Русский модерн. Особняк Дерожинской-Зиминой

Район Остоженки всегда был местом, где обитали московские миллионеры, неудивительно, что и в наше время эта улица обладает званием самой дорогой улицы Москвы. Тем интереснее было попасть в один из самых известных особняков, расположенных в переулках Остоженки, в Кропоткинском (Штатном) переулке, - знаменитый особняк Дерожинской.


Прежде чем рассказать об особняке, нельзя не сказать несколько слов о его владелице, потому что личностью она была незаурядной. Александра Ивановна в девичестве Бутикова была дочерью текстильного миллионера, купца первой гильдии, потомственного почетного гражданина Ивана Ивановича Бутикова. После смерти родителей она унаследовала все владения Бутиковых в Остожье и подмосковные имения, а фабрики и магазины отошли её брату Степану.

Браки между купеческими семьями в то время были не редкость, тем более между соседями, и в 1893 году шестнадцатилетнюю Александру Ивановну выдали замуж за Павла Павловича Рябушинского. В этом браке родился сыл Павел. Но брак просуществовал недолго, и они разошлись.

Несмотря на то, что консистория не признала развод, и процесс затянулся аж до 1904 года, в 1901 году Александра Ивановна вышла замуж за поручика Николаевского лейб-гвардии конного полка Владимира Валериановича Дерожинского. Она решает для новой семьи построить новый дом и покупает владение в в Штатном переулке, ранее принадлежащее Аграфене Васильевне Демидовой. Выбор места в общем-то не случаен, ведь Бутиковы были старожилами Остоженки - три поколения Бутиковых жили в 1-м Ушаковском переулке (сейчас Коробейников пер., дом 1). Сломав все старые деревянные постройки, Дерожинская заказывает проект дома самому модному московскому архитектору Федору Осиповичу Шехтелю, знакомству с которым она обязана первому мужу, так как Шехтель много зданий построил для семьи Рябушинских. В 1901-1902 годах Ф.О. Шехтель при участии А.А. Галецкого спроектировал и построил во владении А.И. Дерожинской великолепный жилой дом, служебный флигель и гараж.

Ф.О. Шехтель не только разработал проект здания, но и продумал концепцию интерьеров особняка: по рисункам самого архитектора была заказана мебель, ткани, светильники, торшеры, двери и наличники, бронзовая арматура. В начале 1903 года дом был введен в эксплуатацию. По случаю новоселья 6 февраля 1903 года молодая чета дала праздничный обед: суп-прентаньер, царский студень, баранье сало, жареная дичь, салат и мороженое. В дальнейшем дом зваными обедами не славился - в гостиной коммерсанты собирались намного чаще, чем деятели культуры.

После смерти брата, в середине 1900-х гг, не имевшего детей, Дерожинская унаследовала весь семейный бизнес. Брат вел дела не удачно, производство было на грани краха, но Александра Ивановна взяла все в свои руки, а также ввела в управление компанией своего мужа В.В. Дерожинского, и дела пошли в гору.

Хотя второй брак был по любви, он тоже продлился недолго. В 1910 году Дерожинская выходит замуж за Ивана Ивановича Зимина - текстильного магната, директора «Товарищества Зуевской мануфактуры». И хотя женитьба на разведенной женщине у старообрядцев не приветствовалась, приходилось терпеть: Александра Зимина обладала значительным богатством да и занимала высокое положение в обществе. При этом Александра Ивановна сохранила хорошие отношения с прежними мужьями. Сохранились такие воспоминания консула Великобритании в Москве Брюса Лохарта: «Мне занимательно наблюдать, как Мадам Зимина, московская миллионерша, каждое воскресенье обедала и играла в бридж со своими тремя мужьями - двумя бывшими и одним настоящим ».
В третьем браке у Александры Ивановны родился сын Сергей. После женитьбы И.И. Зимин переселяется в особняк жены и получает место финансового советчика в её компании.

О судьбе Зиминой после революции известно мало. По одной из версий она с двумя сыновьями уехала в Италию. По воспоминаниям же Сергея Ивановича Зимина, брата её мужа, Александра Ивановна осталась в Москве, приходила в гости, но семья не могла простить ей отступление от традиций старообрядцев, считали, что сын не должен ею воспитываться. Скорее всего, она умерла в нищете от болезней в середине 1920-х гг.

Знаменитый особняк после революции занимали различные советские учреждения: Культурно-просветительское общество Украинской Рады, внешкольный отдел Наркомпроса, а после 1921 года различные дипломатические миссии. С 1959 года в особняке Дерожинской размещалось посольство Австралии.
В 2009 — 2013 годах проводилась реставрация особняка, в ходе которой были восстановлены некоторые потолочные росписи и мозаичные полы. И совсем недавно там разместилась резиденция посла Австралии, но, поскольку они еще не успели "обжиться", то мебели там очень мало. И все же в день культурного наследия благодаря проекту "Выход в город" мне удалось там побывать.

Для начала осмотримся во дворе дома.

Сам дом расположен в глубине двора, и перед ним находится небольшой садик.

Чугунная ограда подлинная, а мотив её узоров встретится еще не раз и в оформлении интерьеров дома.

Фасад здания облицован однотонной керамической плиткой, называемой "кабанчиком". Интересным элементом дворового фасада является угловая башня.

В нишах дома встречались такие очаровательные зверьки, но это, скорее всего, украшения новых хозяев.

