Раздавленные кремлёвской стеной(президентский полк)(55) - luden1. Раздавленные кремлёвской стеной(президентский полк)(69) Раздавленные кремлевской стеной 53


Потихоньку сумасшествие входило в нашу жизнь. Как раз после завершения истории с Савостиным, оно снова дало о себе знать. Произошло это так… Было в нашем батальоне два дальних, выездных караула, называвшиеся «Бортовое» и «Озёрный». Слонов в эти караулы не ставили, зато пузыри туда ездили постоянно. И вот как-то раз, когда рота вышла из караула, всем сообщили о чрезвычайном происшествии: Федя Мордунов, он же Бомба, один из самых ненавистных для меня пузырей, неся службу в карауле «Озёрный», свихнулся, ни много, ни мало. Сперва никому не рассказывали подробностей случившегося с Бомбой. Свирепый пузырь просто был привезён из караула и после совещания Пестуна с майором Солдатовым, надолго положен в постель. Любой спросивший что-то о его состоянии жестоко наказывался всеми, кто имел право наказывать.
Признаться, когда я узнал, что Мордунов свихнулся, радости моей не было предела. Читателю такая радость может показаться бессердечной, но ведь Федя был самым злобным из пузырей, он всё время долбил всех по почкам и вообще обожал насилие. Как мне было не радоваться возникшей перспективе его возможного исчезновения из роты? Довольно долго Федя провалялся в кровати, всем было велено не подходить к нему. Командиры надеялись, что Бомба отдохнёт и его «отпустит». Признаюсь, мне, как и многим другим, было очень интересно узнать, от чего же именно должно его «отпустить»? Как всегда, тайное вскоре стало явным и все узнали, что в карауле Бомба начал странно себя вести. Он говорил товарищам, будто те совсем не умеют рожать, а умеет один только он. Когда пузыри решили уточнить подробности нового Мордуновского мировоззрения, он рассказал им о множестве, якобы известных ему секретов… Он знает, где расположена секретная автозаправка, с которой можно постоянно воровать бензин и потом продавать его, срубая бабло. Ещё он рассказывал массу небылиц о том, как по ночам он якобы торгует где-то, чем-то ворованным.
Сперва все пузыри решили, что Федя решил особым образом пошутить. Однако вскоре стало понятно, что о шутках речь не идёт. Тогда пузыри доложили обо всём начальнику караула, которым был в тот раз старший сержант Баранов, тупой уверенный старый, о котором я уже немного рассказывал. Баранов и кто-то ещё из старых, решили расспросить Мордунова обо всех этих заправках и ночной торговле. В ходе беседы выяснилось, что Бомба считает не только всех пузырей, но и всех старых убогими придурками, о чём прямо тут рад им сообщить. Когда ему задали вопрос, почему же все, и старые, и пузыри – придурки, тот ответил:
- А как ещё вас назвать? Вы все служите тут и даже не знаете, что и где можно достать, продать… А я знаю… Я всё знаю. И все ваши секреты тоже знаю…
Вот по такой примерно схеме началось сумасшествие у Феди. В роте, пролежав какое-то время на кровати, Мордунов начал вдруг то и дело вставать с постели и всюду бродить. При этом, в процессе брожения он разбрасывал по коридору записки со стихами, повествующими в поэтической форме обо всех известных ему тайнах старья: кто, кому, что и в каком размере должен, как каждый из стариков заставляет всех рожать и т.д. Прикольные были стихи, прилично срифмованные, жаль я не запомнил ни одного. Стихи эти показали, что Бомба на самом деле знает много секретов старья. Когда несколько таких сочинений попали в руки нашего замполита, старью очень крепко досталось. Так уж получилось, что сумасшедшему Бомбе майор Солдатов поверил больше, чем оправданиям старых, уверявших, что все эти стихи – бред сумасшедшего. Вернее, в бред он поверил, но и в стихи поверил тоже.
Было две версии происхождения Мордуновского недуга. Думаю, читатель уже понимает, о чем идёт речь. Согласно одной версии, Бомба на самом деле сошёл с ума от нервного перенапряжения. Согласно другой версии, ему просто надоело служить и он решил поехать домой, закосив под чокнутого. Лично я придерживался первой версии. Федя и до своего бреда был каким-то ненормальным, слишком злобным, слишком безмозглым, одним словом – сумасшедшим, но этого не замечал никто, кроме меня. В какой-то момент его безмозглость достигла апогея и стала заметна не только мне, но всем остальным.
Как бы там ни было, спустя некоторое время Бомбу признали чокнутым и отправили домой, как говорится, со справкой. В нашей роте у сумасшедшего паренька был земляк, Сергей Атронюк, уверенный старик. Оба были родом из Тюмени. Сергей сопровождал Федю домой и потом, вернувшись обратно, уверял всех, что никакой тот не сумасшедший: в дороге не было заметно признаков безумия, а по прибытию, Мордунов сразу побежал веселиться в ночной клуб… Лично я после такого рассказа не изменил мнения о Бомбе: признаков у него и раньше никто не замечал, кроме меня, а что касается ночного клуба, так сумасшедшему наверняка там местечко найдётся, разве нет?
Разбавлялись наши кроваво-серые будни не только выходками сумасшедших, но и разными мероприятиями, такими, как выезд на стрельбы. На стрельбище мы ездили раз в месяц и ничего особо интересного там не происходило. Как говорил герой знаменитого фильма: "стреляли"... Конечно, до полигона надо было добраться. Добирались на грузовиках и автобусе, примерно около часа. Старьё и бруски требовали, чтобы в дорогу для них мы взяли сигарет и вкусняшек. Спать в пути хотелось очень сильно и само собой, строго запрещалось. Конечно же, кто-то засыпал обязательно и пузыри со слонами попадали на проставу...
Мне запомнился один из зимних выездов. Все долго к нему готовились. Слоны как обычно получали люлей за всё и за всех. Каждому солдату выдали валенки. Мне достались валенки, ничем особо не отличающиеся от всех остальных валенок, разве что огромными дырами в том месте, где полагалось находиться подошве. Помнится, каптёр от души посмеялся надо мной и посоветовал отремонтировать валенки при помощи уложенных в несколько слоёв газет и целлофановых пакетов. Так как никаких других идей мне в голову на этот счёт не приходило, пришлось воспользоваться газетно-пакетным ремонтом. По какой-то безумной причине, на эти проклятые валенки нельзя было надеть даже калоши. Долбаный командир нашей долбаной роты, по какой-то долбаной причине, запретил пользоваться этим резиновым девайсом.
Обычно стрельбы всегда отменялись, если мороз зашкаливал за двадцать градусов. В описываемом мной случае, когда рота выезжала из батальона, на улице было градусов десять мороза. К моменту же прибытия на полигон, Дед Мороз прикололся и температура резко опустилась ниже двадцати. Когда, будучи уже основательно промёрзшей, рота выгрузилась из машин, начались какие-то построения, переклички, совещания великих начальников. Длилось построение с совещаниями, конечно очень долго. В ходе всех этих мероприятий солдатам надо было просто стоять истуканами на ледяном ветру и ждать, когда же наконец мы пойдём стрелять? Очень скоро все продрогли настолько, что о стрельбе никто даже не думал. Особенно хреново пришлось слонам, так как им досталось самое плохое обмундирование. Лично у меня газетные валенки очень быстро, сперва промокли, а потом промёрзли. Скоро я перестал чувствовать ноги и попытался подпрыгивать на месте, но прыгать без причины мне не разрешали. Вслед за ногами замёрзло всё остальное и я решил, что здесь, в этом заснеженном поле, меня скорее всего и похоронят.
К моменту выступления на проклятый огневой рубеж, мне было абсолютно плевать на стрельбы. Хотелось только согреться хоть как-то. Помнится, я совершенно перестал чувствовать пальцы рук. Странное такое чувство: смотришь на свои ладони, видишь, как пальцы шевелятся и совершенно ничего этими самыми ладонями и пальцами не ощущаешь. В тот момент мне можно было смело отрезать пальцы и я бы этого не почувствовал.
Когда наконец мне приказали стрелять, у меня сперва ничего не получилось. Я лежал на снегу, около упора для стрельбы и не мог засунуть онемевший отмороженный палец в пусковую скобу. Надо мной стоял замполит, майор Солдатов и глядя на мои неудачные попытки, бешено орал:
- Солдат! Ты что, мишени не видишь?! Стреляй давай!
- Пальцев не чувствую... Замерзли на хрен.
- Что? Я одет так же, как ты и что-то не мёрзну! - я не стал спорить с жирным майором и, контролируя глазами свои отмороженные руки, кое-как положил указательный палец на спусковой крючок.
Упражнение учебных стрельб состояло в следующем: надо было выстреливать по два патрона во встающую мишень. При этом, как и в Купавне в своё время, пристальное внимание уделялось элементам строевой подготовки: правильно согнуть руку, откинуть ногу и всё такое. Со строевой подготовкой все, в том числе и я, худо-бедно справлялись. Но как выстреливать по два патрона, когда не чувствуешь пальцев? Нажать-то на спуск у меня получилось, но выпустил я сразу половину магазина. Солдатов что-то выкрикнул по этому поводу в мой адрес, но особо сильно шпынять не стал. Понял видимо, что я на самом деле, как это называется, отмороженный.
Когда в тот раз рота приехала со стрельб, троих солдат положили в санчасть из-за отморожения щёк и пальцев. Меня никуда не положили, хотя я тоже здорово подморозил пальцы рук и ног, но они у меня просто покраснели и распухли, а у тех троих несчастных - почернели.
Отмороженные стрельбы запомнились мне интересным происшествием, случившимся в соседней с нами, четырнадцатой роте. Там во время стрельб, командир роты, майор Сидорчук, лично сломал нос молодому замерзшему солдату прикладом автомата(или челюсть, я точно не помню), за то что тот "сильно тупил". Как развивались события после случившегося, мне неизвестно, знаю лишь, что у Сидорчука даже выражение морды на наглом лице не изменилось, из чего я сделал вывод: командиру четырнадцатой роты всё сошло с рук. Как с гуся вода. А жаль, я так думаю. Уговорил наверняка майор слона никому не рассказывать ничего, а тот и повёл себя «по-пацански» ...

