Любовь аксиньи к григорию. Сочинение на тему: Аксинья и Григорий в романе Тихий Дон, Шолохов

Меню статьи:

«Тихий Дон», без сомнений, является одним из самых масштабных российских романов ХХ века: это эпопея, принадлежащая перу Михаила Шолохова и включающая 4 тома. Действие романа разворачивается так, что охватывает несколько поколений.

Примечательно, что сюжет произведения открывается не вполне положительным событием, а именно: линчеванием турчанки, которая успевает перед смертью родить ребенка – Пантелея. В дальнейшем, события по одной из линий строятся вокруг его сына – Григория, и связи последнего с Аксиньей Астаховой.

Нас интересует в данном случае именно особенности образа Аксиньи, одного из центральных персонажей эпопеи. Ее характеристика требует, чтобы мы уделили отдельное внимание, с одной стороны, ее внешнему виду, а, с другой стороны, – ее внутреннему миру.

Уважаемые читатели! Предлагаем ознакомиться с Михаила Шолохова.

М. Шолохов не считает, что внешность и нравственный портрет являются отделенными друг от друга: мы увидим, что трансформация внутреннего мира отражается во внешнем облике персонажа, как в зеркале.

Внешность героини

Любопытно, что в романе нет ни одного целостного описания облика Аксиньи. Но мы можем заметить, между тем, множество отдельных деталей внешности героини, которые, складываясь в некий единый образ, позволяют составить общее представление о том, как выглядит Аксинья.

Она описывается как женщина, обладающая редкой красотой. Однако нам следует сделать замечание, что этот тип красоты близок, скорее, к голландскому образу, потому что в то время, которое автор обозначает в романе, ценились сильные женщины, способные справляться с тяготами хозяйства. Отсюда Аксинья имеет мощное тело, полные плечи, весь ее облик свидетельствует о том, что эта женщина сильна не только духовно, но и физически. Руки ее стали грубыми от тяжелой и постоянной работы, Ее волосы были темными и немного кудрявыми. Глаза героини – грустные и темные, а взгляд отличается даже ужасающей глубиной. Эти глаза способны свести с ума. Словом, М. Шолохов описывает настоящую казачку, которой и была Аксинья.

Аксинья привлекательна той красотой, которая имеет в себе что-то дикое, она манит, притягивает. Если мужчинам эта опьяняющая красота по нраву, то других женщин она толкает к самой черной зависти.

Роман не зря называется эпопеей: он охватывает так много лет, что читатель может наблюдать зарождение жизни – в детях, которые приходят в этот мир, весну и расцвет – в красоте и молодости героев, зрелость жизни и осень – в том, как годы накладывают отпечаток на внешность казачки, а также закат – когда люди умирают, как ушли из жизни мать Пантелея и дочь Аксиньи. Интересно, что все эти этапы соединяются в кольцо – цикл, который постоянно повторяется. Повествование начинается смертью и заканчивается ею.

Осень Аксиньи видна по проседи ее волос, по темному тону ее кожи и глазам, которые стали еще глубже и печальнее. Во взгляде ее появилась усталость. М. Шолохов использует ту же метафору, что и Н. Р. Гюнтекин, когда описывает внешность женщины, познавшей страдания. Оба автора обращаются к сравнению увядающей красоты и ландыша (фиалки – у турецкого автора), время цветения которого прошло.

Внешность героини меняется каждый раз, когда она встречает своего возлюбленного – Григория. Ее осанка становится более прямой, черты лица – более оживленными, а сам мир Аксинья начинает воспринимать в цветах. Потом, однако, мир все равно блекнет.

Внутренняя специфика образа Аксиньи

В детстве Аксинья пережила настоящую психологическую травму: в 16 лет она стала жертвой сексуального насилия со стороны собственного отца. За этот проступок тот был убит сыном и женой. Однако, несмотря на это, Аксинья имеет мечты, связанные именно с семьей, с рождением детей.

Аксинья и Степан

С одной стороны, персонаж воплощает собой порывы страсти, инстинкты, но, с другой стороны, – Аксинья очень консервативна и живет, руководствуясь семейными ценностями. Впрочем, здесь она не получает счастья, ведь выйдя замуж за Степана, который очень ее любил, женщина ощущает, что несчастна в этом браке. Любовь Степана была неспокойной, сумасшедшей, ревнивой любовью.