Хозяйственный корпус во внутреннем дворе выполнен в едином с особняком стиле и цветовой гамме, что объединяет все постройки на участке в торжественный ансамбль. Александра Ивановна имела два легковых автомобиля марки «Минерва» мощностью 24 и 26 лошадиных сил, для которых был выстроен гараж.

Самая выразительная часть бокового фасада - расположенное в центре огромное лежачее окно.

Парадный вход украшает изображение загадочной Лорелеи.

И через две пары массивных дверей мы попадаем в прихожую.

В стиле модерн часто встречается ужасно прекрасное, так и здесь: словно в противовес прекрасной даме над входом ручки внутренних дверей выполнены в форме паука.

В прихожей сохранилась отделка стен дубовыми панелями с вешалками и скамьями - сундуками.

Интересно замаскированная дверь в туалет.

Для того чтобы в доме было легче ориентироваться, добавим план.


По небольшой лестнице поднимаемся в гостиную.

Роскошная гостиная - композиционный и художественный центр особняка. Её стены предполагалось украсить панно, и архитектор рекомендовал Дерожинской И.Э. Грабаря, но хозяйка вдвое уменьшила стоимость работ, и художник отказался. После работу предложили В.Э. Борисову-Мусатову, но и с ним не сложилось. В октябре 1905 года он написал Александру Бенуа: «Моя фреска потерпела фиаско. Так мне хотелось написать ее. Так я мечтал об этом. Хоть это и колоссальный труд. Сделал я четыре акварельных эскиза, и они всем очень понравились. Весна, лето, и два - осени… владелица же палаццо, где нужны фрески, благородно ретировалась, предложив за них гроши ». Шехтель был в отъезде и не мог объяснить заказчице, что ей предлагают шедевры.

Панно же, которые мы видим сейчас, - новодел. Во время последней реставрации было решено восстановить фрески, сделанные по эскизам художника Виктора Борисова-Мусатова, сохранившиеся в архивах Третьяковской галереи.



Одним из любимых элементов интерьера у Шехтеля является камин. В этом доме он окружен деревянной рамой, а его верхнюю часть поддерживают фигуры мужчины и женщины.

С потолка на тонких металлических нитях, похожих на причудливую паутину, спускаются напоминающие жемчужины светильники. А на стенах замаскированы узорами вентиляционные решетки.

Почти всю стену зала занимает огромное арочное окно, через которое свет буквально заливает всю комнату.

Слева от гостиной расположен кабинет-будуар.

Создается впечатление, что в его интерьере отсутствуют прямые линии, даже стены и карнизы являются волнообразными.

Удивительно и оформление потолка: в причудливый узор вмонтированы лампочки.

Парадная лестница размещена во внутренней части дома. В её оформлении также использованы природные мотивы, изображающие буйно растущие сказочные цветы.

Чашечки цветов инкрустированы черным деревом. А венчает всю композицию медный фонарь, размещенный на деревянном постаменте.

Следующая комната - кабинет. Когда-то он тоже имел парадное оформление, но по желанию хозяйки в 1910-х гг. был полностью переделан, даже чудесный мраморный камин был демонтирован.


Ни интерьеров, ни мебели в кабинете не сохранилось, даже люстра здесь совсем из другой оперы.

Столовая одна из интереснейших комнат особняка, потому что в ней очень сохранилось очень много подлинных деталей интерьера.


Справа от буфета приоткрыта дверь на винтовую лестницу для прислуги.

Узкая лестница вела в служебные помещения; её перила выполнены в виде ажурного металлического орнамента, основой которого являются завитки, встречающиеся и в других деталях интерьера особняка Дерожинской.


И вернемся в столовую. Мебель для неё была спроектирована Шехтелем с использованием мотивов английского и австрийского модерна.


На месте утраченного стола в центре комнаты размещен столовый гарнитур той эпохи. Слева от витрины с посудой - дверца, ведущая на кухню.

В завершение похода по дому представляю небольшую подборку наиболее приглянувшихся элементов декора, удивительно, насколько они все разные, но в тоже время невероятно стильные.

Литература:
1. Ульянова Г., Датиева Н., Золотарев М. Династии Зиминых и Гучковых в истории Москвы и Московской губернии
2. Архитектурное наследие - Шехтель.
3. ПАМ (План первого этажа)
4. Зимина после революции:

Роскошный дом* в стиле модерн, названный по имени хозяйки "особняком Дерожинской", расположен в глубине двора, за изящной металлической оградой. Фасаду особняка придает сдержанную элегантность сочетание поливной керамической плитки светло-зеленого цвета, белых горизонтальных окантовочных полос, лепнины в виде цветочных композиций и гирлянд. Выступающую часть фасада почти полностью занимает огромное арочное окно, над которым на кровле установлены две небольшие круглые башни. Терраса парадного входа украшена женским маскароном с причудливо рассыпанными длинными волосами.

Землю в Штатном переулке (такое название переулок носил до 1921 г.) в 1901 г. выкупила Александра Ивановна Дерожинская, дочь известного суконного фабриканта Ивана Бутикова, рогожского старообрядца. Наследница богатейшего купеческого состояния, А.И. Дерожинская решила возвести для себя и своего второго супруга особняк. В качестве архитектора был приглашен знаменитый на всю Москву Ф.О. Шехтель, с которым, вероятно, она была знакома еще в период своего первого замужества за промышленником и старообрядцем П.П.Рябушинским - тогда Шехтель работал по его заказам.