На самой большой площади Кремля проветренная пустота - прямо аэродромный простор. Недаром воздушный насмешник и хулиган Руст, нарушив все возможные границы, именно сюда вначале примеривался посадить свой аэроплан. Так пустынно здесь было не всегда. Относительно недавно примерно на этом месте красовались два самых известных русских монастыря. Их взорвали, чтобы не мозолили глаза правительству Cтраны Советов.

С противогазом - в глубь веков

В самом центре Кремля, в углу Соборной площади, стоит церковь Ризположения (ХV век). В ее подклете есть Фонд архитектурного декора. Как он выглядит? Под низкими сводчатыми потолками - металлические стеллажи . На них - архитектурные детали из белого камня. Зачастую это все, что осталось от когда-то знаменитых, а теперь исчезнувших местных дворцов, соборов, монастырей, царских палат и пр.

Заведует фондом старший научный сотрудник-хранитель музея-заповедника "Московский Кремль" Александр Гращенков. На ответственной службе уже более тридцати лет. И началась она давным-давно не очень складно. Однажды юного хранителя чуть не отравили.

Тогда, спустя некоторое время после возведения бетонной махины Дворца съездов (КДС), стали неожиданно происходить окрест неприятные чудеса. По-видимому, что-то произошло с грунтовыми водами, и соседние здания подозрительно затрещали и стали оседать. Вначале Патриаршие палаты, затем Успенский собор и церковь Ризположения.

Пришла пора укреплять фундамент церкви Ризположения. Спецы принялись копать-перекапывать, затем стали закачивать в грунты какие-то растворы: смолы, жидкое стекло или еще что-то. И это "что-то" под давлением в двести атмосфер прорвалось в подклет. Вонь - хоть буквально святых из церкви выноси.

Гращенков вспоминает:

Работать нельзя, слезы и сопли ручьем. Точно после атаки слезоточивым газом. Не войти. Жду, чем кончится. Вызывает главный хранитель: "Почему не работаете? Отчего покинули рабочее место?" - "Так и так, - говорю, - туда и заглянуть-то невозможно". - "Ага, просто ищете повод лишь бы не работать?!" Ладно. Натянул я противогаз и отправился в нем в подклет. Только замечаю - толку мало. Дышать трудно, все равно воняет жутко, и стекла запотели - ничего не видно. Взял и выбросил противогаз. Так, заливаясь слезами, и трудился месяца два. Затем была дезинфекция, тянулась она долго - около года.

Расстрел цитадели

С полвека назад подклет церкви Ризположения был завален мусором. И еще здесь, помимо прочего, держали картошку для кремлевской столовой. Хранитель считает: вообще Кремлю особенно не повезло из-за того, что сюда в 1918-м переехало из Питера советское правительство. Мол, не стань он правительственной резиденцией, глядишь - и остались бы в целости и сохранности все его бесценные памятники. А так...

В год переезда Кремль представлял печальное зрелище, - рассказывает Гращенков. - Виной всему - варварский обстрел его большевиками в 1917-м. Штаб белых был в Малом Николаевском дворце, неподалеку от Спасской башни. Снаряды летели и во дворец, и в Спасскую башню, и в Сенат. Досталось Никольской башне. И в колокольню Ивана Великого попало несколько снарядов.

Вместе с хранителем рассматриваем старые фотографии пробоин. Вероятно, недаром Фонд архитектурного декора возник в 1918-м. После революционных обстрелов он сразу пополнился первыми деталями. Но битый декор складировался здесь не только благодаря артналетам. Каменная коллекция - уникальный лапидарий (лапидус (лат.) - камень) - собиралась постепенно. Что-то обнаруживали во время земляных и строительных работ - в котлованах, шурфах, траншеях. Что-то попало сюда после энергичных реставраций башен, дворцов, соборов. И, наконец, здесь же покоятся останки снесенных памятников. Их убирали с глаз долой с конца 20-х годов. Последней снесли старую Оружейную палату - освобождали пространство для КДС.

Очень надеюсь, - замечает хранитель, - если новостройку когда-либо разберут, вновь откроется замечательный вид на Теремной дворец. А то ведь сейчас даже коренные москвичи и те зачастую не догадываются о его существовании - так старинный дворец застроен и спрятан за бетонной громадой...

Могильное молчание

Стандартная метафора "камни заговорили" в церковном подклете не работает. В лапидарии абсолютная тишина, как на погосте. Можно только догадываться, каких трудов стоит хранителю расшифровка каменного молчания. Надо определить достоверно памятник, которому принадлежала та или иная деталь, ее датировку, когда и как она попала в фонд, подобрать все возможные архивные данные и т.д.

Аналогия с кладбищем неслучайна. На видном месте покоятся два древних саркофага, а рядом пристроились гипсовые гербы почившего в бозе СССР. Тоже, как оказалось, ныне полноправные музейные экспонаты.

Как и полагается, древние саркофаги окружены массой тайн.

Когда я принимал фонд, - рассказывает Гращенков, - они уже здесь стояли. Прямо с останками двух неизвестных внутри, со скелетами. Кости - в ужасном состоянии, навалом. Но черепа сохранились хорошо. Оставалось загадкой - как, когда и откуда они оказались в подклете. Поговаривали - из усыпальницы взорванного здесь же, в Кремле, монастыря. И еще существовала легенда, что один из скелетов принадлежит самому Стефану Пермскому (1345-1396 гг.) - знаменитому русскому миссионеру-просветителю.

Пригласили известного судмедэксперта Сергея Никитина. Того самого, что с успехом занимается пластической реконструкцией по черепам. Сергей все аккуратно по косточкам разложил, систематизировал, уточнил: да, останки двух древних мужчин. Весьма вероятно, они занимали высокий ранг в духовной иерархии. Но восстанавливать реальный облик по останкам не пришлось. К тому времени достоверно установили - саркофаги сооружены позже, лишь в ХVI-XVII веках.

Спрашиваю у хранителя: а для чего на саркофаге надпись: "Руками не трогать"? Кому придет охота щупать дом мертвых?

Да это я для рабочих писал, - объясняет Гращенков. - Грузчики каких-то вещей не понимают. Регулярно под крышки саркофагов окурки засовывали, бросали прочий мусор. Говорил - без толку. Тогда объяснил: чумные бактерии сохраняются веками, даже тысячелетиями. А кто здесь внутри лежит и от чего скончался - кто знает? Напугал, одним словом. На свою голову. Мусор бросать, правда, перестали. Но когда пришла пора саркофаги передвигать на другое место, ни один из работяг к ним и близко не подошел...