Он упрекал Аксинью в том, что случилось с ней в детстве. Как-то раз, в порыве ревности и гнева, Степан даже бьет Аксинью: так сильно, что та оказывается еле живой. На самом деле, замуж Аксинья выходит по желанию своей матери, а не по собственной воле.

Аксинья отличалась смелостью характера, ведь она открыто сказала Степану о своей связи с Григорием, несмотря на то, что вспыльчивость мужа могла угрожать ей даже смертью.

Аксинья и Григорий

Будучи замужем, Аксинья встречает свою настоящую любовь – Григория. У них завязываются романтические отношения. В итоге любовь к нему толкает Аксинью на уход от Степана.

Аксинья и Григорий какое-то время живут вместе, не боясь осуждения в станице. Но любовь эта не всегда была одинаковой.

Поначалу это была скорее месть за все обиды прошлого, за то, что сердце женщины совсем высохло в несчастливом браке. Месть Степану и эгоистичная любовь. Потому автор так часто в первых частях романа характеризует Аксинью словами «порочная». Но потом ее чувства терпят преображение. Особенно эти изменения становятся заметными с рождением дочери – Танюшки.

Эта идиллия заканчивается, когда Григория призывают на войну, а их дочка умирает, заболев скарлатиной.

После того, как умирает Татьяна, Григорий возвращается к своей жене – Наталье, ведь он тоже, как и Аксинья, был женат. У Натальи было от Григория двое детей: Полюшка и Мишутка. Но вскоре Наталья умирает от пули красногвардейца, а об ее детях заботится Аксинья. Стоит сказать, впрочем, что любовь Натальи к Григорию тоже была поначалу эгоистичной, но потом она начинает проявлять по отношению к нему большую женственность и нежность. Даже к самому мужу она испытывает любовь, похожую на материнскую.

Аксинья часто пытается забыть Григория и свою любовь к нему, но ее старания, как правило, не заканчиваются успехом. Их встречи сопровождаются страстью той же силы, что и в начале романа.

Аксинья и Евгений

В романе с Евгением Листницким Аксинья спасается от горя смерти дочери и потери Григория. Евгений давно интересовался женщиной, и эта связь оказалась роковой: Григорий сильно разочаровывается в Аксинье, считая ее поступок изменой и не понимая его причин.


В итоге Аксинья возвращается к Степану и, живя в несчастливом браке, постепенно погружается в свою осень.


Последнее путешествие

Аксинья осознает: единственное, что может вернуть в ее жизнь весну, – это возвращение Григория. И он действительно приходит к ней – вместе с детьми. Аксинья заменяет им мать, и отдает им всю накопившуюся нежность.

Григорий предлагает возлюбленной отправиться на Кубань, чтобы начать новый виток жизни. Причина решения переехать на Кубань – не самая радужная: это было бегство, спасение от бандитов, с которыми случайно связался Григорий.

Но не стоит забывать изначальной установки романа: описываемая нами героиня – персонаж трагический, имеющий очень тяжелую и полную боли судьбу. Она знала, что бегство с Григорием не принесет ей облегчения, потому что он находился в немилости у новой власти, но все равно соглашается уйти с ним, потому что лишь Григорий был ее настоящей любовью и страстью.

Но во время перехода степи Аксинья погибает от случайного выстрела военных на заставе. На руках Григория Аксинья принимает свою смерть.

В недавнем цикле публикаций под рубрикой «То чего не было» Ольга Викторовна цитировала из Шолохова, про Аксинью:

Началось все с того, что Аксинью изнасиловал отец. С этого cобытия началась цепочка насилия. У Аксиньи формируется образ насильника и образ жертвы.

После свадьбы Аксинью страшно избил муж. « В этот же день в амбаре Степан обдуманно и страшно избил молодую жену. Бил в живот, в груди, в спину; бил с таким расчетом, чтобы не видно было людям.»

Во втором событии есть cкрытое обвинение – косвенно причиной нового насилия явилось первое. В насилии Cтепана появляется извращенный "смысл" или "причина". Аксинья могла интернализировать образ себя, как нечистой и виноватой перед мужем в том что случилось c ней раньше. Причем реально ее вины нет никакой, но событие не объясненное ничем еще более травматично. Насилие мужа - ситуация, из которой у Аксиньи нет выхода и над которой у нее нет контроля. Зщитить ее некому, она целиком во власти мужа. Можно сказать что формируется третий образ – неудавшегося защитника «failed protector».