Дом был спроектирован и построен при участии помощника Шехтеля А.А. Галецкого в 1901-1903 гг. и отличался новейшими инженерными технологиями: паровое отопление, вытяжная вентиляция, канализация, водопровод, электричество, телефонная связь. Ф.О. Шехтель не только разработал проект здания, но и продумал концепцию интерьеров особняка: по рисункам самого архитектора была заказана мебель, ткани, светильники, торшеры, двери и наличники, бронзовая арматура. Геометрические орнаменты "дублировались" Шехтелем в деталях всего дома.

Особый интерес представляет внутреннее оформление особняка. Первый этаж, предназначенный для светской жизни семейства, состоит из центрального холла, гостиной, библиотеки, спальной комнаты, кабинета и столовой. Все парадные помещения группируются вокруг центрального холла. В нем Ф.О. Шехтель воплотил идею большого доминирующего пространства: циклопические размеры самой комнаты, двери, окна, камина, светильников. Шедевр холла – мраморный камин с горельефом, изображающим две человеческие фигуры в полтора человеческого роста, "удерживающие" тяжесть верхней дубовой рамы. Гостиная отличается потолочным рисунком – небольшие лампочки желтого цвета, меняющие интенсивность свечения, вмонтированы в сердцевины вьющихся цветов. Художественным решением библиотеки является тема "леса": хоры с книжными полками закрыты изящной резной решеткой, рисунок которой развивает мотив сплетенных деревьев с облакоподобными кронами. Второй выдающийся камин расположен в кабинете – огромный, из белого мрамора, с рельефом скачущих античных всадников.

После революции особняк занимали различные советские учреждения: Культурно-просветительское общество Украинской Рады, внешкольный отдел Наркомпроса, а после 1921 г. различные дипломатические миссии. С 1959 г. в особняке Дерожинской размещается посольство Австралии.

В 2009 году началась реставрация особняка с оградой: на это время посольство Австралии выехало из зданий. В главном доме были проведены работы по укреплению фундамента. Во всех строениях деревянные междуэтажные и чердачные перекрытия заменили монолитными железобетонными с нанесением антикоррозийного и огнезащитного покрытия. Воссоздали штукатурный слой с применением современных "дышащих" штукатурок. Уникальной особенностью реставрации особняка стало воплощение замысла Шехтеля - украшение интерьеров рисунками Борисова-Мусатова. Оригиналы эскизов обнаружились в Третьяковской галерее и Музее изобразительных искусств имени Пушкина. С помощью цифровых технологий рисунки перевели на структурированные обои. Были раскрыты и реставрированы росписи стен и потолков в столовой и главном холле (по фотографиям, хранящимся в Музее архитектуры им. А. В. Щусева). Особняк стал выглядеть именно таким, каким его хотел видеть гений российского модерна.

Здание находится в ведении Главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации. После завершения реставрационных работ здание возвратилось в распоряжение австралийской дипломатической миссии.

Особняк в 2013 году стал лауреатом конкурса "Московская реставрация" в номинациях: "За лучший проект реставрации/приспособления" и "За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ".

*Виртуальный тур по особняку предоставлен для публикации ГлавУпДК при МИД России.

Особняк Дерожинской в стиле модерн по адресу Кропоткинский переулок, 13 был построен в период с 1901 по 1904 годы для Александры Ивановны Дерожинской. Проект был выполнен архитектором с участием Александра Антоновича Галецкого.

Как и предыдущее здание, построенное Шехтелем для Зинаиды Морозовой на улице , строение расположено на участке свободно и несколько отступает от красной лини Кропоткинского переулка.

Пространственно-планировочной доминантой особняка Дерожинской служит впечатляющих размеров двухсветный холл, который четко проступает со стороны фасадной части здания в виде выделяющегося центрального объема, который оформлен мощным аттиком и крупным арочным оконным проемом с рамой, разделенной по горизонтали и вертикали четырьмя импостами.

По мнению некоторых специалистов, композиционная целостность центральной части здания несколько нарушена устроенными раздробленными объемами и декором из мелких лепных деталей правой стороны особняка. Правда, архитектору удалось нивелировать этот недостаток с помощью выстроенной орнаментальной ограды, которая визуально как бы объединяет все объемы особняка.

Отдельно стоит остановиться на интерьерах, представляющих, со слов искусствоведов, большую художественную ценность.

Внутреннее пространство особняка в Кропоткинском переулке, 13 выполнено на игре контрастов между камерным масштабом предметов мебели и элементами декора, выполненных в духе некоторой монументальности. Это позволило придать объему иллюзию пульсации при перемещении из одного пространства в другое.

Стоит отметить, что Федор Осипович Шехтель мастерски прорисовал все детали интерьеров, исполнив специально для особняка Дерожинской эскизы светильников и даже рисунки текстиля.

История дома Дерожинской

До возведения особняка в стиле модерн на этом месте стоял деревянный усадебный дом, история которого была связана с именами поэта Гавриила Романовича Державина, который останавливался здесь в 1788-1789 годах во время приездов в Москву, и мемуаристки Елизаветы Петровны Яньковой, владевшей домом с 1828 года.

Владелица вновь построенного здания - Александра Дерожинская - приходилась дочерью фабриканту и купцу Ивану Бутикову, ставшая, со временем, женой И.И. Зимина - владельца текстильного производства.

В 1921 году в помещениях разместили для проживания делегатов III конгресса Коммунистического интернационала, а далее сюда перевели издательский отдел ведомства Главполитпросвета, в котором тогда трудился писатель Александр Константинович Воронский.

В конце 20-х годов прошлого столетия в бывший особняк Дерожинской въехала дипломатическая миссия Китая, но, начиная с 1930-х годов, здесь поочередно размещались представительства уже союзных республик: Узбекистана, Туркмении и Таджикистана. С 1959 года здание занимала дипмиссия Австралии.

