Конспект логопедического занятия на тему "употребление предлогов после, перед, около". «Предлог ПОД»

Тема занятия : предлоги В, НА, ПОД.

Цели:

Оборудование:

Скачать:


Предварительный просмотр:


ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОГИ»

Учителя – логопеда

Тихоновой М.А.

Тема занятия : предлоги В, НА, ПОД.

Цели:

1.Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД.

2. Учить детей выделять эти предлоги в тексте.

3.Учить детей составлять предложения с заданными предлогами по картинке, схеме и наглядной ситуации.

4.Закрепить правильное употребление в речи приставочных глаголов.

5.Развитие слухового внимания и памяти.

Оборудование:

схемы предлогов, изображение Карлсона, игрушки (кукольная мебель и посуда, птичка, коробка и т.д.), предметные и сюжетные картинки, сюжетная картина «Лес».

План занятия.

Организационный момент.

Логопед читает детям загадку и просит найти и запомнить маленькие слова в стихотворении:

На пригорке и под горкой

Под берёзкой и под ёлкой

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.

1. Уточнение пространственных значений предлогов,

Знакомство с понятием «предлог».

На доске выставлены схемы предлогов В, НА, ПОД.

Когда мы говорим эти маленькие слова? –

В: когда предмет находиться внутри

НА: когда предмет находиться сверху

Под: если предмет внизу.

Вы выросли, многому научились, скоро пойдете в школу, поэтому пора называть маленькие слова более точно – предлоги .

2. Игра «Найди предлог».

Логопед на столе производит действия с игрушками, перекладывая их НА,ПОД и В разные предметы (используется кукольная мебель и посуда, птичка, бабочка, коробочка).

Посмотрите на схемы и составьте с каждым предлогом предложение.

3. Анализ рассказа.

Логопед выставляет картинки на панно и рассказывает:

Однажды осенью во двор вышли погулять Маша, щенок Джерри и петушок Гоша . Вдруг набежала туча, закрыла солнце, и пошел дождь. Машенька и Джерри спрятались в доме, а Гоша взлетел на забор и закричал «Я удалец!Я молодец!Я ничего не боюсь!». Вышли тут мама и папа Маши и сказали: « под дождем можно только под зонтиком быть, тогда дождь не страшен». Вскоре дождик закончился, на небе засияло солнышко, и только на дорожке остались лужи.

Закончив рассказ, логопед просит найти в тексте предложения с предлогами НА, ПОД, В.

Детально анализируются предложения со словами «вышли, вдруг, набежала, взлетел», поясняется, что начальные звуки (слоги, приставки) не являются предлогами, это часть слова.

4. Физминутка. «Слушай, повторяй, делай».

На горе растут дубы,

Под горой растут грибы,

Мы в корзинки их собрали,

Быстро к дому подбежали.

Пальчиковая гимнастика «Дом»(Ткаченко Т.А.):

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

И в наш домик приглашаем.

В доме стол на тонкой ножке,

Рядом стульчик у окошка,

Два бочонка под столом.

Вот какой я видел дом!

Внимательно послушать и выполнить задание, затем повторить из предложения только предлог:

Встань на ковер

Подойди к стульчику

Подпрыгни вверх

Встань на носочки

Найди вертолёт

Поднять левую над головой

Положить левую ладонь под правую

5. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

У детей на столах - индивидуальные сюжетные картинки, по которым они должны составить предложения и назвать один из предлогов: В,НА,ПОД.

6. Исправь ошибки в рассказе Карлсона.

Все вы знаете Карлсона, который живёт на крыше. Однажды ему надоело летать по городу, и Карлсон отправился вместе с друзьями погулять в лесу. Прогулка была просто замечательной! И Карлсон решил придумать рассказ про лес для Малыша. Но вот беда – он совершенно не знает предлогов, поэтому рассказ получился неправильный, некрасивый. Помогите Карлсону исправить ошибки!

Вчера я гулял (В) замечательном лесу. Стояла тихая осенняя погода, листочки (НА) деревьях были желтые, красные, оранжевые. Сухие листья лежали у нас (ПОД) ногами. Мы собрали кленовые, березовые и рябиновые листочки. Какие красивые осенние букеты несли мы домой (В) руках! Много грибов выросло (ПОД) деревьями.

