Станция маяковская сколько выходов в город. Станция метро Маяковская (14 фото)

Станция "Маяковская" открыта 11 сентября 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена. Станция построена по проекту архитектора Алексея Душкина. В 1939 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке проект станции получил Гран-при. Смотрим, как выглядела станция в 2013 году.

1, Согласно генплану 1935 года, станцию предполагалось назвать "Триумфальная площадь" по её расположению под одноимённой площадью. В 1936 году в связи с переименованием площади проектное название станции было изменено на "Площадь Маяковского". В конечном итоге станции было решено дать более лаконичное название "Маяковская" в честь советского поэта Владимира Маяковского.

2. Станция имеет два наземных вестибюля. Южный вестибюль был открыт вместе со станцией в 1938 году. Он встроен в здание Концертного зала имени П. И. Чайковского на углу Тверской и Большой Садовой улиц.

3. Второй (северный) выход станции был открыт 2 сентября 2005 года на пересечении 1-й Тверской-Ямской улицы и 1-го Тверского-Ямского переулка.

4. Конструкция станции — колонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 34 метра). Построена по индивидуальному проекту. "Маяковская" является первой в мире станцией глубокого заложения колонного типа. Общая ширина платформы составляет 14,3 метра, а длина — 156 метров.

5. В конструкции станции впервые в СССР использована сталь вместо железобетона. Стальные колонны поперечного сечения 65×75 сантиметра поддерживают три станционных нефа. Колонны стоят на продольной металлической балке диаметром 1,6 метра, уложенной на бетонной плите. В средней части станции сделан ряд металлических распорок-затяжек для увеличения жёсткости конструкции. Высота сводов центральных арок составляет 5,3 метра; ширина пролётов — 8,9 метра; шаг арок — 4,2 метра.

6. Во время Великой Отечественной войны станция использовалась как бомбоубежище. 6 ноября 1941 года на "Маяковской" состоялось заседание Московского Совета депутатов трудящихся с московскими партийными и общественными организациями, приуроченное к 24-й годовщине Октябрьской революции 1917 года. В этот день здесь с докладом выступил Иосиф Сталин, причём на "Маяковскую" он приехал на поезде со стороны станции "Белорусская".


Фото с сайта pastvu.com

7. Колонны и арки станции покрыты рифлёной нержавеющей сталью, благодаря которой можно бросить монетку с одной стороны, а она приземлится с другой стороны арки. Угловые части колонн на высоту человеческого роста декорированы уральским камнем «орлец» (родонит); к настоящему времени значительная часть камней заменена более дешёвыми аналогами. Стальные конструкции арок обрамлены вставками из тёмно-серого мраморовидного известняка грузинского месторождения «Садахло». Свод станции покрыт белой штукатуркой, но из-за желтого света светильников она кажется кремовой.

8. Светильники находятся в тридцати четырёх овальных нишах свода центрального зала. Вдоль пояса каждого купола размещены 16 бра. В перспективе зала эти освещённые ниши смотрятся как люстры. Здесь также размещены вентиляционные решётки. Украшением станции являются размещённые в нишах мозаичные панно из смальты (автор эскизов — А. А. Дейнека, тема — "Сутки советского неба"). Мозаики были набраны в мастерской В. А. Фролова в Ленинграде. Изначально станцию украшало 35 панно. Одно, находившееся ближе к старому выходу, было впоследствии утеряно из-за строительства гермозатвора.


9. К недостаткам оформления станции можно отнести тот факт, что мозаичные панно фактически исключены из общего архитектурного ансамбля. Чтобы их рассмотреть, необходимо встать под один из куполов и задрать голову вверх.

10. Верхняя часть путевых стен отделана бело-голубым мрамором "уфалей", нижняя — чёрно-оливковым мраморовидным известняком "давалу". Цоколи путевых стен оформлены серо-зелёным диоритом. Путевые стены завершаются карнизом из нержавеющей стали. Выше просматривается тюбинговый рельеф боковых тоннелей. Своды боковых тоннелей завершают поперечные полуарки из нержавеющей стали, к концам которых подвешены двояковыпуклые светильники. Прямоугольные впадины между полуарками по замыслу автора призваны зрительно облегчить свод. Однако эти впадины и тюбинговые полосы архитектор С. М. Кравец относил к недостаткам станции, так как по его мнению они вносят зрительное беспокойство.