Особняк А.И. Дерожинской (Кропоткинский переулок д. 13), архитектор Федор Осипович Шехтель 1901-1904гг. Резиденция посла Австралии

За изящной оградой, протянувшейся вдоль Кропоткинского переулка, под кронами могучих деревьев укрылся от посторонних глаз особняк. Эта величественная и тихая обитель была построена в начале XX века талантливым архитектором Федором Осиповичем Шехтелем для семьи миллионерши Александры Дерожинской.

1902 Александра Дерожинская,наследница миллионного купеческого состояния, в 1901 году вторично выходит замуж за В.В. Дерожинского, небогатого гвардейского офицера, и заказывает Ф.Шехтелю проект особняка. Социальное положение и финансовые возможности заказчицы предопределили уровень требований к облику будущего дома, должного отвечать самым современным архитектурным веяниям и техническим достижениям, воплощать собой комфорт и функциональность.К 1903 году завершена отделка особняка.

Особняк А. И. Дерожинской. 1902 - 1910 Хамовники

Особняк Дерожинской, построенный в стиле модерн, стал результатом воплотившейся в реальности неудержимой фантазии Федора Шехтеля. По преданию гениальный архитектор вдохновился на создание этого прекрасного особняка во время прослушивания Первой симфонии Александра Скрябина. И музыкальное произведение А.Скрябина, и творение Ф.Шехтеля пропитаны атмосферой таинственности, патетики и умиротворения. Ведь и правда, музыка и архитектура неразрывно связаны между собой. Еще Иоганн Вольфганг Гете сказал: «Архитектура - это музыка, застывшая в камне».


Состоятельная хозяйка особняка Александра Ивановна Дерожинская, в девичестве Бутикова, происходила из купцов-старообрядцев. Её отец И.П. Бутиков в середине XIX века купил участок земли в районе Остоженки и построил там крупную текстильную фабрику. По фамилии владельцев этой фабрики один из московских переулков стал с тех пор именоваться Бутиковским. На Мясницкой улице у Бутиковых был свой фирменный магазин.

Юную Александру Бутикову выдали в возрасте 16 лет замуж за П.П. Рябушинского. Брак оказался неудачным. От брака с Рябушинским у Бутиковой родился сын Паша, который при разводе в 1900 году остался с отцом.

В 1900 г. Александра становится полноправной собственницей имущества своей семьи. К этому моменту семейный бизнес был на грани финансового краха. Благодаря своей деловой хватке А.И Бутикова рассчиталась с долгами и вывела предприятие «Товарищество мануфактур Ивана. Бутикова» из кризиса.

Через год после разрыва со своим первым мужем в 1901г Александра вновь выходит замуж за потомственного военного В.В. Дерожинского. Но и с этим мужчиной она прожила всего 9 лет и развелась с Дерожинским в 1910г.

Третий раз Александра Дерожинская выходит замуж в 1910г за Ивана Ивановича Зимина — директора «Товарищества Зуевской мануфактуры». Его брат С.И. Зимин создал в Москве частную оперу, которая получила название «Частная опера Зимина» (здание этой оперы находилось на Большой Дмитровке, ныне здесь Московский театр оперетты). После женитьбы на А. И.Дерожинской И.И Зимин переселяется в особняк своей жены в Кропоткинском переулке.

После революции 1917 года А.И. Дерожинская покидает Россию с семьей навсегда, и след их теряется за границей.

Особняк А.И.Дерожинской был построен и оборудован по последнему слову техники того времени. Здесь было проведено электричество, канализация и водопровод, устроено паровое отопление, электричество, вытяжная вентиляция, телефон. В подвале дома располагалась котельная, которая соединялась с комнатами посредством специально заказанных труб. Пол и стены обогревались калорифером. Некоторые отопительные приборы (чугунные батареи второго этажа) сохранились до настоящего времени. Отдельно были устроены несколько каминов в комнатах первого этажа.

В доме два этажа и подвал. Первый этаж отводился под приемные помещения и частную жизнь семейства, второй — исключительно под частную. Подвал занимали хозяйственные помещения и комнаты прислуги, хотя и в нем размещалась довольно большая бильярдная. В первом этаже помещался зал приемов, называвшийся в то время холл, столовая, малая гостиная и хозяйские комнаты — спальня, кабинеты, ванные комнаты. Во втором этаже предполагалось разместить детские комнаты, комнаты гувернанток и учебные классы. Там же, во втором этаже у черной лестницы располагалась кухня.

Парадная лестница 1973-1975

В интерьерах особняка Дерожинской довольно хорошо сохранилась первоначальная отделка стен, встроенная мебель, камины, осветительные приборы. Из парадного вестибюля и прихожей, посетитель попадает в холл — главное содержательное, композиционное, художественно-выразительное и пространственно-структурное ядро особняка. Грандиозный зал является организующим началом внутреннего пространства особняка Дерожинской. Вокруг него группируются все остальные помещения.

Гостевой холл. 1903

Огромное окно освещает это колоссальное помещение, размеры которого поистине впечатляют: площадь равна 12,6 на 10,7 м, высота — 11,2 м.

По замыслу Шехтеля, верхнюю часть стен холла-гостиной изначально планировалось украсить живописным панно. Площадь росписей должна была составлять немногим менее 250 кв. м.