7. Итог занятия, оценка деятельности детей


Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР.

Тема: Предлоги НА, ПОД

Задачи:

    Образовательные:

- Учить детей различать значение предлогов «на» и «под» и правильно употреблять их в речи.

Учить детей составлять предложения по сюжетной картине и по двум опорным предметным картинкам.

2. Развивающие:

Развитие слухового внимания и памяти.

3. Воспитательные:

Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия.

Оборудование: сюжетная картина, схемы предлогов, предметные картинки, магнитная доска, плоскостные фигуры на магнитах: зайчонок, мышонок, петух, солнце, облако, забор, гриб, ёлка; 2 машины: зелёного и синего цвета; сюжетные картинки по количеству детей.

План занятия

    Организационный момент.

Логопед читает стихотворение:

В лесу метёт метелица,

По лесу снегом стелется.

Зайцы бегали в лесу,

Там заметили лису.

Под сосной стоит лисица,

На сосне сидит синица.

Где стоит лисица? (под сосной)

Где сидит синица? (на сосне)

Когда мы говорим маленькое слово ПОД? (когда предмет находится снизу чего-то). Логопед выставляет схему.

Когда мы говорим маленькое слово НА? (когда предмет находится сверху чего-то). Логопед выставляет схему.

2. Составление предложений с предлогами НА, ПОД по сюжетной картине с помощью вопросов логопеда.

Где сидит девочка?

(Девочка сидит на диване. И т.д.)

Где стоит машинка?

(Машинка стоит под столом. И т.д.)

3.Составление предложений с предлогами НА и ПОД по 2 опорным предметным картинкам. Предметные картинки:

стол – хлеб, собака;

стул – кошка, мышка;

кровать – подушка, туфли;

диван – кукла, мяч.

Составьте предложение с предлогом НА. (Хлеб лежит на столе. И т.д.)

Составьте предложение с предлогом ПОД. (Собака лежит под столом. И т.д.)

4. Составление предложений по сюжетным картинкам.

На доске 2 машинки: синяя и зелёная.

Разложим картинки по машинкам. На синей машинке картинки с предлогом ПОД, а на зелёной с предлогом НА.

Дети по очереди выбирают машинку для своей картинки.

Под ёлкой лежат подарки. Синяя машинка.

Потому что в этом предложении спряталось маленькое слово ПОД.

Сыр лежит на тарелке. Зелёная машинка.

Потому что в этом предложении спряталось маленькое слово НА. И т.д.

5. Физкультминутка.

Ищет вещи Маша,

Маша-растеряша,

И под стулом нет, и на стуле нет, (заглядывают под стул, качают головой)

На кровати нет, под кроватью нет, (заглядывают под кроватку, качают головой)

Вот какая Маша, Маша-растеряша. (разводят руками)

Где Маша искала свои вещи?

6. Пересказ рассказа. (Логопед выставляет по ходу рассказа фигурки на доске).

На полянке гуляли зайчонок, мышонок и петушок. Вдруг на солнце набежала туча, и пошёл дождь. Зайчонок спрятался под ёлкой. Мышонок спрятался под грибок. А петушок взлетел на забор.

Вспомним предложения со словом НА.

Вспомним предложения со словом ПОД.

Кто расскажет весь рассказ?

7. Итог занятия, оценка деятельности детей.