11. Пол станции выложен геометрическим орнаментом мрамора. Использованы три сорта камня: желтоватый «газган», красный «салиети» и оливковый "садахло". Вдоль краёв перронов станции уложен серый гранит.

Станции Московского метрополитена отснятые мной в разное время в рамках проекта "". Кто еще не видел, заходите.

Всё самое оперативное можно смотреть у меня в

«Маяковская» - одна из самых первых станций в Московском метрополитене. Она входит в состав Замоскворецкой линии и является промежуточной станцией, которая располагается между станциями «Белорусская» и «Тверская». Метро «Маяковская» находится в Центральном административном округе Москвы, на территории района «Тверской».

История станции

«Маяковскую» открыли в сентябре 1938 года. Но уникальность ее проекта отметили еще несколькими годами ранее в Париже на Всемирной выставке, а на выставке в Нью-Йорке уникальный проект станции получил гран-при. После того как станцию построили, ее проект внесли в антологию избранных произведений мировой архитектуры.

В ноябре 1941 года на станции провели торжественное собрание в честь годовщины Октябрьской революции, где с докладом выступил Иосиф Сталин. Заседание проходило в то время, когда фашисты наступали на Москву. На протяжении Великой Отечественной войны «Маяковская», как и многие станции Московского метрополитена, стала бомбоубежищем.

В конце ХХ века станция уже имела статус Памятника архитектуры, а в начале ХХІ столетия была внесена в список исторических и культурных памятников местного значения. Несколько лет назад на станции впервые провели комплексную реконструкцию южного вестибюля - заменили эскалаторы и коммуникации, установили современные турникеты. Вместе с тем постарались максимально вернуть станции первоначальный облик.

История названия

«Маяковская» носит имя известного русского поэта Владимира Маяковского. За весь период существования станцию ни разу не переименовывали, хотя в проектной документации 1935 года указан иной вариант - «Триумфальная площадь».

Описание станции

Согласно недавно проведенному интернет-опросу, «Маяковскую» признали самой красивой станцией Московского метрополитена. Ее стиль - «сталинская неоклассика» с элементами авангардных конструкций. Она напоминает изысканный подземный дворец с красивым освещением.Свод станции поддерживаютсравнительно тонкие колонны, покрытые нержавеющей сталью. В основании они опираются на массивную железобетонную плиту. Сталь четко очертила арки и благодаря отражению света придала станции нарядный вид. Холодный серый цвет на колоннах красиво сочетается с небольшими вкраплениями красного орлеца на высоте человеческого роста.

Путевые стены сверху облицованы уфалейским мрамором, снизу - диоритом. Рисунок на полу довольно простой - два ряда серо-белых квадратов из мрамора и гранита. Между ними по оси зала вмонтирована гранитная полоса темно-красного цвета. Она как бы ведет к пьедесталу в торце, где установлен бюст Маяковского.

Особое значение при проектировании и постройке станции «Маяковская» уделили свету. Светильники размещены в 33 куполах овальной формы. Они наполняют интерьер игрой света и полутеней. Это делает станцию более выразительной, подчеркивает уникальность ее архитектуры и пластику.

Немалую художественную роль играют мозаики, расположенные глубоко в куполах на тему «Сутки советского неба». Их автором является известный русский художник А. Дейнека.

Технические характеристики

Автором «Маяковской» является известный русский архитектор, создатель «философии подземного пространства» Алексей Душкин. Станция заложена на глубине 33 метра. Она не просто стала первой в мире пилонной станцией глубокого заложения, но и символом подземной архитектуры Московского метрополитена.

Вестибюли и пересадки

«Маяковская» имеет два подземных вестибюля. Южный павильон выходит в концертный зал имени Петра Чайковского, который расположен рядом с улицами Тверская, Большая Садовая, Садово-Триумфальная, а также ведет к Триумфальной площади. Северный павильон размещен на перекрестке 1-й Тверской-Ямской улицы с 1-м Тверским-Ямским переулком.

Чтобы выйти в город из северного вестибюля, следует подняться по эскалатору, пересечь коридор и еще раз подняться по эскалатору.

Оба павильона отделаны долговечными материалами (мрамор, гранит, родонит). Сориентироваться пассажирам помогают светящиеся указатели.