Борисов-Мусатов с воодушевлением оценивал перспективы своей работы над таким масштабным проектом. В письме Грабарю от 10 июня 1905 года он пишет: «Буду в Москве после 17-го и остановлюсь у Ульянова. Привезу этюд для Дерожинской. Весной ничего не успел». Художник выполнил эскизы, но осуществить их в натуре ему не пришлось. «Заказ с моими фресками не состоялся, — писал Борисов-Мусатов А.В.Щусеву в том же 1905 году, — хотя эскизы удались, как говорят. Но барыня, вероятно, думала, что я ей сделаю их для своего удовольствия — задаром. Поэтому половину их я продал в Третьяковку, а остальные два (увы?), по-моему, лучшие, оставил для Парижа». В другом письме он вновь сетует на неудачу: «Моя фреска потерпела фиаско… Сделал я четыре акварельных эскиза, и они всем очень понравились… Владелица же палаццо, где нужны эти фрески, благородно ретировалась, предложив за них гроши» (письмо к А. Бенуа).

И только после масштабной реставрации, проведенной 2013 году в холле-гостиной, первоначальная задумка Шехтеля была осуществлена, и на стенах появились живописные панно из цикла «Времена года», выполненные по сохранившимся эскизам В.Э Борисова-Мусатова.

1997

Опочивальня особняка Дерожинской. Штатный переулок. 1903

Среди парадных интерьеров обращали на себя внимание кабинет и столовая. В кабинете был установлен еще один огромный белокаменный камин с монументальной скульптурной верхней панелью, изображавшей всадников, и необычным ассиметричным перспективным порталом, образованным углубленными криволинейными плоскостями (не сохранился). Он органично сочетался с мелкими светильниками в виде перевернутых пирамидок, свисавших с темного деревянного потолка, подчеркивая горизонтальную устремленность пространства. К сожалению, интерьер кабинета был коренным образом переделан еще в 1910-х годах, в результате чего приобрел маловыразительное неоклассическое звучание.

Кабинет с камином. 1910-1913

Мебель, а также стеновые панели, двери и деревянные лестницы были заказаны на фабрике Шмидта, камины выполнялись в мастерской Кутырина. Вся осветительная арматура, декоративное ламповое стекло, а также бронзовые вентиляционные решетки, ручки дверей и пр. изготавливались в мастерской братьев Вишневских. Интерьеры особняка Дерожинской были в целом завершены к весне 1903 года. Отделка шла параллельно с окончанием строительства.

Библиотека 1910-1913

Библиотека. 1973-1975

В отделке и меблировке столовой Шехтель широко использовал мотивы английского модерна, что особенно заметно в решении потолка, прочерченного темными балками, и в формах шкафов и горок, повторяющих отдельные приемы мебельного дизайна Ч.Р. Макинтоша.

В столовой не обошлось и без потайной дверцы, открыв которую можно увидеть служебную винтовую лестницу.

Столовая. 1910-1913

Ванная комната 1973-1975

Внутренняя лестница 1973

Гордостью этого особняка является величественный камин. По мнению искусствоведов этот камин — самый большой в России! По обеим его сторонам расположены обнаженные фигуры мужчины и женщины.

Камин в холле особняка А.И. Дерожинской. 1985-1987

В большой гостиной установлен белый мраморный камин, который украшают барельефы мужчины и женщины в полный рост. Женщина повернута лицом к камину, по ее позе можно предположить, что она плачет. Глаза мужчины опущены вниз. У каждого, глядя на эти барельефы, возникает свое видение происходящего. Не менее интересна деревянная рама, окружающая камин, и верхняя часть над ней, в середине которой художественной резьбой выполнен пояс из цветов. По углам рамы и в верхней части установлены красивые бронзовые вентиляционные решетки .

На территории особняка Дерожинской были возведены хозяйственные постройки.


Сразу после национализации в 1918 году особняк занимает Культурно-просветительское общество Украинской Рады. В 1919 году здесь уже размещается внешкольный отдел Наркомпроса. Его заведующей была Н.К. Крупская, а ее заместительницей — З.П. Кржижановская. Уже в следующем году Наркомпрос переехал на Сретенку, а здание некоторое время пустовало. В 1921г в бывшем особняке Дерожинской поселили делегатов III конгресса Коминтерна. В июне-июле 1921г в этом особняке неоднократно бывал В.И. Ленин, навещая известную деятельницу международного коммунистического движения, активистку борьбы за права женщин Клару Цеткин, жившую тут вместе с делегатами. Именно ей принадлежала идея отмечать 8 марта Международный женский день.

В конце 1921 года здание передают норвежскому полномочному представительству во главе с Ф. Якхельном. Представительство было образовано в соответствии с торговым соглашением от 2 сентября 1921 года. Дипломатического статуса это представительство не имело и ведало лишь торговыми отношениями. Миссия размещалась здесь до конца 1923 года. После признания Норвегией СССР в 1924 году норвежская миссия стала посольством и переехала в другой особняк.

В 1924 году дом продолжает числиться в ведении Бюробин (бюро по обслуживанию иностранцев). В документе о закреплении указывалось, что дом использовался как «гостиница для иностранцев». Особняк занимали представительства Узбекской, Туркменской, Таджикской ССР.