Тема: «Предлоги В, Из». Цель: формирование лексико-грамматических категорий языка. Задачи. Образовательные: - учить детей понимать разницу значений предлогов В, ИЗ; - учить воспринимать предлоги на слух и выделять их в составе предложения как отдельные «маленькие слова». - учить составлять предложение с «маленьким словом», используя наглядную ситуацию, сюжетные и предметные картинки. Коррекционно-развивающие: - закреплять пространственные значения предлогов В, Из; - упражнять детей в правильном употреблении существительных в винительном, родительном и предложном падежах; - активизировать словарный запас по различным лексическим темам; -развивать внимание, мышление, воображение. Воспитательные: - воспитывать у детей аккуратность, самоконтроль за речью. Словарный материал. Активизировать словарный запас детей по лексическим темам: «Игрушки», «Животные», «Птицы», «Транспорт». Предварительная работа. Проведение фронтальных занятий по формированию лексикограмматических категорий по темам: «Предлог В» , «Предлог Из». Оборудование: компьютер, проектор, экран, игра «Предлоги» в электронном виде; шарик на нитке, стакан, банка, коробка; кукла, коляска, машина, гараж, кубики в коробке, зеркальце, сумочка, пенал, карандаш, мячик, сетка; схемы предлогов, карточки со схемами предлогов по количеству детей; сюжетные картинки по количеству детей; наборное полотно. Ход занятия. 1. Организационный момент. Дети встают с логопедом в круг, выполняя движения по тексту: Встанем дружно в ровный круг, Слева друг и справа друг. Локотками чуть коснемся, И друг другу улыбнемся. 2. Актуализация знания. Логопед достает маленький шарик на ниточке и по очереди опускает (достает) в стакан (из стакана), в банку (из банки), в коробку (из коробки), сопровождая свои действия вопросами о местонахождении шарика. Затем делается вывод и объявление темы: «Когда предмет находится внутри чего-то, мы произносим маленькое слово В, а когда предметы достают из чего-то или они оттуда сами движутся, мы говорим маленькое слово ИЗ. Сегодня мы будем учиться различать два маленьких слова В, ИЗ». 3. Организация осмысления новой информации. Игра «Наведем порядок». Логопед предлагает детям достать вещи из коробки и разложить по своим местам (куклу в коляску, машину в гараж, кубик в коробку, мяч в сетку, зеркальце в сумочку, карандаш в пенал). Затем каждый ребенок отвечает, откуда он достал предмет и куда его положил, интонационно выделяя предлоги В, ИЗ. 4. Обучение с использованием фронтального наглядного материала. Логопед включает игру «Предлоги». На экране картина с изображением животных и птиц. Логопед сопровождает свой рассказ передвижением предметов на экране. - Был теплый солнечный день. Возле дома, на лужайке гуляли (называют предметы дети) собака, кошка, белка, лягушка, ворона и мышка. Вдруг на небе появилась темная туча и закрыла солнце. Пошел дождь. Звери и птицы захотели спрятаться от дождя. - Куда залетела ворона? (в гнездо). - Куда прыгнула лягушка? (в кадушку). - Куда запрыгнула кошка? (в окно). - Куда залезла собака? (в будку). - Куда забежала мышка? (в норку). -Куда забралась белка? (в дупло). А дождь все идет. Где пережидают дождь птицы и звери? (Дети перечисляют). Какое маленькое слово помогло нам это понять? Дождик закончился. Снова засияло солнышко. Все захотели погреться под его лучами. - Откуда выпрыгнула лягушка? (из кадушки). - Откуда вылетела ворона? (из гнезда). - Откуда вылезла собака? (из будки). - Откуда выпрыгнула кошка? (из окна). - Откуда выбежала мышка? (из норки). - Откуда выбралась белка? (из дупла). Какое маленькое слово помогло нам это понять? 5. Динамическая пауза. Руки в стороны, в кулачок, Разожмем и на бочок. Руки вверх, в кулачок, Разожмем и на бочок. Руки вперед, в кулачок, А теперь из кулачка Разгибаем пальчики: Указательный, средний, Безымянный, мизинец И большой. 6. Первичная проверка понимания нового материала. Логопед читает предложения, в составе которых есть предлог В или ИЗ. Дети на слух выделяют «маленькое слово» и показывают нужную схему предлога. - Машина заехала в гараж. - Мальчик вышел из дома. - Заяц спрятался в кусты. - Мама варит кашу в кастрюле. - Девочка достала цветы из вазы. - Собака ест из миски. - Мама положила ключ в сумку. - Скворец вылетел из скворечника. 7. Закрепление полученных знаний на индивидуальном наглядном материале. Логопед раздает каждому ребенку сюжетную картинку, по которой нужно составить предложение с «маленьким словом» В или ИЗ. Каждый из детей произносит вслух самостоятельно составленное предложение и ставит картинку на доску (наборное полотно) под схемой соответствующего предлога. 8.Итог занятия. Оценка деятельности детей.