Возникает любовь Аксиньи с Григорием. Степан узнает об этом и страшно бьет жену. Был один эпизод, когда побои случились на улице. Григорий с братом увидели и вступились за нее. После этого Григорий, зная о том что происходит дома у Аксиньи, принимает ситуацию и ничего не делает. Аксинья терпит ежедневные и страшные побои от Степана. Злость Степана на Григория утаена до лучших времен, а Аксинье достается за обоих - она менее опасный объект.

Здесь опять ее никто не защищает. Никакого контроля у Аксиньи над ситуацией нет – она терпит мучения. Григорий об этом знает и ничего не делает.

Зная на что она идет и чем рискует, Аксинья ищет контакта с Григорием и говорит ему, что хочет бежать с ним. Через какое-то время он решается на побег. Они живут вместе в поместье Листницких, вдали от той враждебной для обоих среды, в которую они никак не вписываются. Рождаетcя дочь.

Григорий уходит на войну.

Дочь Аксиньи заболевает и умирает. Вернувшись в отпуск с фронта, мододой барин Евгений Листницкий пользуется ситуацией и под видом сочувствия соблазняет Аксинью. Он становится ее любовником на какое-то время. Григорий возвращается с фронта. Узнает о случившемся, бьет Листницкого, бьет Аксинью кнутом по лицу. Она опять виновата (в том, что сделал Листницкий), она опять терпит насилие, за нее никто не вступается.

Это цикл.

Удивительно мужество Аксиньи и то, что не смотря на повторяющиеся травмы, она борется и предпринимает активные действия.

Влияние среды на ситуацию огромное; трудно отнести просиходящее исключительно к ее внутренним процессам, это было бы просто неправильно. В то же время возникает вопрос – участвует ли Аксинья в том, что c ней происходит бессозанательно? Меняется образ насильника, физическое насилие сменяется сексуальным и вербальным, но ситуация повтоояется снова и снова.

Одно из возможных психодинамических объяснений – защита сексуализацией. В том мире, в котром живет Аксинья, никакой другой власти у женщины над мужчиной нет. Попадая в ту же самую ситуацию снова и снова (или невольно провоцируя ее) она может пытаться изменить ход событий, обрести хоть какой-нибудь контроль, переписать произошедшее в памяти.

Другой пример защиты сексуализацией из той же книги – дочь Мохова.

В книге мужчины обвиняют женщин в проявлении сексуальности, называют разными словами и наказывают. «Жалмерка» – и конец разговора. Других объяснений просто нет. Насколько насилие мужчины участвует в таком поведении женщины мужчины не задумываются. Жалмерка - это одновременно желанный и опасный объект.

Обяснение это не единственное, есть много источников по терапии травмы, описывающих циклы насилия. Есть или нет защита сексуализацией - вопрос неоднозначный. Сексуализация как основная защита может присутствовать, в histrionic character style (McWilliams). Можно в приницпе сказать о Дарье, жене Петра Мелехова, что ее поведение похоже на histrionic character. На мой взгояд в случае Аксиньи проявление защиты сексуализацией вызвано насилием.

Работа с внутренними объектами Жертвы, Насильника и Неудавшегося Защитника используются в психодинамической терапии. Разумеется, только после предварительной фазы и установления базовой безопасности. Все три объекта присутсвуют. К третьему - failed protector - как правило сложнее всего пробиться. Вопрос "смысла" влияет ключевым образом на терапевтический процесс и прогноз. Там, где жертва насилия ничем не может объяснить произошедшее, терапевтический процесс происходит труднее.

Тема эта сложная по ряду причин. Мне интересно ваше мнение по поводу возможных причин цикличности травмы в случае сексульного насилия.
_

Источник - семинар «PTSD. Cross-cultural applicability, Diagnosis and Treatment. Joseph Gorin, Psy.D. and Rajeev Warrier, Psy.D.»

Красавица Аксинья большую часть жизни прожила, не чувствуя себя любимой. Бедная девушка долго терпела издевательства отца и мужа, пока не встретила человека, в котором смогла раствориться. И если изначально любовь Аксиньи к наполнена лишь эгоистичным желанием познать прекрасное чувство, то ближе к своей смерти красавица научилась дарить светлое чувство собственному возлюбленному, не причиняя боли.