Достопримечательности

В непосредственной близости со станцией «Маяковского» находятся несколько достопримечательных сооружений. Наиболее приметное среди них - Концертный зал имени Петра Чайковского. Это основная площадка Московской филармонии, где выступают ведущие солисты страны, симфонические оркестры, хоровые, хореографические, фольклорные, эстрадные коллективы. Концертный зал имени Петра Чайковского построили 70 лет назад. Но его история началась еще на старте ХХ века. Именно здесь с 1901 года находился театр «Буфф-миниатюр» французского антрепренера Шарля Омона, а позже располагался театр легкого жанра «Зон», а после революции - Театр Российской Федерации.

С Концертным залом имени Петра Чайковского соседствует Театр Сатиры, который открылся в 1924 году. Сначала его постановки были не пьесами в прямом смысле этого слова, а небольшими пародийными обозрениями на темы политики и быта. Несколько лет спустя основой репертуара театра стала бытовая комедия, в том числе и по произведениям Владимира Маяковского.

Чуть дальше от Театра Сатиры расположены Музей русской гармоники и музей Михаила Булгакова. Музей русской гармоники создан на основе уникальной коллекции, которую собрал доктор искусствоведения Альфред Мирек. После смерти коллекционера музей назвали его именем.

Наземная инфраструктура

Территория в районе станции метро «Маяковская» просто создана для содержательного вечернего досуга. Ведь здесь, как уже оговаривалось выше, находятся Московский академический театр сатиры, Государственный академический театр Моссовета, Концертный зал имени Петра Чайковского. Не менее интересно и познавательно можно провести время в культурно-просветительском центре «Булгаковский дом» и Музее русской гармоники. Кроме того, рядом со станцией располагаются несколько галерей современного искусства и выставочных залов. Если захочется поесть или обсудить спектакль, можно посетить расположенные вблизи рестораны или кафе. Их здесь имеется достаточное количество. Довольно широкий выбор здесь и магазинов, как продуктовых, так и промышленных.

Полезные факты

И северный, и южный выходы станции «Маяковская» имеют одинаковое время работы. Для входа пассажиров они открываются в 5 часов 30 минут утра, а заканчивают работу в час ночи.

В метро работают мобильные операторы «Билайн», «МТС», «МегаФон», «Скайлинк».

Со станцией «Маяковская» связано несколько городских легенд. Одна из самых интересных рассказывает, что стальные дуги в отделке колонн станционного зала сделаны из ребер первого дирижабля, поднявшегося над Москвой.

Другая легенда касается вестибюля концертного зала имени Петра Чайковского. Поговаривают, что металлические вставки, использованные в его оформлении, усиливают отзвук классической музыки, раздающейся в здании над станцией.

Комсомольская: самая роскошная

Станция метро «Комсомольская» кольцевой линии считается самой роскошной. Она должна была служить воротами в столицу для приезжих, поэтому на нее не жалели ни денег, ни сил. Даже диаметр ее тоннеля на 2 метра больше стандартного - 11,5 метров. Из-за этого у станции самые высокие потолки в метрополитене Москвы, украшенные мозаичными панно из ценных камней и смальты. Героями шести из них стали русские полководцы и богатыри - Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, советские солдаты и офицеры у стен рейхстага. Еще два панно («Триумф Победы» и «Выступление В.И. Ленина на Красной площади») в 1963 году заменили панно «Парад Победы» и «Вручение гвардейского знамени», где фигурировал Сталин.

В 1958 году проект станции «Комсомольская» получил Гран-при на Международной выставке в Брюсселе. А по легенде, такую сложную структуру станция получила из-за того, что проходчики прокладывали туннель навстречу друг другу, но разминулись.

На «Комсомольской радиальной» можно увидеть, как проходила проходка шахт и строительство метро - на панно Евгения Лансере.

Кропоткинская: подземный дворец

Эту станцию планировали как подземный вестибюль будущего Дворца Советов со статуей Ленина на вершине. Но к маю 1935 года «Кропоткинскую» завершили, а у Дворца дальше фундамента дело не пошло. В итоге металлический каркас здания во время войны разобрали на противотанковые ежи.