Чудо исчезло!

Пустынна Ивановская площадь Кремля. Теперь взглянем на старое фото. Тa же площадь, но застроена. Что за сооружение? А это и есть один из самых известных и славных русских монастырей - Чудов. Называли его и просто Чудо. Простоял в Кремле без малого шестьсот лет. И вдруг, точно оправдывая имя, исчез. Вернее, сперва улетучился его главный храм - Чудо Архангела Михаила.

Главный храм взорвали воровски, ночью. Еще вечером Чудо стояло. А наутро - ни вещей, ни храма

Раньше Спасские ворота считались святыми, - рассказывает Гращенков. - Существовал обычай: в ворота полагалось входить, обнажив голову, крестясь. И обязательно пешим порядком. Почему? А потому что за воротами сразу стояли два известнейших на Руси монастыря: Вознесенский и Чудов. В ноябре 1929 года разрушили Вознесенский, а потом и Чудов. Тут ворота суть своей святости и потеряли...

Справка "РГ"

Чудов монастырь основан в 1365 году. И с первых же лет, говоря нашим языком, стал кузницей кадров. Историк Забелин: "Примечательно, что это значение за монастырем сохранялось в течение всей его истории и было подтверждено даже Петром Великим, который указом 4 генв. 1723 года повелевал "в Чудове монастыре монахов иметь, которые бы достойны были к производству в духовные наставники". Задолго до учреждения известной Славяно-греко-латинской академии, оказывается, в Чудове уже была открыта Греко-латинская школа.

Со времен царя Ивана Грозного вошло в обычай крестить здесь новорожденных царских чад. В Чудове был крещен и Петр Великий.

Монастырь слыл исправительным заведением. Не тюрьмой, но чем-то вроде того. 12.ХII.1666 года здесь совершился суд над патриархом Никоном.

Дьякон Чудова монастыря Г.Б. Отрепьев обернулся, судя по всему, русским царем (на год) Лжедмитрием I. Финал: его растерзанный голый труп протащили мимо стен родного Чуда на Красную площадь и бросили там, натянув на голову маску шута и вставив в разбитый рот дудку.

Непроверенное утверждение: именно в Чудовом монастыре, в его обширных химических (алхимических) лабораториях накануне 1500-летия и открыт секрет производства московской водки.

Ночной взрыв

А с Чудом вышло вот что... - продолжил Гращенков. - Правительство перебралось в Москву, видит: Кремль-то не обустроен для государственного центра. Помещений для чиновников не хватает, столовой нет и т.д. Принялись сносить старину, освобождать пространство для новых административных зданий. Монастыри оказались под прицелом в первую очередь. Помните лозунг: "Религия - опиум для народа!"

По рассказам Гращенкова, музейные работники (а было их в ту пору всего ничего - человек десять) пытались спасти что можно из обреченных памятников, отсрочить снос. Реставраторы, торопясь, планировали снять кое-что из фресок собора Чуда, детали порталов и архитектурного декора. Но... Пришла раз утром бригада реставраторов - и глазам не верит. Нет храма, одни руины!..

Его взорвали воровски, ночью. Еще вечером Чудо стояло, когда реставраторы уходили, оставив там даже некоторые личные вещи. А тут глядь - ни вещей, ни храма. Бог с ними, с вещами! Страшнее другое. Вместе с храмом исчезли все чертежи, которые архитекторы успели снять к тому времени с Чуда накануне сноса. Чертежи лежали в мастерской на чердаке и погибли вместе с собором. Получается, что Чудов монастырь уничтожили без следа?

Не совсем так, - уточняет Гращенков. - Был такой Николай Николаевич Померанцев, первый заведующий отделом "Памятники Кремля". После взрыва он на двух возах вывез, спасая, кое-какие остатки взорванного собора и спрятал их где-то на кремлевской территории. По-видимому, спецслужбам Померанцев не приглянулся. Его имя вдруг исчезло из всех музейных документов в 1931 году. Затем арест и ссылка на Север. Он мне потом рассказывал, что накануне ареста кто-то пытался его спасти, спешно перевел из опасного Кремля на работу в Наркомпрос. Без толку. Так и лежали осколки монастыря здесь по подвалам и чердакам. А в 1949-м все ж попали сюда, в подклет. Да вот они, перед вами - последние детали Чуда...

Запах шашлыка

Много ли откапывают в Кремле таинственных подземелий, что в них и как?

Иногда встречаются какие-то камеры, подвалы, - рассказывает Гращенков. - Обычно они засыпаны землей, попасть внутрь невозможно. Меня, к примеру, больше интересует ход в кремлевских стенах. Первоначально вся стена в своей толще имела обходную галерею. Часть ее я видел и прошел - до угловой Собакиной башни. Ход довольно просторный. Раньше были бойницы, теперь их заделали...

Когда разговор шел о подземельях да о подвалах, хранитель неожиданно припомнил: "...а в подклете знаменитой Грановитой палаты была кухня, которая обслуживала ту самую злополучную столовую. И когда начался процесс сноса столовой, я туда в подвал впервые и попал. Там стоял запах жареного мяса. Им все стены были пропитаны, точно в шашлычной..."

Интересно, какая такая столовая и почему "злополучная"?

В начале тридцатых годов принялись в Кремле налаживать общепит. Решили строить столовую. Огляделись - нет места на Соборной площади. Старина все оккупировала, не развернуться. Тогда сломали Красное крыльцо. И на его месте поставили бетонное сооружение в два этажа. У коллег-завистников оно получило ласковое прозвище "уродец", зато оказалось страшно функциональным. Несколько десятков лет исправно кормило и поило.

"В Кремле просто так ничего не делается"

В конце 80-х стали мы, музейные работники, хлопотать - пора, мол, восстановить крыльцо, - вспоминает Гращенков. - Написали всюду, как положено, письма с предложениями. На том все и заглохло. Но не было бы счастья, да несчастье помогло. Дальше - чистая политика. Помните, противостояние Ельцина и парламента, расстрел Белого дома. И вот в процессе этой схватки (я так думаю) решили утеснять депутатов, где бы они ни находились. В Белом доме перед штурмом перво-наперво у сидельцев отключили канализацию. А в Кремле чуть позже прикрыли столовую.

И вот иду как-то на работу мимо злополучной столовой, - рассказывает Гращенков, - гляжу, а на ее крыше спешно прожектора демонтируют (по ночам они освещали колокольню Ивана Великого). Надо сказать, в Кремле просто так ничего не делается. И точно! Вскоре принялись столовую разбирать. Действовали аккуратно, не то что в советское время. Тогда все разбивали ядром либо и вовсе взрывали. Тут же рядом стояли бесценные Благовещенский собор, Грановитая палата... А на следующий год Красное крыльцо полностью восстановили. Пришлось строить все заново, от старого ничего не осталось. Так что нынешняя красота - чистый новодел: и белокаменная резьба, и львы, и державный орел тоже.

Кремлевские звери

О древних львах с Красного крыльца, о приключениях с ними мне рассказывали очевидцы, старые работники нашего музея, - вспоминает Гращенков. - Когда крыльцо в 1934-м стремительно крушили, музейщики попытались своими силами спасти львов. Вручную оттащили от крыльца подальше, на паперть Архангельского собора. Тяжесть немыслимая, еле отдышались. А тем временем рабочий день закончился, наступила ночь, все ушли. Утром глянули - нет львов! Кинулись в комендатуру: куда звери подевались? Те говорят: львы старые, нам они мешали, и мы их выкинули. Куда? В комендатуре назвали какой-то подмосковный колхоз. Дескать, есть там пустая силосная яма. Ее предстояло засыпать. Туда львов и сбросили. Ну, сотрудники музея отправились на поиски - пустое дело. Все перерыли, перекопали - нет львов! Вот и лежит где-то теперь на свалке бесценное сокровище.