История создания

Первую попытку создать произведение, повествующее о революции на Дону, писатель сделал в 1925 году. Изначально объем романа составлял всего 100 страниц. Но автор, не удовлетворенный полученным результатом, уехал в станицу Вешенскую, где принялся за перекраивание сюжета. Окончательный вариант четырехтомного произведения увидел свет в 1940 году.

Одна из главных героев в книге, затрагивающей военные события, – Аксинья Астахова. Биографию героини Шолохов описывает с 16-летнего возраста, затрагивая глубинные психологические проблемы персонажа. Жители станицы, где велась работа над романом, уверены, что образ несчастной красавицы Шолохов списал с девушки по имени Екатерина Чукарина.


Роман Михаила Шолохова "Тихий Дон"

Казачка была лично знакома с писателем. Автор романа даже сватался к красавице, но отец девушки не дал согласия на брак. Впрочем, сам Шолохов утверждал, что не использовал в «Тихом Доне» образы знакомых, а только обобщенные черты и характеры распространенных персонажей:

«Не ищите Аксинью. Таких Аксиний у нас на Дону очень много было».

Сюжет

Аксинья родилась в казачьем селении, расположенном неподалеку от Ростовской области. Девушка стала вторым ребенком в небогатой семье. Уже в 16 лет казачка отличалась яркой внешностью и привлекала внимание мужчин.


Иллюстрация к роману "Тихий Дон"

Девушка не скрывала длинные вьющиеся волосы и покатые плечи. Особое внимание привлекали черные глаза и пухлые губы красавицы. Из-за привлекательности судьба казачки и пошла под откос.

Еще до замужества Аксинью изнасиловал собственный отец. Узнав о поступке мужа, мать убила злодея. Чтобы скрыть позор, девушку насильно выдали замуж за Степана Астахова, который не смог простить красавице отсутствия невинности.

Не любимая мужем, терпевшая избиения, Аксинья близко сходится с соседом – Григорием Мелеховым. Девушка понимает, что делает больно родным и близким, но красавица так устала от унижений, что не обращает внимания на пересуды казаков.


Обеспокоенные поведением молодых людей, родители Григория сватают за парня Наталью Коршунову. Понимая, что брак, пусть и с нелюбимой, – лучший выход, мужчина рвет отношения с Аксиньей. Но чувства, который Григорий разбудил в несчастливой красавице, не угасают так быстро, поэтому вскоре любовная связь возобновляется.

Несвободные герои покидаю собственные семьи и уходят строить совместное будущее. Вскоре Григорий и Аксинья становятся родителями. У пары рождается дочь Татьяна. Но счастливое время прерывают воинские сборы. Любимого забирают на службу, и красавица остается в одиночестве.


Внезапно маленькая Татьяна, которая занимает все мысли молодой Аксиньи, умирает от скарлатины. Еле справившись с горем, красавица окунается в роман с Евгением Листницким. Впрочем, как бы ни старалась женщина забыть Григория, отношения мужчины и женщины возобновляются каждый раз с все той же страстью.

Любимого Аксиньи назначают главным на военных операциях на Дону, Григорий берет женщину с собой. И вновь обстоятельства и собственные семьи разъединяют возлюбленных. Военные действия, в которых Григорий Мелехов принимает активное участие, постоянно разлучает героев. Не теряет надежды вернуть мужчину и .


Наталья Мелехова (Дарья Урсуляк, сериал "Тихий Дон")

В конечном итоге, пытаясь скрыться от бандитов, с которыми Григорий неожиданно связал жизнь, мужчина и женщина убегают на Кубань. Но, переходя степь, Аксинья получает пулевое ранение от преследователей – служащих на заставе. Женщина умирает на руках у любимого мужчины, единственного, кто подарил красавице настоящее, искреннее и полное жизни чувство.

Экранизации

В 1930 году на экраны вышла первая экранизация романа Михаила Шолохова. Фильм «Тихий Дон» затрагивает сюжет только двух первых томов драмы. Роль Аксиньи в немой киноленте исполнила актриса Эмма Цесарская.


В 1958 году кинокартину о судьбе донского казачества снял режиссер . Образ Аксиньи на телеэкране желали воссоздать многие советские актрисы. В итоге на главную роль претендовали и . Окончательный выбор сделал Шолохов, который просматривал пленки с проб. Увидев Быстрицкую, писатель высказал мнение, что так и должна выглядеть Аксинья.