При работе над метро «Кропоткинская» Душкин увлекся египетской архитектурой, поэтому станция напоминает храм Амона в Карнаке. Увидев проект, Каганович возмутился тем, что архитектор копирует египетский дворец. На это Душкин парировал: «У них дворцы для фараонов, а у нас - для народа». Проект приняли.

Светильники на «Кропоткинской» спрятаны в верхних частях колонн в виде распускающихся лотосов. Это дает приятный мягкий свет. Пол изначально был покрыт асфальтом, но в 1950-х его выложили серым и розовым гранитом. Также сначала на станции стояли кадки с пальмами. Проект «Кропоткинской» с 1935 по 1941 года получил гран-при на международных выставках в Брюсселе и Париже, а также Сталинскую премию за архитектуру и строительство.

Парк Культуры: антология отдыха

Эту станцию открывали для того, чтобы москвичам было удобно добираться до центрального Парка культуры и отдыха имени Горького. Поэтому в декоре отразили тему отдыха советских граждан: пилоны центрального зала украшают 26 барельефов из белого мрамора работы С.М. Рабиновича, изображающие отдых советской молодежи, доступный в Парке культуры (футбол, катание на коньках, художественная самодеятельность, теннис, танцы, авиамоделирование).

Кстати, сначала станция называлась «Парк культуры имени Горького», но в преддверии Московской Олимпиады 1980 года название сократили, решив, что для иностранных гостей оно будет слишком сложным.

Октябрьская: станция-храм

Центральный зал станции «Октябрьская» напоминает триумфальную арку, украшенную барельефами советских воинов. При этом вся станция напоминает храм: ряды факелов ведут к алтарной нише в торце зала. Ниша заполнена голубым небом, а перед алтарной апсидой установлена кованая ампирная решетка. Это стало поводом для шуток москвичей о «светлом будущем за решеткой». Но зато на этой станции удобно назначать встречи - «под небом».

А в 1995 году журналист Валерий Хилтунен предложил по аналогии с «Октябрьской» переименовать все 12 станций кольцевой линии по названиям месяцев. Но это восприняли как шутку.

Таганская: память о военном подвиге

В оформлении зала «Таганской» кольцевой линии господствует майолика. В сводах расположены панно с медальонными профилями воинов Советской армии - партизан, железнодорожников, кавалеристов, моряков, летчиков, танкистов и пехотинцев. Под ними в окружении победных знамен в виде майоликовых рельефов запечатлены подвиги этих родов войск.

К наземному вестибюлю пассажиров везет эскалатор, разбитый на два отрезка круглым вестибюлем. Его купол украшает фреска «Салют Победы».

Проспект мира: ботанический сад

Оформление станции «Проспект мира» кольцевой линии может вызвать недоумение: девушка со снопом, сборка урожая… Но декор отражает близость метро к «Аптекарскому огороду» - ботаническому саду Московского Университета. Поэтому недоумение скорее должно вызывать название станции. А ее оформление четко отражает слова селекционера Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача!»

Новослободская: босая мадонна

Для этой станции в Латвии из стекол для кафедрального собора Риги изготовили 32 витража по рисункам Корина. Причем первый кусок смальты укладывал сам Корин, второй - архитектор станции Алексей Душкин, и оба положили в грунтовку по монетке «на счастье».

На панно «Мир во всем мире» торцевой стены художник изобразил жену Душкина. На вопрос, почему она босая, отвечал: «Так писали мадонн». Но босой она была недолго, так как Хрущев возмутился: «Что у нас в стране людям обуви не хватает?». Пришлось нарисовать сандалии. А над ее головой когда-то был медальон с портретом Сталина, но после развенчания культа личности это место заняли голуби.

Белорусская: быт братских народов

Станция «Белорусская» рассказывает о культуре и народном хозяйстве одноименной советской республики. В центре потолка станционного зала расположены 12 панно в технике флорентийской мозаики. Все они рисуют яркую и радостную жизнь белорусского народа. Даже пол станции исполнен в виде национального белорусского орнамента.

Киевская: подарок от Хрущева

























«Киевская» стала последней станцией, замкнувшей Кольцевую линию в 1954 году, и первой для первого секретаря КПСС Никиты Хрущева. Он ассоциировал ее со своей любимой родиной, поэтому позволил украсить станцию с помпой (при этом одноименная станция Арбатско-Покровской линии с лубочными мозаиками ему не нравилась).