Самые любимые кремлевские звери Гращенкова сидят на Спасской башне. Вернее, сидели. Сейчас наверху, после многочисленных реконструкций, расположились холеные каменные копии. А уникальные старожилы как раз и нашли покой в фонде-лапидарии. Их можно рассмотреть вблизи и даже потрогать выщербленные бока со следами вековых жестких ураганов, ливней и революционных осколков. В лапах они почему-то просительно держат нечто сродни пушечным ядрам. Для чего?

Гращенков растолковал:

Теперь скульптуры зверей на Спасской башне укреплены под часами. Раньше часы были устроены ниже (и всего два циферблата вместо четырех), а на месте современных часов на голубом фоне располагались позолоченные знаки Зодиака. Вот к ним-то и протягивали звери сферу власти - земной шар.

А у входа в Фонд архитектурного декора горестно прикорнул еще один лев. Часть морды у него отбита. В свое время он охранял по соседству крыльцо сказочного Теремного дворца. И охранял здорово, потому что дворец аж ХVII века выглядит как новый, в сиянии старины царства первых Романовых.

Справка "РГ"

Красное крыльцо на протяжении почти пяти веков - одна из самых известных кремлевских "замечательностей и святынь". Долгое время - парадный вход в древний царский дворец, в знаменитую Грановитую палату. Здесь же цари торжественно являлись собственному народу и принимали почести. По Красной (Золотой) лестнице крыльца (помимо нее были еще две лестницы, менее значимые) совершались большие царские выходы в Успенский собор - в день венчания на царство и во время высочайших бракосочетаний.

Лестницы крыльца запирались на ночь золотыми решетками, и во всеоружии стоял караул. Случалось, не помогало. Однажды кровавой бойней здесь разрядился стрелецкий бунт. Мятежники требовали показать: царевичи не задушены ли? Патриарх приказал вынести на Красное крыльцо малолетних Петра и Ивана...

Финал: особо ненавистных бояр и князей стрельцы все ж в охотку порубили кривыми саблями. Расслабляясь, кого-то скинули с верхотуры крыльца на копья. Поглядев на такую жуть, Петруша (будущий Великий, император) от страха надолго сделался заикой.

Красное крыльцо снесли в 1934-м и поставили столовую.

luden1 в Раздавленный кремлёвской стеной

«…Призраки далёкие земли
Поросли кладбищенской травою.
Ты же, путник, мёртвым не внемли,
Не склоняйся к плитам головою… »
С.Есенин. Золото холодное луны.

Я проснулся в пять утра. «Саша, вставай»,- сказала мама. Я открыл глаза, посмотрел на стену и потолок, отметив про себя, что в следующий раз я не скоро их увижу.

Мам, зажги настольную лампу,- попросил я.

В аквариуме на стене спокойно плавал карась, на столе стоял магнитофон. Ничто не говорило о предстоящем мне сегодня отъезде на два года, в армию.

В зале горел свет, было как-то суматошно. Я держался весельчаком, стараясь всех рассмешить, нёс всякую чушь о том, что буду всё же служить в Москве, не за тридевять земель, в ответ на это родственники согласно кивали головами. Мама наложила мне в сумку продуктов, всякой «необходимой» мелочи. Я включил магнитофон и послушал песню "Дельфина", на счастье, потом выключил магнитофон и мы вышли из дома, грустной процессией, направляющейся на трамвайную остановку.

В трамвае я продолжил свои попытки всех развеселить. Папа натянуто улыбался, выслушивая мои шуточки, Мама тайком вытирала слёзы. Трамвай ехал медленно, но вот он довёз-таки нас до военкомата.

В военкомате Папа сунул мне в карман мятные конфеты, я поговорил немного с родственниками и незнакомый, полный, лысеющий мужчина, равнодушным жестом позвал меня к выходу, после чего ему пришлось, явно через силу, ждать пока все меня пообнимают на прощание.

Я вышел на крыльцо. Возле ворот стоял УАЗик. На улице было холодно, промозгло. Я сел на переднее сиденье, рядом с лысеющим мужиком и мы быстро покатили по сонному городу к обл. военкомату. В обл. военкомате мне было указано, куда идти и я прошел в странное помещение, похожее на общественный туалет, где два солдата осмотрели мои шмотки и забрали то, что «нельзя». «Нельзя» было шоколадкой и варёной колбасой. Мне, как и другим призывникам, было не до таких мелочей.

После досмотра я был направлен в мрачные полуподземные казематы, где стояли скамейки, с нацарапанными на них глупыми надписями и висел российский флаг на обшарпанной стене, повышая изо всех сил патриотический настрой тех несчастных, что сидели на вышеупомянутых скамейках. Все находившиеся здесь, должны были служить в одном полку со мной, как я понял. Президентский Полк. Месяц назад я прошёл мед. комиссию и меня зачислили в ряды Президентского Полка. И вот теперь я сидел в душном помещении, не зная о чём думать. Народу было много, все держались в основном компаниями, этакими кружками, из которых доносились крики и смех. Кое-кто сидел сам по себе. Особенно выделялся на общем фоне, малый с разбитым лицом, накренившийся к полу, грозящий упасть со своей скамейки...(продолжение следует)

Уважаемые читатели! Я рад тому, что повесть привлекла к себе внимание. На разных сайтах я прочёл много отзывов, как одобрительных, так и не одобрительных. Отзывы - хорошая вещь, но вчера я обнаружил вдруг, что за всё время повествования не рассказал как следует о том, что такое "вспышка с тыла!"
"...Если б знала ты, малышка,
Что такое с тыла вспышка!
Вспышка справа, вспышка слева,
Ты б наверно... удивилась..."
Был такой стишок, в самые разные времена, в самых разных родах войск.
Меня и удивило: как это никто не заметил столь важное упущение в моём повествовании? Сам то я знаю, почему не рассказал миру про вспышку: после армии понятие вспышки с тыла столь надёжно закрепилось в моём мозгу, что я не представляю, как это кто-то может про неё не знать?

