори, буду рад. Ну, и, полагаю, некоторые приведенные факты будут просто любопытны тем, кто по каким-либо причинам о них еще не слышал.

Итак, начнем. А начнем мы с самого начала. То есть, с Последней ледниковой эпохи, раз уж к ней некоторые теории все едино привязываются. Так вот, продолжалась эта эпоха, как в один голос утверждают науки геология с климатологией, примерно с 110 000-го по 10 000-ый год до нашей эры. Собственно, после этого все разговоры о какой-либо доледниковой цивилизации в Арктике можно закрывать. Так мы и поступим, после чего перейдем сразу к примерно 25 000-му году до нашей эры. И для начала посмотрим на карту наличествовавших тогда климатических зон.

Видите на ней розовую полосу, с небольшим перерывом пересекающую всю Евразию? Это - тундростепь. Или, иначе говоря, мамонтовые прерии. Климат здесь холодный и сухой, причем, чем дальше от Атлантики и Средиземноморья, тем холоднее и суше. Впрочем, ради справедливости, лето весьма жаркое. Настолько, что вместо обычных для тундры мхов и карликовых деревьев здесь умудряются расти злаковые. Да не просто расти, а отрастать к началу осени чуть ли не до двух метров. Солнечная и сухая осень превращает эти заросли в "сено на корню", так и стоящее всю долгую и крайне суровую зиму. Именно за счет этого "сена" и выживают во время зимовья всяческие крупные травоядные, вроде тех же мамонтов. Представили себе? А теперь вновь посмотрите на карту выше и примерно представьте себе (можно с помощью любой удобной вам современной карты), в какой точке через много тысячелетий появится славный город Владимир. Не самое уютное место получается, не так ли? Расстояние до ледника - просто смешное. Но там все-таки жили люди.

В 1955-м году (уже нашей эры) во Владимирской области у места впадения ручья Сунгирь в реку Клязьму была обнаружена палеолитическая стоянка, названная впоследствии в честь ручья. Судя по общему состоянию и обнаруженным предметам, она активно использовалась древними людьми в течение примерно восемнадцати лет, после чего была покинута. Причина этого обнаружилась на том месте, где на стоянке располагался очаг. Вот она (облик реконструирован по методике М. М. Герасимова):


Мальчику было примерно 12-14 лет. Девочке - 9-10. Судя по анализу ДНК, они были братом и сестрой. Похоронены они были в одной могиле, голова к голове. Через годы после их гибели люди вновь вернулись на Сунгирь, но только для того, чтобы похоронить еще одного человека - мужчину лет 50-ти. После этого стоянка была оставлена навсегда.

Но шло время, и происходили процессы, которые в наше время подсознательно воспринимаются, как благо, но для людей той эпохи были самой настоящей катастрофой. Ледники начали отступать. С одной стороны, это означало общее смягчение климата. С другой - исчезновение привычного для костенковцев вмещающего и кормящего ландшафта. Тундростепь отступала вслед за ледником, пока не исчезла окончательно - и вместе с ней исчезла огромная часть плейстоценовой фауны. Для людей, из-под которых буквально выдернуло родной ландшафт, это означало кошмарный голод и необходимость срочно прогрессировать, приспосабливаясь к новым условиям. Были и те, кто вслед за отступающей привычной тундростепью направился на север. Эти столкнулись с теми же проблемами несколько позже. С которыми, впрочем, справились и впоследствии основали Культуру ямочно-гребенчатой керамики, ныне считающуюся отправной точкой формирования финно-угорских народов. Южнее же, в междуречье Оки и Волги, как ответ на изменившиеся условия сформировалась Иеневская культура, достаточно сильная, чтобы продержаться четыре тысячи лет (примерно с 10 000-6000 г.г. до н. э.) и перейдя из мезолита в неолит, прежде чем, как и многие ранние неолитические культуры, быть уничтоженной климатическими изменениями, вызванными глобальным похолоданием 6200-го года до н.э. Потомки иеневцев влились в локализованную там же Верхневолжскую культуру, которая к 4000 г. до н. э. сменилась Волосовской культурой.