Главным мотивом декора «Киевской» кольцевой линии стало 300-летие объединения Украины с Россией: 18 мозаичных панно занимают всю центральную часть пилонов и рассказывают о дружбе народов.

После завершения станции Никита Сергеевич объявил борьбу с архитектурными излишествами и тем самым оставил «Киевскую» вне конкуренции - она надолго стала самой пышной в московском метрополитене.

Динамо: о, спорт, ты мир!

Декор станции «Динамо» посвящен массовому увлечению спортом, которое охватило СССР в 1930-1950-х годах. Скульптурные фризы и фарфоровые медальоны по эскизам Елены Янсон-Манизер изображают спортивные достижения и трудовые подвиги советских граждан. Позировали скульптору студенты института физической культуры им. П.Ф. Лесгафта и члены общества «Динамо». Зато теперь на барельефах можно найти знаменитых спортсменов - например, «бег на коньках» изображает чемпионка мира 1948 года Мария Исакова, а футбол - легендарный нападающий Григорий Федотов.


Станцию «Маяковская» открыли 11 сентября 1938 года. Ее купольные мраморные своды опоясаны широкими металлическими полосами. Как ни странно, этим авангардным решением станция обязана строительному конфузу.

Архитектор Сергей Кравец предложил заменить пилоны на стройные металлические опоры. Но когда главный зал был уже почти готов, оказалось, что проектировщики переоценили твердость грунтов, и свод покрыла паутина трещин. На помощь пришел Алексей Душкин. Он предложил понизить уровень центрального свода, а для опор использовать стальные профили, которые отливали для дирижаблей на заводе в поселке Дирижаблестрой (современный Долгопрудный).

Станцию украсили мозаичные панно по рисункам Александра Дейнеки «Сутки Страны Советов»: утро, день, ночь и снова утро. Утренние сюжеты должны были «приветствовать» пассажиров, но все панно (кроме одного) открыли лишь со строительством второго выхода в город. До этого два панно были скрыты в подсобных помещениях.

После открытия станция получила Гран-при на Всемирной промышленной выставке в Нью-Йорке. Правда, Душкина упрекали в том, что станция хоть и носит имя «Маяковская» никак с поэтом не связана. Тогда в метро появился бюст поэту, а новый вестибюль украсили мозаичные панно с видами неба и цитатами из стихотворений Маяковского.

Театральная: станция с кулисами

хотя станция «Театральная» сначала называлась «Площадь Свердлова», архитектор Иван Фомин и продолживший его работу Леонид Поляков посвятили ее театру.

Полуколонны из светлого мрамора, высеченные в пилонах, напоминают кулисы, а пространство между ними - занавес. В нижних кессонах главного свода должны были разместиться барельефы физкультурников, но архитектору удалось отстоять идею народного танца и игры на музыкальных инструментах.

Барельефы с танцующими представителями народов СССР отлили на Ленинградском фарфоровом заводе по эскизам Натальи Данько. Для этого разрабатывали особый способ формовки, так как никогда еще фарфоровые фигуры такого размера не создавали. Из 11 республик, входивших в СССР в 1938 году, в барельефах представлены только 7.


Новокузнецкая: мозаики из блокадного Ленинграда

Эту станцию открыли в войну. Наземный вестибюль поставили на месте храма Параскевы Пятницы. А смальтовые мозаики, которыми украсили станцию «Новокузнецкую», на самом деле готовили для «Павелецкой». Эскизы для панно выполнил Александр Дейнека, а набирали мозаики в блокадном Ленинграде в мастерской Владимира Фролова. Это была последняя работа мастера: он умер от истощения 3 февраля 1942 года.

Мозаики вывезли по Ладоге на одном из последних кораблей. В Москве Дейнека уже готовился установить мозаики, но их приказали убрать, так как они могли привлечь внимание немецких авианалетчиков своим золотым отражением. Панно законсервировали в ямах. Металлоконструкции для станции «Павелецкой» попали на оккупированную территорию, поэтому проект станции пришлось менять. Так мозаики оказались не при делах.

Архитектор «Новокузнецкой» Иван Таранов узнал об этом и решил установить панно на своей станции. Из-за небольшой длины центрального зала на своде удалось разместить 6 мозаик. Еще одну разместили в наземном вестибюле станции. Судьба остальных семи мозаик неизвестна.