В один из первых дней службы, мы познакомились со старшиной Бубенцовым. Помнится, младшие только и говорили, что про приезд этого самого старшины. Как выяснилось, приехать он должен был с вступительных экзаменов в личную охрану президента. Вечером одного дня, Бубенцов приехал. Это был не слишком высокий человек, очень спортивного телосложения. Он прошёлся перед ротой и все могли наблюдать его разбитое вдребезги лицо, говорящее о том, что экзамены прошли успешно. Позже я узнал, что критерии отбора в личную охрану президента примерно такие же, как и в краповые береты.
Для нас, черепов, приезд Бубенцова ознаменовался довольно-таки приятным событием: этот человек был очень увлечённым спортсменом, потому отлежавшись пару дней после экзаменов, он принялся ежедневно, самостоятельно проводить утреннюю зарядку. Само собой, остальным сержантам это не слишком понравилось, так как Бубенцов настаивал, чтобы во время зарядки присутствовали все, без исключения. Так что, на зарядку мы выходили не по взводам, а сразу всей ротой. Начинал Бубенцов всегда с пробежки, причём всякого рода гусино-лягушачии хождения он не приветствовал. Сам старшина бежал впереди всех. После того, как мы прибегали на плац, он выстраивал роту и все должны были повторять те упражнения, которые делал он. Так например, он мог отжиматься, при этом громко считая вслух: «раз, два, три, четыре и т.д.», соответственно, все должны были повторять за ним.
Примерно в эти же дни, во время теоретической подготовки нам дали под запись конспект по стрельбе и тактико-техническим характеристикам автомата АК-74. Необходимо было наизусть выучить в первую очередь меры безопасности при стрельбе. «… Не приобретать привычки целиться в людей и не позволять, чтобы целились в вас…» Помню, два сержанта всерьёз поссорились, один утверждал, что говорить надо: «шутя целиться в людей», а другой считал, что говорить надо просто: «целиться в людей».
Вообще, скоро я заметил, что сержанты живут друг с другом кое-как. Так младшой из соседнего взвода, по фамилии Бугорков, по кличке Буга, третировал всех без исключения, в том числе и многих младших. Правда, младшие старались устраивать свои разборки с глазу на глаз, так чтобы ни мы, ни старые не видели. Но утаить всё им конечно же не удавалось.
Раз уж я упомянул Бугоркова, значит стоит немного описать эту колоритную личность. Этого младшого терпеть не могли почти все, в том числе и другие младшие, что же до нас, самых молодых – мы его просто ненавидели. Я даже сегодня, по прошествии десяти лет, благодарю Бога за то, что в первые мои 20 дней, Буга был не в моём взводе. Это был, а скорее всего где-то есть и сейчас, совершенно аморальный, патологически грубый и злобный тип. Весь второй взвод сошёлся во мнении, что этот человек воспитывался в конюшне, а может и в свинарнике. Грубое, свирепое лицо Буги, без малейших признаков интеллекта, я не забуду никогда. Лицо той девушки, первой юношеской любви, давным-давно стёрлось из моей памяти, за ненадобностью, но эта харя, с выдающимися вперёд челюстями и носом, низким, скошенным лбом, ещё не скоро покинет просторы моего мозга. Буга был похож на злобного, карикатурного бабуина, на которого напялили военную форму… Если ему что-то в ком-то не нравилось, то он подходил к несчастному, неугодному ему человеку, весьма своеобразно кривляясь, переваливаясь с ноги на ногу, раскачивая из стороны в сторону своей тупой башкой, при этом злобно пыхтя и проводил жестокую экзекуцию. По сравнению с Бугой, Забелин был нежным мальчиком, с ангельским характером.
Прослужив в армии всего несколько дней, я стал замечать за младшими из своего взвода, что те часто и встревоженно шепчутся о чём-то между собой. Конечно, мне всегда были интересны секреты младших, я пытался прислушиваться к их перешёптываниям, впрочем совершенно безрезультатно. Из разговоров младших я понял лишь одно – чаще всего обсуждают Нехлюдова и Бугу. Мало того, как то раз, отпросившись в туалет во время изучения строевой песни и обязанностей дневального(Лаврухин часто в качестве поощрения, за хорошо выученную писанину, отпускал солдат в туалет на три минуты), я стал свидетелем сцены избиения Сваровского Бугой. Буга зажал несчастного в углу возле раковины и повторяя без конца:
- Что, пи…р, любишь черепов расслаблять, да? Жалеешь черепов, да, пи…р? – сажал ему удар за ударом в печень.
Я сделал вид, что ничего не вижу и проскользнул мимо младших к унитазам, благо те находились в отдельной от умывальников комнате. Когда я шёл обратно, Буги в комнате для умывания не было. Там стоял только Сваровский, полоща рот в раковине и умываясь. Я снова захотел проскользнуть мимо, «ничего не видя», но младшой окликнул меня:
- Воробей! Поди сюда… - я подбежал к Сваровскому и собирался уже отрапортовать привычным образом, но тот сморщился и замахал на меня рукой.
- Не надо… не надо… При всех и во взводе – чтобы всё по уставу, а то п…ды получишь, а наедине можешь нормально со мной говорить. Ты короче, о том, что видел – никому чтобы ни слова, понял? Буга у нас считает себя самым уверенным, пи…р вонючий, здоровый сука, бычара вонючий!!! Я на него срать хотел, если я вижу, что ты нормальный пацан, делаешь всё чётко, я тебя лишний раз опиз…лять не буду, без причины. Ты только х..р не забивай, на то что я тебе говорю, делай всё побыстрее и всё будет хорошо…
- Да, - ответил я, - я заметил, у тебя всё по справедливости.
- Ну вот, - продолжил Сваровский, - а этот вонючий Буга, считает что я должен быть таким же пи…ром, как он. Короче – никому ничего не говори. Это наши разборки.
Я уверил Сваровского, что никто не узнает о том, что я видел и побежал во взвод...(продолжение следует)

Все знают, что Кремль – это самая старая часть Москвы. Ведь ему не меньше 500 лет. Но если присмотреться, то он совсем не выглядит древним. Оказывается это и другие чудеса древности сотворила неутомимая официальная пропаганда...
Кстати, выше представленное изображение XIX века показывает полное отсутствие (по-крайней мере части) Кремлёвской стены.

Часть 1
Что такое московский Кремль? Это символ патриотизма и отражение власти в умах многих жителей России. Да что России, это шаблонный образ «русской угрозы» во всём «цивилизованном» мире. Но образ этот соткан глобальной пропагандой. А всё-таки, что такое Кремль, физически? Для освобождения от ментального сна, это важно знать.

Сегодня будет простое волшебство. Никаких фантазий и сомнительных догадок. Ознакомимся с несколькими доступными источниками, и Кремль сразу помолодеет на300…350 лет. Итак, приступим.

Начнём с того, что в 1485 году началось и в 1495 закончилось строительство «ныне существующих» (именно так написано во всех официальных источниках) кремлёвских стен. Они были построены вместо старых, белокаменных. После завершения строительства московский Кремль пережил многое. Всё-таки 500 лет прошло. Как это отразилось на его стенах и 20-ти башнях? Пройдёмся поимённо по некоторым из них.


(Рис. 1. План московского Кремля)

Водовзводная (Свиблова) башня 1488 года постройки.
«В 1805 году древнюю башню, которая угрожала падением, разобрали до фундамента, а в 1807 году возвели вновь. В 1812-м её полностью взорвали французы, а в 1816-1819 годах архитектор Осип Бове восстановил башню с некоторыми отклонениями от прежних форм, а позже её опять восстанавливали после удара молнии».

Так, башня помолодела и преобразилась. Было ей 500 лет, а стало меньше чем 200.

Тайницкая башня 1485 года постройки.
«В 1770-1771 годах эту часть кремлёвской стены вместе с четырьмя башнями (Тайницкой, Петровской, и двумя Безымянными) разобрали, чтобы освободить место для нового Кремлёвского дворца по проекту архитектора Василия Баженова. Когда же, несколько лет спустя, императрица Екатерина II отказалась от дорогостоящего проекта, Тайницкую башню восстановили в прежнем виде по чертежам Матвея Казакова…»

Петровская башня 1480 года постройки.
Кроме вышеуказанного сноса 1771 года – «Во время Отечественной войны 1812 года башню взорвали отступавшие французы. Через шесть лет в нынешнем виде (не в прежнем, – авт.) её отстроил архитектор Осип Бове…»

Теперь понятно, что большая часть стен и башен вдоль набережной Москвы-реки по официальным данным не старше 250 лет, и выглядят не такими, какими были до 18 века.

Спасская башня 1491 года постройки.
Если вы внимательно посмотрите на (Рис. 2), то увидите, что форма Спасских ворот и часы отличаются от нынешних. И правильно, так оно и есть: «Вначале башня была четырёхугольная и вдвое ниже. В 1624-1625 годах русский архитектор Бажен Огурцов и английский мастер Галовей возвели над башней многоярусный верх, заканчивающийся каменным шатром, и установили часы… в 1706-1707 годах на башне установили грандиозные голландские часы… В 1770 году голландскую диковину заменили английскими курантами, которые в середине 19 века капитально ремонтировали братья Бутеноп. Тогда часы и приобрели нынешний облик…»


Рис. 2. Отличия между Спасскими башнями до и после...

Получается, как будто, что она стоит с 15 века, и только верхняя половина башни возведена на 150 лет позже. Возраст основных деталей сегодняшних часов только 150 лет. К сожалению, эта информация не кажется полной и достоверной. Как минимум, Спасские ворота перестраивались.

Никольская башня 1491 года постройки.
«В 1812 году французы, отступая из Москвы, взорвали башню… Восстановил башню четыре года спустя архитектор Осип Бове…»

Вот и эта башня оказалась не старше 200 лет. Все вышеприведённые цитаты взяты из книги «Московский Кремль. Красная площадь» (Национальное географическое общество, издательство «Вече», Москва 2010 г.), купленной автором во время экскурсии в Оружейную палату Кремля. Впрочем, эта информация доступна и из других источников.

Официально, полностью новоделом оказались 4 из 20-ти башен и значительная часть стены, а верхние ярусы всех башен имеют заявленный возраст, примерно, 380 лет. Это уже далеко не 500, но и кладка остальных 16-ти башен, которые как будто бы не подвергались разрушению, выглядит не менее современной (кроме нижней части Кутафьей башни).

Стена на всём своём протяжении пестрит следами ремонта разных времён. Даже слева от якобы 500-летней Спасской башни хорошо виден большой участок заново положенной стены. Однако, наблюдая с расстояния 15 метров, сложно определить, когда это происходило, может при Хрущёве, а может при Александре I.