В 1925 в особняк вселили китайскую дипломатическую миссию, размещавшуюся до того в номерах гостиницы «Савой». Через три года миссия была преобразована в посольство, сохранив за собой особняк Дерожинской. В здании были устроены канцелярии, а также жилые апартаменты посла и советника Китайской республики. Здесь был во время своего визита в декабре 1949 - феврале 1950г. Великий кормчий товарищ Мао Цзэдун, прибывший в Москву, чтобы «лично поздравить тов. Сталина с 70-летним юбилеем» За более чем тридцатилетнее пребывание китайской дипмиссии в этом здании первоначальные интерьеры претерпели заметные изменения. Холл был разделен перекрытием на два этажа, частично были разобраны камины, демонтированы бра и плафонные светильники, исчезла мебель и некоторые стеновые панели, закрашены или заклеены росписи. В результате этой трансформации некоторые помещения потеряли свой оригинальный вид.

2010-е особняк Дерожинской

В 1959 году особняк был передан посольству Австралии. В настоящее время здесь резиденция посла Австралии. Интерьер отреставрированного особняка Дерожинской носит флер своих теперешних жильцов. Помимо национальных австралийских флагов, а также развешанных по стенам картин современных австралийских и русских художников, здесь присутствуют небольшие детали, которые были добавлены самими работниками резиденции посла Австралии.

Александра Ивановна Дерожинская
Александра Ивановна Дерожинская - дочь известного суконного фабриканта Ивана Бутикова, рогожского старообрядца. И.П. Бутиков еще в середине XIX века купил небольшой участок в Москве, недалеко от Остоженки на берегу Москвы-реки, и построил там крупную текстильную фабрику (расположение фабрики закрепилось в названии одного из остоженских переулков - Бутиковский. На фабрике в Москве работали 3200 человек, там было бумаго-, шерсто-, шелкопрядильное и красильное производства, где выпускали саржу, сатин и камлот. Доходы от предприятия составляли около 1 миллиона рублей. Уже к 1851 г. Бутиков получил звание купца второй гильдии и являлся казначеем Хамовнического отделения общества помощи бедным. Фирменный магазин его располагался на Мясницкой, а сам Бутиков проживал в собственном доме недалеко от фабрики (Второй Ушаковский пер.).

После смерти И.П. Бутикова в начале 1880-х гг. часть его миллионного состояния переходит по наследству к его единственному сыну Степану Ивановичу, который не смог успешно продолжить семейное дело. К концу 1890-х гг. была продана большая часть владений Бутикова - подмосковные усадьбы, магазин на Мясницкой. Фабрики и мануфактуры были на грани разорения.
Вторая часть наследства, заключавшаяся в основном в московской и подмосковной недвижимости, переходит его к жене Анфисе Федоровне Бутиковой, а после ее смерти в 1890 году - к дочери Александре.

В 1893 году шестнадцатилетняя Александра Ивановна Бутикова выходит замуж за видного промышленника, финансиста и известного в будущем политического деятеля Павла Павловича Рябушинского (1871-1924). Рябушинские были соседями Бутиковых по Ушаковскому переулку. От этого брака Бутикова имела сына Павла, который при разводе в 1900 году остался с отцом.

В 1901 году Бутикова выходит замуж за Владимира Валериановича Дерожинского. Семья Дерожинских принадлежала потомственным военным. Их финансовое положение не могло быть сопоставлено с купеческими капиталами - в их собственности находились лишь незначительные имения в Воронежской губернии. Его отец, полковник Валерий Филиппович Дерожинский, преподавал в Николаевской Академии генерального штаба в Петербурге. Владимир Дерожинский - поручик Николаевского лейб-гвардии конного полка, под руководством Великого князя Дмитрия Павловича, причем за особую доблесть его имя было «записано на мраморную доску почета». После отставки в 1896 году «назначен чиновником особых поручений VII класса при Московском обер-полицмейстере Трепове, с зачислением по армейской кавалерии и переименованием в ротмистра». Вскоре получил чин надворного советника. После развода с женой (ок. 1910 г.) жил в Москве, работал присяжным поверенным. Умер в 1919 году. Мне попадалась информация, что Дерожинский после революции работал бухгалтером у Зимина. Зимин же его и похоронил на своем фамильном участке старообрядческого кладбища. Ничего не скажешь: высокие отношения!

Около 1910 года Дерожинская третий раз выходит замуж за Ивана Ивановича Зимина - директора «Товарищества Зуевской мануфактуры». Зимины, как и Бутиковы, и Рябушинские, являлись старообрядцами. Это были одни из крупнейших российских текстильных фабрикантов. Одновременно эта фамилия известна т.н. «Частной оперой Зимина», созданной С.И. Зиминым, братом И.И. Зимина. Сам Иван Иванович не принимал прямого участия в руководстве оперой, однако, являлся ее основным акционером. После женитьбы на А. Дерожинской Зимин переселяется в ее особняк. Этот брак дал начало слухам об оперной карьере Дерожинской, что не соответствует истине.

Александра Дерожинская вероятно, была весьма способна к ведению финансовых дел и управлению текстильным хозяйством. В 17 лет, после смерти матери, она унаследовала свою часть, включавшую дома в Москве и подмосковные имения. Большая часть наследства, включавшая фабрики, мануфактуры и магазины, как уже было сказано, отошла ее брату Степану. Однако, после неудачного ведения дел братом, производство было на грани краха. После смерти брата, не имевшего детей, Дерожинская наследует и эту часть семейного бизнеса (около сер. 1900-х гг.). Под ее руководством предприятие выходит из кризиса и освобождается от долгов, хотя и не приносит как ранее, больших доходов. Отныне она - первое лицо в правлении и дирекции Товарищества мануфактур Ив. Бутикова. В управление компанией Дерожинская сначала вводит своего мужа Влад. Валер. Дерожинского (сохранившего это место и после развода), а затем, после выхода замуж за И.И. Зимина, привлекает и его в качестве официального финансового советника.