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

В 4 КЛАССЕ

НА ТЕМУ:

«Составление предложений с предлогами «над» и «под».

Схема предложения»

Составитель: учитель-логопед

Кожич Т. Н.

2013 год

Тема: Составление предложений с предлогами «над» и «под».

Схема предложения.

Цель: продолжать учить детей различать значения предлогов НАД и ПОД, правильно употреблять их в речи.

Задачи:

1. Продолжать формировать представлений о синтаксическом и семантическом значении предлогов.

2. Учить детей составлять предложения с заданными предлогами по картинке и наглядной ситуации, составлять схемы предложений, определяя место предлога.

3. Продолжать совершенствовать и активизировать словарный запас, развивать связную речь.

4. Развивать просодическую сторону речи: ритм, тембр, силу голоса; развивать внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентацию.

5. Воспитывать навык грамматически правильного письма, навык самоконтроля.

Оборудование:

проектор, компьютер, демонстрационный экран, презентационное сопровождение занятия, созданное в программе PowerPoint 2007, сюжетные картинки, карточки, тетради, карандаш, ручки.

Ход занятия.

    Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас на занятии гости. Улыбкой поприветствуйте их.

Пожелайте друг другу успехов на занятии: игра – пожелание «Удачи тебе!»

Поочередно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

    Желаю (соприкасаются большими пальцами)

    успеха (указательными)

    большого (средними)

    во всём (безымянными)

    и везде (мизинцами),

    удачи тебе! (прикосновение всей ладонью руки).

    Разминка: просодическая сторона речи.

Для того чтобы правильно и красиво говорить, надо провести разминку для нашего голоса.

    Тембр (Слайд 2).

    Ритм (Слайд 4).

III. Основная часть.

1. Постановка цели.

Послушайте стихотворение и выделите из него два предлога, которые будут обозначать, где находится предмет.

Вот портрет,

Тут Аня с братом,

А портрет тот над сервантом.

Закатила барабан

Наша Аня под диван.

Какие предлоги вы услышали?

Да, в этом стихотворении встретились предлоги – НАД и ПОД.

Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться различать предлоги НАД и ПОД и составлять с ними предложения.

Дети, найдите схему предлога НАД и скажите, что обозначает это слово? (Короткое слово НАД мы говорим тогда, когда предмет находится выше другого предмета и не соприкасается с ним).

Дети, найдите схему предлога ПОД и скажите, что обозначает это слово? (Короткое слово ПОДмы говорим тогда, когда предмет находится снизу.)

2. Игра « Самолет»

Послушайте стихотворение и скажите, над чем полетят ребята на самолете?

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

Над чем полетят ребята? (Над лесами)

Вот какой красивый самолет сделали ребята. (Слайд 5).

Посмотрите над чем он летит? (Над окном, над стулом, над кроватью, над окном)

    Упражнение « Куда закатился мячик?» (Слайд 6).

Посмотрите, куда закатился мячик? (Под стол, под стул)

    Упражнение « Вставь предлоги в предложение» (работа по индивидуальным карточкам)

Предлог – это маленькое слово. Как пишется предлог в предложение?

А сейчас проверим, какие предлоги вы вставили в предложение.

(Слайд 7).

    Составление схемы предложения. (Слайд 8).

Прочитайте предложение. Сколько слов в этом предложении? Назовите первое слово, второе, третье, четвертое. При составлении схемы предложения, каждое слово мы обозначаем полосочкой. Предлог ПОД какой по счету в предложении? Мы его обозначим зеленой галочкой.

А теперь измените порядок слов в предложении так, чтобы предлог ПОД стоял на первом месте. Выложите схему предложения.

    Физкультминутка.

Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот. (Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! (Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь на место сели. (Дети садятся.)

8. Составление предложений по сюжетным картинкам.