Состояние кирпичной кладки в наших широтах больше всего зависит от морозного выветривания. Дело в том, что камень или кирпич, на которые непосредственно попадают осадки, подвергается разрушению. Вода, попадая в мельчайшие поры, замерзает зимой и, расширяясь, раскалывает камень. Несколько сотен циклов такого выветривания делают вот что (Рис. 3), (Рис. 4). Это смоленский Кремль, который на 100 лет моложе московского.


Рис.3. Обветшавшие зубцы Смоленского кремля.


Рис.4. Образец морозного выветривания; Смоленский кремль

По сути, то же самое должно было происходить и с московским Кремлём. Но посмотрите, как прекрасно сохранились зубцы стен практически по всему периметру (Рис. 5).


Рис. 5. Зубцы московского Кремля как новенькие

Разве что о них очень тщательно заботились. Как это могли делать? Можно ли избежать разрушительного действия морозного выветривания? Да, можно, для этого кладку нужно защитить от осадков, как минимум, сверху.
Если на башнях Кремля какие-никакие крыши имеются, и то, прикрывающие лишь сами шатры, то зубцы стен открыты всем дождям и снегам. Многие считают, что так было и раньше. Посмотрите гравюру Пикара 17 века (Рис. 6).


Рис.6. Кремлёвские стены без кровли - гравюра 17 века.

А вот ещё одна гравюра, выполненная по рисунку того же 17 века (Рис. 7), и там совсем другие стены.

Рис.7. Кремлёвские стены с кровлей - гравюра 17 века.

Хорошо виден выступ на верху стены, которого сегодня нет и в помине. То есть, просто другие стены на том же месте. Зато это одна из немногих гравюр и рисунков, где они имеют кровлю.

Есть ещё альбом Мейерберга (Рис. 8, Рис. 9, Рис. 10): «Виды и бытовые картины России 17 века». Рисунки Дрезденского альбома, воспроизведённые с подлинника в натуральную величину (1661-62 гг. – Издание А. С. Суворина, 1903). И здесь тоже кровля, но теперь нет выступа в верхней части стены, как мы видим и сегодня.


Рис.8. Кремлёвские стены с кровлей - гравюра 17 века.


Рис.9. Кремлёвские стены с кровлей - гравюра 17 века.


Рис.10. Кремлёвские стены с кровлей - гравюра 17 века.

Не мог же Кремль в одном и том же столетии позировать всем художникам по-разному. Выходит, кто-то из них не прав, либо нам случайно забыли рассказать о масштабной перестройке стен в 17 веке. Например, вместе с надстройкой шатров на башнях. И какая, интересно, была в этом необходимость, спустя всего 150 лет их службы? Сами-то они вряд ли упали.

Это ещё предстоит со временем выяснить, но ясно одно – уже в 18 веке никто не изображает крыши над стенами Кремля. С тех пор в течение 300 лет они и должны были разрушаться. Должны появляться скругления кирпича на гранях, выкрашивание горизонтальных площадок зубцов и бойниц.

Ремонтировать это можно только заменой повреждённых участков. Выцарапывать по несколько кирпичей, пытаясь сохранить окружающую кладку, трудоёмко, и вид будет сильно отличаться. Проще, по мере обветшания, переложить заново участок стены, несколько изменив в соответствии с реалиями детали, но сохранив общий стиль – эти М-образные зубцы. Результат таких работ мы сегодня и наблюдаем по всему периметру сооружения. Видимо, в 18 веке, как и теперь, новые хозяева Москвы напрочь перестали понимать, почему зубцы на стенах имеют такую специфическую форму. Сохранение общего стиля стало играть решающую роль. А между тем, ответ этот вопрос не только лежит на поверхности, но и однозначно приводит к интереснейшим выводам, которые заслуживают отдельного рассмотрения и будут показаны во второй части статьи.

Итак, пока можно сделать следующие выводы:

– Значительная часть стен и 4 башни Кремля по официальным данным являютсяноводелом, а остальные, которые нам показывают сегодня как древние, перестроены не позже 200 лет назад, да и с тех пор неоднократно участками ремонтировались. Старые элементы там, вероятно, можно отыскать только в фундаментах и в забутовке.

– Официальная пропаганда сознательно поддерживает миф о древности Кремлёвских стен и башен, вопреки установленным фактам, хотя во многих городах России есть значительно более старые, и не менее исторические сооружения. Видимо, цель этого – не только привлечь туристов, но и поддержать ещё один миф. Миф о Москве, как собирательнице земель на пустом месте, и родоначальнице Российского государства.

P.S.
Всё это, несмотря на историчность самого Боровицкого холма, не даёт оснований называть нынешний Кремль древним. Но он хранит ещё немало загадок. Место, которое сейчас занимает мавзолей, и каменные трибуны, раньше было глубоким рвом (до 13 м глубиной и 34 м шириной), заполненным водой. Этот ров был искусственно вырыт в 1508 году и простирался от Угловой Арсенальной башни до Беклемишевской, соединяя речку Неглинную с Москвой рекой. Он был сложным инженерным сооружением и имел не меньше 4 шлюзов, мосты и дополнительные защитные стены. Совсем непонятно, как он вообще наполнялся водой. Лишь 1813 году ров был засыпан по непонятным причинам. На территории кремля находится Царь-пушка, как образец гигантской и бесцельной бутафории и Царь-колокол, официальная история создания которого поражает своей нелепостью. Всё это стоит рассмотреть более пристально…

Часть 2
Так получилось, что к моменту написания второй части статьи, я получил некоторые прямые и косвенные отклики, а также ссылки от читателей первой части. В них часто звучал вопрос: «Какова цель написания статьи?». Это требует пояснения. Наше время действительно слишком ценно, чтобы писать и читать впустую.

Предлагая читателям статьи о Кремле, я, конечно, не преследовал цель ослабить патриотические порывы граждан России, и вовсе не угрожал тем самым её целостности. Просто рано или поздно здраво рассуждающий человек должен задать себе вопрос: «Что это такое, Россия?». Важно ответить на этот вопрос самому и нестандартно.

Тогда этот человек с удивлением может узнать, что он неофициально живёт в России, как бы в скобках.

Официально наша страна называется Российской Федерацией, и это совсем не мелочь. Может быть, тогда этот человек задаст себе вопрос: «Почему в просто РОССИИ нельзя жить официально, а лишь в некой федерации?». Откуда тогда взялось слово «Россия», если наше государство никогда официально им не называлось – ни 100 лет назад, ни 300, ни 500? Если ты патриот, то, прежде всего, разберись – патриот чего?! Если ты не считаешь себя русом, то хотя бы разъясни себе, на каком основании ты хочешь быть именно россиянином, а не россофедеранином!

Московский Кремль сделали символом нашей Родины. Подчёркиваю, что официально только Московский Кремль пишется с большой буквы, хотя у нас полно и других кремлей. И вовсе не потому, что он самый древний или большой, а потому что это символ. Не наша ли обязанность, как патриотов, понять, что это такое на самом деле? По этому поводу имеется ещё одно любопытное замечание читателей: «Кремль нельзя называть новоделом, даже если он недавно построен, но на старых фундаментах и с использованием элементов предыдущей конструкции. Само место, на протяжении столетий защищённое стенами, пускай и разными, даёт Кремлю право называться древним».

Что же, именно это я и называю манипуляцией. Да, я действительно считаю, что 19 век, по сравнению с 15 веком, это недавно. Я настаиваю на том, что, если в 19 веке на старом фундаменте построили нечто, отличное от прежнего (а это факт), и в забутовку заложили строительный мусор в виде обломков старой кладки, то это НОВОДЕЛ. И если, например, вы про это знаете, то будьте добры не кричать на каждом углу, что эти стены видели Ивана Грозного, потому что это враньё.

И, наконец, когда кто-нибудь призывает всех граждан России проникнуться особым почтением к древности Боровицкого холма, на котором Кремль и расположен, то не худо было бы понимать, что это косвенно говорит о его некоторой исключительности. И это тоже неправда. Пора уже осознать – у нас здесь почти каждый холм на крутом берегу при слиянии рек, это историческое место, я уже не говорю о старых городах, которые живут по сей день.