Рубеж же в виде 4000 г. до н. э. обозначен неспроста, поскольку именно в это время протекали процессы, поначалу незаметные, но имеющие судьбоносный характер как для региональной, так и для мировой истории. Согласно курганной гипотезе (в наше время общепринятой, и, что важнее, с незначительными уточнениями подтверждаемой археологами и палеолингвистами) примерно в это время в степях между Волгой и Днепром на стыке Среднестоговской и Самарской культур начала формироваться индоевропейская языковая общность. Когда же примерно в то же время и в том же регионе была одомашнена лошадь, это привело к эффекту, в исторической перспективе напоминающему взрыв. Индоевропейцы приобрели возможность относительно быстро и бесхлопотно перемещаться на дальние расстояния - чем и не замедлили воспользоваться. И это, пожалуй, имеет смысл проиллюстрировать на карте:


Пурпурным отмечен ареал изначального обитания индоевропейцев, каким он был на 4000-й год до н. э. Красным - территория, населенная индоевропейцами к 2500-му году до н. э. И, наконец, оранжевым - к 1000-му году до н. э. Разумеется, растянутое на несколько тысячелетий расселение по такому значительному ареалу не могло не привести к распаду языковой общности. Так, к концу третьего тысячелетия до н. э. из единого индоевропейского этноса выделились и оформились Ямная культура и Культура шнуровой керамики. Несколько позже, примерно к 2500 году до н. э., на территории современно Хакасии сформировалась Афанасьевская культура - самая дальняя от прародины на тот момент. Для масштаба стоит упомянуть, что примерно в то же время индоевропейское племя ахейцев вторглось на Балканы, дав старт "мифическому" Микенскому периоду истории Древней Греции. Если же вернуться к интересующему нас региону, то его конфигурация выглядела следующим образом. Юг и юго-восток занимали предки индоиранских племен, принадлежавшие к Ямной культуре. Север и северо-восток - предки финно-угров, принадлежавшие к Культуре ямно-гребенчатой керамики. Запад - Культура шнуровой керамики, или иначе - Культура боевых топоров - общие предки славян, германцев и балтов. В центре же была область изрядно расширившейся Волосовской культуры, ставшей чем-то вроде моста между индоевропейскими и финно-угорскими народами, в котором, тем не менее, как показали исследования ДНК, прослеживались определенные черты, характерные для позднейших славян. Это, конечно, может звучать странно, ведь мы уже определили славянских предков несколько западнее. Но дело в том, что около 2000 года до н. э. на земли волосовцев вторглись отколовшиеся от славяно-германо-балтской Культуры боевых топоров представители Фатьяновской культуры (что, наверное, можно рассматривать как самый ранний случай "дранг нах остен"). Волосовцы оказали ожесточенное сопротивление, и в фатьяновских захоронениях, датируемых последующими пятью сотнями лет нередко обнаруживают воинов, убитых стрелами с весьма характерными и однозначно идентифицируемыми наконечниками. Тем не менее, к 1500-му году до н. э. волосовцы были окончательно покорены и ассимилированы.

На юге и юго-востоке тем временем развивались свои достаточно интересные события. Ямная культура дала начало трем новым: Катакомбной, представители которой обитали в северном Причерноморье, Абашевской, занимавшей территорию современных Воронежской области и Башкирии, и Андроновской, откочевавшей на Южный Урал. Последние нам особенно интересны - как минимум тем, что именно они были первыми уральскими металлургами. Но на этом они не остановились. Начав с Синташты, основанной ориентировочно в 1800 г. до н. э., оно выстроили целую сеть укрепленных городов, в число которых входил и получивший особую популярность в определенных кругах Аркаим. Достаточно быстро андроновкая Страна Городов, как назвали этот феномен археологи, стала сильнейшим протогосударством региона, распространив свое влияние от Урала до Саян на востоке и Памира с Тянь-Шанем на юге. Андроновские металлические изделия пользовались в регионе огромным спросом и доставлялись далеко на запад. А еще... Нет, все-таки не удержусь и немного подразню тех, кто убежден в том, что Аркаим был славянским городом. Вот так вот выглядел наряд женщины андроновской культуры (реконструкция, само собой):