Полное отсутствие сведений в периодической печати тех лет объясняется тем, что Дерожинская не давала светской хронике поводов для комментариев. В отличие от большинства дам своего круга, она не участвовала ни в великосветских балах, ни в благотворительных мероприятиях. Светская хроника того времени эту фамилию не упоминает вовсе.
Судьба Дерожинской после 1917 года неизвестна.

Особняк А.И. Дерожинской в Кропоткинском переулке, № 13 (1901)

Это здание по праву считается одним из лучших творений Шехтеля и входит в десятку самых ярких образчиков московского модерна.

Его заказала Францу Осиповичу, уже ставшему к тому времени самым модным архитектором Первопрестольной, Александра Ивановна Дерожинская, которая была знакома как с самим зодчим, так и с его творчеством, поскольку первый брак ввел ее в семью Рябушинских, для которых Шехтель построил несколько прекрасных зданий.

Особняк находится в глубине двора, от улицы его отделяет красивая кованая ограда, рисунок которой называется «Роза Глазго».

Фасад здания, прорезанный огромным арочным окном, облицован светло-зеленой керамической плиткой и отделан лепниной в виде цветочных композиций и гирлянд. Парадный вход находится не со стороны улицы, а в глубине двора.

Особняк А.И. Дерожинской


Дом имеет два этажа и подвал. На первом этаже располагались гостиные, библиотека, кабинет и будуар хозяйки, покои ее супруга. На второй этаж, предназначенный для детей и их гувернанток, из холла вела красивая лестница, украшенная деревянным резным декором. А вот кухню, которая была тоже на втором этаже, соединяла со столовой специальная «черная» лестница, перила которой поддерживали кованые элементы, сочетающиеся с оградой особняка. Подвал был занят хозяйственными помещениями и комнатами прислуги. Все было оснащено в соответствии с новейшими инженерными технологиями: водяное отопление, вытяжная и приточная вентиляция, электричество, канализация, водопровод, ванные и туалетные комнаты и телефонная связь.

Нельзя обойти молчанием мраморный камин холла – самый большой на то время в Москве. Но не из-за его размеров, а потому что он украшен горельефом, изображающим две человеческие фигуры: мужчину – лицом и женщину, отвернувшуюся и закрывшую лицо рукой. Сейчас трудно сказать, почему Александра Ивановна выбрала именно такой сюжет. Говорят, все еще тяжело переживала предательство первого супруга.

Как всегда, Франц Осипович продумывал даже мельчайшие детали интерьера, делая его единым целым, главным в котором были стиль, удобство и комфорт. Во внутренней отделке по желанию заказчицы было широко использовано дерево: дубовые панели, мебель, уникальный паркет, стеновые панели, лестницы, оригинальные оконные рамы, а также яркая деталь – россыпь потолочных светильников, меняющих интенсивность свечения, обрамленных цветами из лепнины, мода на которые добралась до нас чуть ли не через век.

Кстати, молельни, как это было принято в старообрядческих домах, в особняке не было. Да и дальнейшие три (!) развода мадам Бутиковой-Рябушинской-Дерожинской-Зиминой говорят о том, что хозяйка не очень-то держалась за старые устои.

В начале 1903 года особняк был закончен отделкой. По случаю новоселья был торжественный прием с обедом, меню которого тоже оформил Шехтель.

Но это еще не означало полного завершения работ: своего часа ждали почти 250 квадратных метров площади, предназначенной для потолочных и стенных росписей. Для выполнения фресок Шехтель, у которого был карт-бланш, пригласил талантливого молодого художника Игоря Эммануиловича Грабаря. Тот с увлечением взялся за дело и вскоре представил хозяйке на суд свои эскизы. Но вероятно, наша дамочка включила режим экономии либо просто показала свой вздорный характер – предложила художнику лишь половину от обещанной суммы (5 тысяч рублей). Тот, естественно, отказался.

Она не подумала, в какое положение поставила архитектора, который оговаривал условия заказа… Скрепя сердце Шехтель уговорил взяться за работу (кстати, за урезанный гонорар) уже признанного Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова. Тот осмотрел особняк, остался от него в полном восхищении и согласился. Очень может быть, что по дружбе с зодчим.




Художник работал истово, выполнил эскизы, которые на всех, кто их видел, произвели огромное впечатление. Но не на госпожу Дерожинскую.

Борисов-Мусатов в письме А.В. Щусеву так обрисовал ситуацию: «Заказ с моими фресками не состоялся, хотя эскизы удались, как говорят. Но барыня, вероятно, думала, что я ей сделаю их для своего удовольствия – задаром. Поэтому половину их я продал в Третьяковку, а остальные два (увы?), по-моему, лучшие, оставил для Парижа». Горечь он не смог скрыть и в письме к А. Бенуа: «Моя фреска потерпела фиаско… Сделал я четыре акварельных эскиза, и они всем очень понравились… Владелица же палаццо, где нужны эти фрески, благородно ретировалась, предложив за них гроши».

Вам это не напоминает сегодняшнее бесправие творческих людей перед толстосумами, которые иногда из скупости, иногда из вредности, а чаще, чтобы продемонстрировать свою полную безнаказанность, не платят творцам?

«Шехтель был в отъезде и не мог объяснить капризной заказчице, что ей предлагают шедевры. В свое время он убедил Зинаиду Морозову принять панно, написанные Врубелем для ее особняка на Спиридоновке. В ту же осень Борисов-Мусатов умер» (с сайта «Моя Москва»).