Ссылки, присланные читателями (благодарю всех за материалы), показали действительно большое число ремонтных работ в Кремле, даже в последнее время. Интересно, что проводились специальные работы по осушению кладки посредством бурения вентиляционных отверстий. Значит, проблема такая есть, и была на протяжении последних 200 лет. В целом, эти материалы дополняют, и не опровергают написанного в первой части. А теперь продолжим изучение под микроскопом «сердца нашей Родины».

Когда господа учёные не могут объяснить, почему здание, оружие и т.д. имеет ту или иную форму, то у них всегда готово стандартное объяснение – это сделано для красоты. Пусть даже «для красоты» надо было поднять по воздуху 50 тонную колонну на высоту 10 этажного здания, строя немыслимо хитроумные приспособления, расходуя впустую огромные ресурсы и обрекая на голодную смерть тысячи людей. Это их не смущает. И с Кремлёвскими стенами получилось то же самое – вместо объяснения, звучит трогательный рассказ о том, как этот замечательный профиль визуально связывает отдельные зубцы в единую линию. Чудесно! Ну, разве это не стоит дополнительного миллиона кирпичей.

Вот цитата из труда В.В. Косточкина «Русское оборонное зодчество конца 13 начала 16 веков», издательство «Наука», Москва 1962 год:

«…Чёткая «гребёнка» зубцов в виде ласточкина хвоста зрительно облегчала верхние части крепостных стен оборонительных сооружений и свидетельствовала о их непосредственной связи друг с другом. Больше того, отделённые друг от друга небольшими промежутками, зубцы в виде ласточкина хвоста, свободно сочетаясь с широким шагом арок крепостных стен, как бы дополняли и поддерживали их чёткий ритм… Характерные для многих оборонительных сооружений, выстроенных в разных местах страны и в более позднее время, такого рода зубцы были как бы символом Руси. Их чёткая форма образно говорила о неразрывной связи различных укреплённых пунктов со столицей государства и свидетельствовала о сплочённости русских земель…»

А ведь Владимир Владимирович Косточкин был доктором исторических наук с 1964 года, профессором Московского архитектурного института, заслуженным архитектором РСФСР (1990 г.), заведующим кафедрой архитектурной реставрации в Московском архитектурном институте в 1971-1977 гг. А также, что характерно, заместителем председателя президиума научно-методического совета по охране памятников культуры при Министерстве культуры СССР, руководителем секции реставрации. Ну, разве не авторитет?

В Интернете люди тоже обсуждают этот вопрос. Интересно не лишённое разумности мнение о том, что зубцы построили с ложбинкой сверху для того, чтобы почаще осваивать бюджетные средства на их ремонт. А как же, ведь там зимой скапливается наледь, которая, оттаивая, промачивает всю кладку зубца, и при летней грозе это тоже замечательный водосток, размывающий раствор. Это, разумеется, ирония, но вопрос остаётся.

Забудем о красоте и подумаем о рациональности, раз уж учёные, вместо своей работы (им ведь за это деньги платят), занялись изящными искусствами. Зубец на стене, это, прежде всего, дёшево и эффективно организованная бойница. Посмотрим, как она формируется. Основание стены всегда толстое, чтобы сопротивляться стенобитным устройствам. Эта толщина позволяет, не доложив с внутренней части наверху стены кирпича, организовать защищённую площадку. И высота стены сохраняется, и кирпич экономится. Но защитники крепости должны ещё и стрелять с этой площадки, или что-нибудь кидать вниз. Тут дилемма. Если построишь высокую отбортовку, в рост человека или даже по грудь, то не сможешь ничего тяжёлого перекинуть, да и стрелять неудобно. Построишь низкую, по пояс – будешь при осаде по-пластунски на стене перемещаться, иначе подстрелят. Выход есть. Строишь высокую отбортовку и оставляешь в ней щели. Экономится кирпич и получаются зубцы, за которыми легко укрыться в полный рост, и удобно вести обстрел.

Вроде несложно, и доктора исторических наук всё это тоже понимают. Но высота Кремлёвских зубцов – не в рост человека (175 см), а 2,5-3 метра. Изложенного выше недостаточно, чтобы объяснить это, и сразу возникает вопрос: зачем сделан дополнительный метр высоты? На великанов рассчитывали? Конечно, нет, была вполне понятная причина.

Для красочной иллюстрации вспомним сказочную батальную кинокартину «Властелин колец». Жители Рохана укрылись в крепости Хельмова Падь и, наконец, защитники выстроились на стенах для отражения атаки. Стоят шеренгой в полный рост, и глядят оттуда на неприятеля. Зубцы-то им по грудь. Когда начался обстрел, только гнома эти стены и защитили. Но вот, в самый напряжённый момент пошёл дождь. Все промокли до нитки. Как они после этого показывали чудеса боевого искусства, мне лично непонятно. Ну ладно, атакующая сторона терпит неудобства, ведь на приступ с зонтиком не пойдёшь. А на стене-то можно, понимаешь, и с зонтиком, и с навесом, а уж под крышей – вообще красота. Но что взять с Роханцев – пастухи, коневоды. И вообще, это сказка, но наши предки были не такими.

У нас на Руси над каждой стеной была заботливо пристроена крыша. Учитывая климат с распутицами, очень удобная опция. Пусть там внизу неприятель сырыми онучами по грязи чавкает весь мокрый до портов, а мы тут на стене под крышей в сухости постоим, а потом ещё в башенке погреемся.

Как убеждают нас гравюры, Кремлёвские стены на протяжении всего периода использования по назначению (до середины 18 века) тоже имели крышу. А именно:

«Московский Кремль не должен вводить в заблуждение – сегодня он выглядит совсем не так, как раньше: двускатная деревянная кровля на стенах сгорела в 1737 г. и больше не восстанавливалась…» (Бартенев С. П. «Московский Кремль в старину и теперь». М., 1912. Т. 1.С. 57, 58).

И понятно, что высота крыши (зубцов) должна быть порядка 2,5 метров, чтобы алебардами за переводы не цепляться. А вот и разгадка страшной тайны М-образных зубцов (Рис.11).

Это фотография сделана в Новгородском кремле. В тот самый «ласточкин хвост» уложено стропило. Вернее, должно было быть уложено по всем законам строительного искусства, подзабытого современными реставраторами. Эстетика «чёткой «гребёнки» зубцов» здесь не имеет никакого значения. Красоты просто не видно из-за нависающего ската крыши.

И такие зубцы имело большинство каменных стен на Руси (укрепления Новгорода, Нижнего Новгорода, Тулы, Коломны, Ивангорода и Зарайска), но вовсе не из-за солидарности с Москвой, а из-за дождика. Если с неба часто капает, то нужна крыша – для крыши необходим каркас из стропил – стропила требуется уложить в гнёзда. Вывод – делай зубец типа «ласточкин хвост». И такая форма очень удобна, так как позволяет использовать стропила произвольного диаметра, а значит, быстро восстанавливать повреждения кровли подручными материалами.

У этой истории академической ограниченности есть продолжение. В поисках околонаучных объяснений очевидного, договорились до того, что такая форма зубцов это:

«ГИБЕЛЛИНОВЫ ЗУБЦЫ – характерный элемент оборонительных сооружений европейского Средневековья… Название возникло от партии гибеллинов (итал. Ghibellini), противников гвельфов, сторонников германских императоров и аристократической формы правления… Предводитель гибеллинов – подеста (итал. podesta – "властитель") строил неприступные крепости с высокими стенами и башнями с характерными зубцами… При возведении новых стен и башен Московского Кремля под руководством итальянских архитекторов в 1485-1516 гг. они были также увенчаны "гибеллиновыми зубцами"» (Власов В.Г. «Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства»: В 10 т. – Спб.: Азбука-классика, 2004-2009).

Весь научный мир считает украшение стен подобными зубцами чем-то вроде пароля «свой-чужой». Дескать, рыцари издалека видели, чей это замок – гибеллинов или гвельфов. Что: три замка наизусть выучить не могли? Ведь замки с такими зубцами есть только в северной Италии, и их действительно только три. Во всяком случае, такой опознавательный знак не имеет смысла, проще флаги повесить. Что делать, например, если замок захватили противники, зубцы ломать? Мы-то понимаем, что речь о традиционных конструктивных решениях, применяемых при строительстве оборонительных сооружений, пусть даже и в данных кланах и семьях. Речь о сооружениях с зубцами типа «ласточкин хвост» – значит разговор о крышах на стенах – следовательно, о дождливой погоде.