Признаюсь, увидев это в первый раз, я опешил. И даже нацелился всерьез поверить, что официальная наука насчет обитавшего там народа чего-то не договаривает. Индоиранцы, значит? От индоиранской же Ямной культуры? А ничего, дескать, что рубаха на манекене - явно славянская? Но при внимательном изучении картинки всплывают детали, не оставляющие от этого предположения камня на камне. Например, то, что, кроме означенной рубахи, ничего даже похожего на славянское в представленном костюме нет. Более того, он вполне очевидным образом идентифицируется, как киммерийско-скифский. Так или иначе, примерно к 1200 году Аркаим был уже полностью сожжен, а Андроновская культура распалась и разлетелась в разные стороны, как кусок стекла. И учитывая то, что ее осколки разлетались куда угодно на запад и на юг, вплоть до Индии, но только не на восток, ответственными за это вполне могут оказаться кочевые потомки Афанасьевской культуры. Что, впрочем, не научный факт, а только мое предположение, и относиться к нему прошу снисходительно и не слишком серьезно. Завершая же разговор о потомках афанасьевцев, хочу заметить, что именно от них в околомонгольских степях пошли такие аномально для тех мест светловолосо-европеоидные народы, как тохары и динлины. Значительный вклад внесли они и в генофонд нынешних киргизов, хоть с виду этого в наше время и не скажешь.

Происходили определенные катаклизмы и севернее. Так, около 1000-го года до н. э. Фатьяновская и Абашевская культура пали под ударами финно-угров Дьяковской и, отчасти, Городецкой культур. Остатки разнородных индоевропейцев (те, что не ушли на запад и не дали начало балтским народам) были вынуждены отступить на Днепр, в область Катакомбной культуры, где уже находились мигрировавшие после гибели Страны городов на запад остатки андроновцев. Перемешавшись с местным населением и между собой, беженцы сформировали Срубную культуру, вскоре ставшую достаточно успешной и занявшей территории от Северского Донца до Урала. Совместными усилиями дьяковцев и срубников регион стал достаточно плотно населенным. При этом, нельзя сказать, что Срубная культура представляла собой какой-то один конкретный этнос - слишком уж пестрым был этнический состав населения занимаемого ей региона. Скорее ее следует расценивать, как надэтническую культурную доминанту, вроде более ранней Волосовской культуры, или же более поздних Византийского и Западно-Европейского суперэтносов. Ну, или, если угодно, вроде современного Русского мира, что, учитывая место действия, наверное, ближе всего.


Будучи, пожалуй, одной из наиболее поздних культур европейского Бронзового века, срубники, тем не менее, за короткий срок смогли достичь выдающихся результатов. К их достижениям можно отнести планомерную работу над окультуриванием злаков и выведением домашних пород животных. Вслед за своими андроновскими предками срубники были выдающимися металлургами, к позднему этапу своего существования сумевшими освоить работу с железом (которое у них потом охотно и за абсолютно сумасшедшую цену приобретали ахейцы). Не отставали они и в гуманитарной сфере - некоторые исследователи говорят о наличии некоторого примитивного пиктографического письма. Казалось бы, у этой культуры было большое будущее.