А скамейки этой станции взяли со смотровой площадки разобранного ранее храма Христа Спасителя.

Площадь Революции: что потереть на удачу

Станция «Площадь Революции» открылась 13 марта 1938 года. Архитектору Душкину и скульптору Манизеру предстояло создать галерею образов «нового мира». По сути станция стала постаментом для бронзовых скульптур. Изваяния размером больше человеческого роста с ювелирной точностью поместили в углы пилонов. Позы получились несколько скованными. Начали говорить, что скульптуры представляют советский народ, который «или сидит, или стоит на коленях». Но приехавший на открытие Сталин воскликнул: «Как живые!», и спор был исчерпан.

Эта подземная скульптурная галерея быстро обросла традициями: студенты перед экзаменом натирают нос собаке пограничника, а страдающие от несчастной любви надеются излечиться, натирая ножку студентки. Ну а карандаш изобретателя и пистолет матроса с завидной регулярностью воруют.

Всего на станции 20 разных скульптур, но каждая из них повторяется 4 раза:

  • Рабочий-красногвардеец
  • Солдат
  • Крестьянин
  • Матрос-балтиец
  • Парашютистка (ДОСААФ)
  • Матрос-сигнальщик
  • Девушка-ворошиловский стрелок
  • Пограничник
  • Шахтер-проходчик
  • Молодой изобретатель
  • Птичница
  • Механизатор
  • Студентка
  • Студент
  • Метательница диска
  • Футболист
  • Пионерки с глобусом
  • Пионеры с моделью самолета

Известны имена моделей некоторых скульптур. Например, для фигуры матроса-сигнальщика позировал курсант военно-морского училища Олимпий Рудаков. А прототип балтийца Манизер нашел в Ленинградском высшем военно-морском училище имени М.В. Фрунзе. Это был Алексей Никитенко, будущий Герой Советского Союза.

Бауманская: консерваторская акустика

Декор этой станции предельно лаконичен - 8 тонированных под бронзу гипсовых скульптур по проекту В. Андреева. Сам скульптор успел изготовить лишь половину - «Метростроевку», «Красноармейца со знаменем», «Красноармейца в маскировочном халате» и «Летчика». Остальные («Командира», «Партизанку», «Рабочего» и «Конструктора») выполнила его вдова. Но уникальна станция не декором, а своей акустикой - ее центральный зал может сравниться с Московской .

Электрозаводская: в духе времени

Эта станцию планировали посвятить расположенному рядом Электрозаводу. Отголосок первоначального проекта - 6 медальонов с портретами основоположников электротехники в наземном вестибюле (М. Ломоносова, П. Яблочкова, А. Попова, М. Фарадея, В. Франклина, В. Джильберта). Но с началом войны работы по станции пришлось остановить. Возобновились они лишь в 1943 году, и не удивительно, что тема оформления сменилась. Так «Электрозаводская» превратилась в станцию, посвященную труженникам тыла.

Достоевская: трагедия в метро

Станцию «Достоевская» называют самой трагически оформленной. На ее колоннах изображены кровавые сцены из романов Ф.М. Достоевского: убийство старухи и самоубийство Свидригайлова из «Преступления и наказания», убийство Настасьи Филипповны из «Идиота», убийство Шатова и самоубийство Ставрогина из «Бесов».

Трубная: пропавшие кресты

Центральный зал станции «Трубная» оформлен лаконично: светлую мраморную облицовку стен и колонн оттеняют темно-зеленые вставки и панно и витражи работы Зураба Церетели. Они породили городскую байку. На всех витражах изображены церкви и соборы городов СНГ, но ни на одном из куполов изначально не было креста. Через некоторое время после открытия станции неизвестный приделал к витражам небольшие нательные распятия и крестики.

Сретенский бульвар: кольцо из стали

Оформление станции посвящено всему Бульварному кольцу. В нишах пилонов центрального зала находятся 24 панно работы И. Лубенникова. Каждое из них изображает виды Бульварного кольца в стальных силуэтах - людей, облаков, памятников. Например, Гоголевский бульвар можно рассмотреть в силуэте памятника Гоголю, а Чистопрудный - в силуэте памятника Грибоедову. Такая техника перенесения травленых изображений на стальные поверхности применялась впервые в мире.