Тем более, что в северных провинциях Италии, как и везде на Руси, этой «ласточкиной красоты» было попросту не видно. Смотрите замок Сфорцо в Милане (Рис. 12), который считают прототипом Московского Кремля.

Что, много вы там «ласточкиных хвостов» разглядели? И это, стоя под самыми стенами, а уж из далека… Замок Россо (красный) недалеко от Турина (Рис. 13).

Как видите, здесь также предусмотрены крыши. Все более южные крепости на апеннинском полуострове прекрасно обходились квадратными зубцами, и крыш не имели никогда. То есть, особенные зубцы в наличии там, где в ходу были крыши на стенах.

Мог ли такой архитектурный стиль сложиться в Италии, где в основном сухо и жарко, а 2/3 года солнечно? Действительно мог, но лишь на севере полуострова, где тип климата переходит от субтропического к умеренно континентальному. Это могли быть как раз Милан, Венеция и Турин. Оказывается, хотя там и теплее, чем у нас, но годовая норма осадков даже больше, чем в Москве. И хотя поначалу у меня были сомнения по поводу итальянского происхождения кремлёвских архитекторов, просмотрев Никоновскую летопись, я лично убедился, что это так (если, конечно, хоть немного доверять поздним копиям утерянных летописей).

Чтобы логически завершить картину с зубцами типа «ласточкин хвост», стоит отметить, что и до 15 века каменные крепости на Руси имели крыши, но особенности каменной кладки диктуют предпочтение иным архитектурным формам. Зубцы там более крупные и упрощённой формы. Взгляните, например, на Псковский кремль (Рис. 14),(рис. 15).


Однако есть и единственное на свете исключение – итальянский замок Фенис (Рис. 16), который, хотя и построен из камня, но имеет ту же форму зубцов.

Его стены сегодня не имеют кровли, но расположен он в той же северной части Италии, где и остальные замки с особенными зубцами и крышами. Поэтому можно предположить, что и на его стенах крыши имелись. Конечно, эти сложные формы возможно выполнить из камня, но удобнее, всё таки из кирпича. Поэтому то, что не прижилось в Италии (там всего 3 таких замка, и они маленькие по сравнению с нашими кремлями), продолжали использовать на Руси.

Конечно, могут существовать и другие версии использования особой формы зубцов, разумеется, кроме простой красоты. Например, особенности техники штурма и защиты крепостных стен того времени. Но, к сожалению, такие версии из авторитетных источников сегодня не звучат. Вообще не звучат.

Интересно разобраться, как могло такое получиться? Жила была Русь, строили мастера крепости, города возводили, соборы. И вдруг понадобились какие-то иностранцы. Куда свои-то делись? Историки в этот момент всегда затягивают одну и ту же заунывную песню про тяжкое татаро-монгольское иго и упадок ремёсел. Но археологические данные говорят о другом – в эти столетия многие ремёсла здесь, наоборот, возродились и развились после провала в начале тысячелетия, который странным образом совпал с насильственным крещением Руси.

Ответить на этот вопрос можно одним словом – «раскол». Когда Московское княжество отделилось от Великой Тартарии (Куликовская битва), то прервались культурные и хозяйственные связи с Империей. Многие мастера не пожелали принять нового положения и покинули Московию, либо просто отказывались работать. Империя тоже не спешила помогать потенциальному врагу. На мой взгляд, такая же ситуация сложилась при Петре I. Он привозил из-за границы инженерные и управленческие кадры вовсе не потому, что своих не было. Свои, как правило, служить ему не хотели. Это ведь люди не рядовые. Они должны были понимать, что происходило вокруг.

Лучшее доказательство этому, так называемые, мастера-самородки, которых в 18 веке много можно назвать. Например:

«В 1718 г. крестьянин из подмосковного села Покровское Ефим Прокопьевич Никонов, работавший плотником на казённой верфи, в челобитной Петру I писал, что берётся сделать судно, которое может идти в воде "потаённо" и подходить к вражеским кораблям "под самое дно", а также "из снаряду разбивать корабли". Петр I оценил предложение и приказал, "таясь от чужого глазу", приступить к работе, а Адмиралтейств-коллегий произвести Никонова в "мастера потаённых судов". Вначале была построена модель, которая успешно держалась на плаву, погружалась и двигалась под водой. В августе 1720 г. в Петербурге на Галерном дворе тайно, без лишней огласки была заложена первая в мире подводная лодка… Оригинальная система погружения представляла собой несколько оловянных пластин с множеством капиллярных отверстий, которые монтировались в днищевой части лодки. При всплытии вода, принятая в специальную цистерну через отверстия в пластинах, удалялась за борт с помощью поршневой помпы. Сначала Никонов предполагал вооружить лодку орудиями, но затем решил установить шлюзовую камеру, через которую при нахождении корабля в подводном положении мог выходить водолаз, одетый в скафандр (разработанный самим изобретателем), и с помощью инструментов разрушать днище вражеского корабля. Позднее Никонов довооружил лодку "огненными медными трубами", сведений о принципе действия которых до нас не дошло…»

Хорош крестьянин – и с помпами на ты, и с водолазной техникой. А если надо, так нате вам и огненные медные трубы. Видно, он эти специфические знания на посевной приобрёл. На самом деле, Никонов – из той самой параллельной культурно-инженерной элиты, которая в петровских академиях не училась. Не учился заморским наукам и знаменитый Левша, но это не значит, что он не учился вообще. Уверен, что некая преемственность знаний сохранялась.

И здесь следует отметить, какова была архитектурная традиция наших мастеров до конца 15 века. Крепости на Руси строили в основном каменные. Кирпич был хорошо известен и более доступен, ведь глина, в отличие от камня, есть везде. Однако, он менее надёжен по части влаги и мороза, поэтому и применялся в менее ответственных строениях. Даже когда мода на итальянскую дешёвую кирпичную технологию в 16 веке возобладала, наши строители всё равно предпочитали облицовывать белым камнем цоколь стен и башен на высоту 1-1,5 метра. Это было намного дороже, но оправдывало себя в условиях суровых снежных зим, и влажной почвы. То есть, ничему особенно новому иностранцы нас не научили. В основном, внедрили технологии эконом класса.

Это поясняет саму интонацию выражения «Москва белокаменная». Речь опять не о красоте, во всяком случае, не только о ней. Интонация эта уважительная, ведь строения из камня, обычно, дорогие и более долговечные. И поэтому кирпичные строения у нас достаточно часто белили. Во-первых, это действительно радует глаз, а во-вторых выглядит более похожим на камень (выглядит более ценно), и разумеется, в некоторой степени защищает кладку от разрушения. Не избежал этого и Московский Кремль:

«В докладной записке, поданной 7 июля 1680 г. на имя царя, сказано, что укрепления Кремля "не белены", а Спасские ворота "прописаны были черленью и белилом в кирпичь" (Бартенев СП. Указ. соч. Т. 1. С. 57). В записке спрашивалось: выбелить стены Кремля, оставить их как есть или расписать "в кирпич" как Спасские ворота? Царь повелел выбелить Кремль известью… Со временем кирпично-каменные крепости стали белить, и их отличие от итальянской фортификации стало ещё разительнее. Первое явное указание на побелку всех стен Московского Кремля относится к 1680 году, хотя отдельные его части, очевидно, начали белить ещё раньше. С 1680 года до начала XX века стены Кремля и Китай-города были покрыты побелкой. Отсюда и название Москвы – Белокаменная…» (Военно-исторический журнал, № 5, Май 2009, C. 46-51).

Выводы
Если бы современные реставраторы хотели восстановить именно тот старый образ Кремля, им стоило бы его выбелить и покрыть стены кровлей. Такой он был бы мне милее. Но нам предлагается для почитания некий сплав псевдодревности с наследием иудейского режима (красный кирпич). Причём, трудно сказать, что в этом образе преобладает. Понятно, что в попытке вскрыть эту иллюзию, многим может видеться угроза патриотизму. Но вопрос в качестве и ценности такого чувства. Этот искусственно созданный, неосмысленный порыв народных масс, более похож на религию. Чего стоит эта игра с живыми людьми? Патриотизм, любовь к своей Родине могут и должны быть осмысленными.

Алексей Артемьев, Ижевск