Но потом случилось то, что в наше время исследователи называют Катастрофой Бронзового века - когда практически все более-менее заметные цивилизации того времени с поразительной по историческим меркам синхронностью пришли к краху. В очередной раз изменился климат, став более прохладным и сухим, и ресурсы вмещающих ландшафтов крупных культур того времени быстро истощились. Земля больше не могла прокормить то количество людей, которые сравнительно комфортно проживали на ней раньше. Коснулось это и древних культур Русской равнины. Дьяковская культура смогла пережить катастрофу, но так от нее никогда и не оправилась. Так, когда в VI веке н. э. на эти земли пришло славянское племя вятичей, потомки воинственных дьяковцев встретили их достаточно индиферрентно, и со временем были мирно ассимилированы. Тем не менее, частично они сохранились и до нашего времени в виде финно-угорских народов Поволжья. Что же до Срубной культуры, то после распада надэтнической общности с ней получилось в точности по Карлу Марксу: бытие определило сознание. Преимущественно ираноязычная степная скотоводческая ее часть стала основой будущего скифского этноса, пережившего расцвет примерно во времена Геродота, посрамившего непобедимых доселе персов и сошедшего с исторической сцены после вторжения своих пришедших от Урала дальних сарматских родственников. Та же часть срубников, что населяла леса и лесостепи, генетически более близкая фатьяновцам и волосовцам, заняла земли на берегах Вислы, Припяти и верховьях Днепра, где достаточно быстро встала на тот же путь, по которому шли дьяковцы. Во II-м веке н.э. они были без особого сопротивления завоеваны и обложены данью пришедшими с севера готами. Но когда причерноморское готское королевство Ойум зашаталось под ударами гуннов, этот народ встряхнулся, поднял голову и, объединив усилия с пришлыми кочевниками, сбросил угнетателей. Так и началась активная фаза славянской истории.


Возможно, на этом месте у некоторых из моих драгоценных читателей может возникнуть вопрос: так какая же из всех перечисленных в статье культур, цивилизаций и народностей может быть названа нашей прародительской? Отвечаю: все. Не станете же вы всерьез пытаться определить, происходите ли вы от деда по отцовской линии, или же от деда по материнской - оба они ваши деды в равной степени. Так же и здесь. Все перечисленные культуры в какой-то степени являются нашими предками, и если убрать из них хоть какую-нибудь, то мы уже не будем теми, кто мы есть.

Ну, и напоследок не удержусь от небольшого нравоучения. Как высказался в свое время по совершенно другому вопросу Константин Сергеевич Станиславский, нужно любить искусство в себе, а не себя в искусстве. Этот принцип вполне применим и в нашем случае. Попадаются люди с невообразимым, но ничем особо не подкрепленным самомнением, которые из пустой гордыни начинают предъявлять повышенные требования к текущей в их жилах крови. Мол, как это так может быть, чтобы мы, такие великие и могучие, происходили от каких-то там дикарей? Вот и начинают такие персонажи выдумывать себе предков, предъявляя к ним требования скорее не правдоподобности, а, извиняюсь, крутизны. Чтобы были такие, которые и пирамиды запросто строили, и по воздуху летали и Черное море голыми руками выкапывали. И хоть такой человек много и с жаром говорит о поисках ПРАВДЫ!!! (извините за капс, но это цитата), собственно правда, тщательно и по крупинке собираемая учеными, его не интересует. Ему нужно только топливо для собственного самомнения. В общем, такие персонажи в первую очередь себя любят, а не предков.

Человек же, который действительно гордится историей своего народа, предъявляет требования в первую очередь к себе, стремясь соответствовать великим предкам, чья кровь течет в его жилах. А эту планку наши даже дославянские предки установили очень высоко. Если объединить сплоченность костенковцев, волосовское упорство при защите своей земли, фатьяновскую боевитость, андроновское конструктивное трудолюбие и сверскоростное развитие срубников, то это же просто какой-то народ-супермен получается. Этим можно гордиться, на это можно ориентироваться, и, главное, все это было на самом деле и подтверждено научно.

Тем и силен всегда был наш народ, что он никогда не нуждался в вымышленных героях - всегда настоящих хватало. И об этом стоит помнить.