В 2006 году воссоздать историю жителей станицы доверили , финальный монтаж картины выполнил . Инициатором новой экранизации выступил Шолохов, которому не понравился финальный вариант кинокартины Герасимова. Переговоры о съемках начались еще в 1975 году. Роль Аксиньи сыграла Дельфин Форест.

В 2015 году на телеканале «Россия-1» состоялась премьера ». Новая экранизация приурочена к 110-летию Шолохова. Сюжет картины сильно отличается от первоисточника – упор в киноленте делается исключительно на взаимоотношения главных героев. Роль Аксиньи сыграла актриса .

Цитаты

«За всю жизнь за отлюблю!.. А там хучь убейте! Мой Гришка! Мой!»
«Дружечка моя... родимый... давай уйдем. Кинем все и уйдем. И мужа, и все кину, лишь бы ты был. На шахты уйдем, далеко».
«Я не навязываться пришла, не боись. Значит, кончилась наша любовь?»

Отношения между донским казаком Григорием Мелеховым и его возлюбленной - казачкой Аксиньей Астаховой составляют одну из главных сюжетных линий романа-эпопеи Михаила Шолохова «Тихий Дон». Сам характер этой любви изначально уже был очень непрост, но ситуация осложнялась еще и тем, что героям выпала тяжелая доля - жить в страшное для нашей страны время, в период Первой мировой и Гражданской войны.

Роман героев начинает стремительно развиваться еще тогда, когда на хуторе Татарском царит относительный мир и покой. Пылкий и настойчивый Григорий со «звероватым» взглядом и аналогичными повадками начинает активно ухаживать за замужней женщиной Аксиньей, искушая ее своей «настойчивой и ждущей» любовью. Молодая казачка с ужасом осознает, что «ее тянет к черному ласковому парню», она долго сопротивляется своему чувству, но жить с мужем Степаном и молчаливо сносить все побои и другие издевательства с его стороны для нее невыносимо, поэтому она решается открыться своей любви.

С этого момента жизнь героев резко меняется: искусительная запретная связь делает молодых людей очень счастливыми и невероятно несчастными одновременно. Отношениям Григория и Аксиньи суждено выдержать множество испытаний: расставание и разлуку, ненависть и ревность законных супругов каждого из героев, войну, смерть общего ребенка и измену. Но, несмотря на это, любовь молодых людей только крепнет с каждым днем, и оба они осознают, что жить им друг без друга «моченьки нету».

В то же время связь Григория и Аксиньи ломает судьбы других людей. Прежде всего, судьбу Натальи Коршуновой . Аксинья не может смириться с тем, что Григория женят на этой «счастливой, ни горя, ни радости любовной не видавшей» девушке и потому решается «на новое бесчестье, на прежний позор» и отнимает своего Гришку у Натальи. Но Григорий и сам не прочь оказаться в такой позиции, поэтому он постоянно мечется между двумя своими женщинами, пока, наконец, Наталья не умирает, пытаясь избавиться от их совместного с Григорием ребенка.

Аксинья также становится жертвой собственной любви: женщину убивают красноармейцы во время того, как она вместе с Григорием пытается уехать на Кубань. Истинная трагичность этой ситуации заключается в том, что погибает Аксинья именно тогда, когда, наконец, после всех страданий, выпавших на ее долю, героиня вновь воссоединяется со своим возлюбленным, и неизвестность манит ее «призрачным счастьем».

Мы видим, как с губ Аксиньи все время не сходит «тихая улыбка», как радостно светятся ее «опухшие от слез» глаза. Женщина уверена, что наконец-то они с Григорием найдут «свою долю», но жестокая судьба лишает их этого шанса. Она отнимает у мужчины возлюбленную, заставляя героя «мертветь» от ужаса, держа на руках умирающую Аксинью.

Теперь жизнь Григория становится черна, «как выжженная палами степь», потому что из нее уходит все самое дорого, что у него было, и остаются только дети. Именно к ним, а вернее, к единственному оставшемуся в живых сыну - Мишатке, и возвращается в итоге Григорий, поскольку только это теперь может предать хоть какой-то смысл его «изломанной» жизни и заставить героя «цепляться за землю».