Говорят, что тот огромный черный паук, выполняющий функцию ручек на внутренних створках входных дверей, – своеобразная характеристика хозяйки дома, данная архитектором.

После 1917 года, естественно, роскошный особняк был национализирован. Там в разные времена располагались: Культурно-просветительское общество Украинской рады, школьный отдел Наркомпроса, которым заведовала Н.К. Крупская (кому из молодых читателей эта фамилия ничего не говорит – вдова В.И Ленина). С 1921 по 1924 год здание занимали норвежский полномочный представитель Ф. Якхельн и норвежская торговая миссия.




Ручка двери «Паук»


Потом в особняке находилась китайская дипломатическая миссия, которая через три года была преобразована в посольство. В начале 1930-х годов – представительства Узбекской, Туркменской и Таджикской союзных республик. За время их пребывания в особняке Дерожинской интерьер уникального здания сильно пострадал: холл был разделен перекрытием на два этажа, частично были разобраны камины, демонтированы бра и плафонные светильники, исчезла уникальная мебель и некоторые стеновые панели, закрашены или заклеены росписи… В 1959 году особняк был передан посольству Австралии.

В 2009–2013 годах в здании проводились полномасштабные реставрационные работы, в ходе которых были восстановлены некоторые потолочные росписи и мозаичные полы. А на стенах появились фрески, выполненные по эскизам Борисова-Мусатова, сохранившимся в архивах Третьяковской галереи. Скажете, новодел? Возражу: историческая справедливость по отношению к художнику. Да и красиво вышло. Говорят…

Портрет владелицы особняка разыскать не удалось, но немного рассказать о ней нужно.

Александра Ивановна Дерожинская (1877 – 1920-е?) была дочерью богатого купца 2-й гильдии, владельца нескольких текстильных фабрик, собственного магазина на Мясницкой, особняков и подмосковной усадьбы Ивана Ивановича Бутикова, сохранившего веру отцов, – то есть старообрядца. После его смерти миллионное состояние было разделено между сыном, Степаном, и вдовой, Анфисой Федоровной. Сын деловой хваткой отца не обладал, и постепенно бизнес стал приходить в упадок, наследство таять на глазах. После смерти матери в 1890 году ее доля перешла к дочери, Александре.

Та была девушкой энергичной и решительной. Несмотря на то что в шестнадцать лет ее выдали замуж за Павла Павловича Рябушинского и у них уже подрастал сын Павел, Александра стала вникать в коммерческие дела.

После смерти брата (в 1900-х годах), не имевшего детей, к Александре переходит и его часть (остатки, точнее сказать) семейного бизнеса. Деятельная Александра Ивановна стала во главе «Товарищества мануфактур Ивана Бутикова» и сумела так наладить работу, что вывела «Товарищество» из кризиса и сделала вновь рентабельным.

После развода с мужем – кстати, сын Павел остался с отцом – в 1901 году Александра вновь выходит замуж. По большой любви, между прочим. Ее избранником стал поручик Николаевского лейб-гвардии конного полка под руководством великого князя Дмитрия Павловича Владимир Валерианович Дерожинский. Он происходил из небогатой семьи потомственных военных. Но служил, видимо, хорошо, потому как за особую доблесть его имя было «записано на мраморную доску почета».

Построив роскошный особняк в Штатном переулке (позже, в 1921 году он стал Кропоткинским), хозяйка мечтала «свить» в нем семейное гнездо. Но в 1910 году брак, в котором так и не появились наследники, распался.

Вскоре Дерожинская выходит замуж за одного из крупнейших российских текстильных фабрикантов – Ивана Ивановича Зимина, директора «Товарищества Зуевской мануфактуры», тоже, кстати, из среды старообрядцев. Сама Александра Ивановна в благотворительных делах замечена не была, а вот новый ее супруг был меценатом: финансировал созданную его братом Сергеем «Частную оперу Зимина». Иван Иванович после женитьбы переселился в дом жены в Штатном переулке.

По отзыву современников, владелица особняка сумела сохранить отношения со всеми мужьями. Брюс Локхарт (1887–1970) – консул Великобритании в Москве в 1912–1917 годах – вспоминал: «Мне занимательно было наблюдать, как мадам Зимина, московская миллионерша, каждое воскресенье обедала и играла в бридж со своими тремя мужьями – двумя бывшими и одним настоящим. Это показывало толерантность и понимание, которые в то время были за пределами восприятия западной цивилизации. Английские жены, однако, с ханжеским ужасом разводили руками».

За бывшим мужем, В.В. Дерожинским, сохранилось место в правлении «Товарищества мануфактур Ивана Бутикова», а новый супруг стал официальным финансовым советником.

В браке с Зиминым она родила сына Сергея. Но и это не спасло семью: супруги через какое-то время развелись.

О судьбе владелицы роскошного особняка, который, несмотря на смену ее фамилии, так и остался в истории «Особняком Дерожинской», после революции ходили разные слухи: чаще тиражировалось, что она эмигрировала. Но в воспоминаниях брата ее последнего мужа, Сергея Ивановича Зимина, упоминается встреча с ней в 1921 году в Москве, когда она с Иваном Ивановичем Зиминым и сыном Сережей была у него на дне рождения. И.И. Зимин умер от тифа в 1922 году. Его родня никогда не принимала «дважды разведенку» и считала, что сына у нее следует отобрать. Но дальнейшая судьба Сергея Зимина неизвестна. Как и его матери. По слухам, она какое-то время даже вынуждена была работать в «кассе тотализатора на ипподроме»…