(У детей на столах индивидуальные сюжетные картинки, по которым они должны составить предложения с предлогами: НАД, ПОД и схему предложения.)

9. Работа в тетрадях. (Слайд 9, 10,11).

Посмотрите на картинку. Составьте предложение. Запишите предложение в тетрадь, начертите схему предложения, предлог обозначьте зеленой галочкой.

I V . Итог занятия.

Что такое «предлоги»?

Как пишутся предлоги со словами?

С какими предлогами мы сегодня составляли предложения?

Занятие окончено. Спасибо!

Цель: Систематизировать знания у детей о предлогах, их значении

1. Активизировать и расширять знания у детей о предлогах, их значении, схеме.
2. Учить детей правильно употреблять предлоги в, на, под, у, над и др., с существительными.
3. Упражнять детей в составлении предложений, используя предложно-падежные конструкции, по картинке.
4. Упражнять детей в составлении схемы предложений.
5. Развивать фонематический слух.
6. Развивать словесно-логическое мышление, произвольную память.
7. Воспитывать у детей самостоятельность, творческие способности.

Оборудование: набор картинок, лесной почтальон, письмо, набор схем для составления предложений, схемы предлогов, изображение куста, ромашки, букашки, пташки, рубашки, шифровки, загадки, изображение леса.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята, сегодня к нам в гости прилетел лесной почтальон с письмом. А письмо не простое, в нем задания от лесных жителей.

Вот задание от лесного почтальона: «Это правда или нет?»

Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?
Дед в печи, дрова на печи.
На столе сапожки, под столом лепешки.
Овечки в речки, караси у речки.
Под столом портрет, над столом табурет

Дети произносят предложения правильно.

Какие слова перепутались? Какие маленькие слова вы знаете? Какое значение имеют маленькие слова? Дети отвечают на вопросы

Отгадайте от кого следующее задание:

Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это? … (Зайка)

2. Вот задание от зайки:

Я прочитаю Вам стихотворение от зайки, а Вы разложите картинки, так как говориться в тексте.

У куста растет ромашка.
Под кустом сидит букашка.
Над кустом летает пташка.
На кусте висит рубашка.
Потому что за кустом
(Возле речки за мостом)
Сохнет мокрый рыболов

Дети расставляют предметы возле куста.

Чье следующее задание:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто это?…(Лиса)

3. Задание от лисы:

Лиса прислала нам очень хитрое задание, зашифрованное (схемы предлогов и картинки наклеены на полотно). Давайте расшифруем, что же написано, превратим схемы и картинки в слова и узнаем кто, где находится.

Медведь спит в берлоге. Белка прыгает с ветки.
Заяц убегает от волка. Птицы летают над лесом.

От кого следующее задание:

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь лесной …(медведь)

4. Задание от медведя (физминутка):

Движения выполняются по тексту:

Эй, ребята, что вы спите!?
На зарядку становитесь!
Справа – друг и слева – друг!
Вместе все в весёлый круг!
Под весёлые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова поклонись!
(И.Лопухина)

Чье следующее задание:

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу. (Белка)

5. Задание от белочки: «Прятки» (по картинкам)

Лесные жители решили поиграть в прятки, но не знают куда кому спрятаться, так, чтобы их не было видно. Помогите им ребята.

Куда спрячется лиса? Белочка? Волк? Медведь? Птичка? Мышка? Заяц?

Каждый ребенок называет в своем предложении маленькое слово

От кого это задание?

Без тропинки, без дорог
Серый катится клубок.
Он в иголках острых сплошь,
Потому что это ….(Еж)

6. Задание от ежа: «Составь предложение».

На доске выставляются картинки, по которым дети составляют предложения с маленьким словом.

Затем каждый ребенок составляет схему своего предложения.

7. Итог занятия:

Логопед: С каким маленькими словами мы сегодня работали? (Дети отвечают).

Молодцы! Вам понравилось сегодняшнее занятие? Чье задание было самым интересным? Дети отвечают

Лесной почтальон улетает в лес, чтобы рассказать, как вы выполняли задания зверят.

Воробьева О.С.,
учитель-логопед