Римская: подземный фонтан

Хотя в Риме нет станции «Московская», в Москве при участии итальянских художников Дж.П. Имбриги и А. Куатроччи появилась станция «Римская». В декоре они повторили главные символы Рима в миниатюре. Например, один из медальонов изображает Мадонну с младенцем, на другом Ромул и Рем «приглядывают» за Триумфальной аркой. А главная композиция «Фонтан» в холле в северном торце станции представляет собой разрушенную колонну, которую делят совсем маленькие основатели Рима. Позади них - единственный в мире фонтан в метро.


В 1935 г. архитектор С. Кравец в качестве эксперимента создал проект станции глубокого заложения. Эту станцию уже начали строить, но инженеры не учли сложные геологические условия: свод станции начал покрываться трещинами. Тогда созвали комиссию, в которую вошел архитектор А. Душкин. Существенно изменив проект, он и стал новым архитектором этой станции. Впервые в станции глубокого заложения бетон внутренних опор был заменен металлом - и тяжелые пилоны превратились в изящные колонны. При участии авиаконструктора А. Путилина на заводе «Дирижаблестрой» были изготовлены арочные металлические элементы сложного профиля, которые значительно усиливали конструкцию.

Открыта «Маяковская» 11 сентября 1938 г. в составе второй очереди Московского метрополитена. Это трехсводчатая станция с двумя рядами колонн. Каждый свод эллипсовидный в сечении - так же, как и арки. В своде центрального нефа - 34 овальные ниши, внутри которых находятся лампы освещения и мозаичные панно из смальты. Делались они по эскизам А. Дейнеки из цикла «Авиация». Колонны и арки покрыты нержавеющей сталью. В целом, станция, созданная в эпоху «сталинского ампира», воспринимается достаточно авангардной и может быть причислена к стилю ар-деко.

Одним из недостатков архитектурного оформления станции можно считать то, что мозаики расположены глубоко в нишах и заметны только тогда, когда стоишь под ними. Поэтому ниши в перспективе станции воспринимаются лишь как элементы освещения. Тем не менее, художественные и конструктивные достоинства «Маяковской» были оценены уже через год после постройки: в 1939 г. проект получает Гран-При на Всемирной выставке в Нью-Йорке. В годы войны станция служила бомбоубежищем, а 6 сентября 1941 г. здесь на заседании Московского съезда депутатов, которое транслировалось по радио, выступил Сталин.

Интересно, что изначально проект станции носил название «Триумфальная площадь», но в 1936 г. саму площадь переименовали в «Площадь Маяковского». Так и должна была называться эта станция, но в конечном итоге решили остановиться на более простом и кратком названии - «Маяковская».

Многие критики отмечали отсутствие темы поэта в мозаиках Дейнеки. Мозаичных панно, кстати, изначально было 35, но одно было утеряно из-за устройства в последующие годы гермозатвора. А бюст Владимира Маяковского работы скульптора А. Кибальникова появился в торце станции только после войны.

Станция имеет два наземных вестибюля. Один из них встроен в здание Концертного зала им. П.И. Чайковского и был открыт 11 сентября 1938 г. вместе со станцией. Второй вестибюль был открыт в 2005 г. Его авторами стали архитекторы Н. Шумаков и Г. Мун. Свод кассового зала украшен мозаиками художника И. Лубенкова на тему неба и строками из стихотворений Владимира Маяковского. Сюда же был перенесен и бюст поэта.

Со станцией связан один интересный факт: "Уважаемые пассажиры, будьте осторожны при выходе из последней двери последнего вагона". В Московском метрополитене это объявление звучит только в составах Замоскворецкой линии и только на станциях «Маяковская» и «Павелецкая». Дело в том, что длина платформы на этих станциях оказалась недостаточной для приёма восьмивагонных составов. В состав Замоскворецкой линии входят участки второй очереди строительства метро (1938 год), не приспособленных для восьмивагонных составов, которые появились в метро с ростом пассажиропотоков.

Когда составы на Замоскворецкой линии стали восьмивагонными, оказалось, что выход из последней двери последнего вагона на станциях «Маяковская» и «Павелецкая» не соответствует концу станции, а находится дальше. В этих местах удалось сделать только небольшое углубление в полметра шириной, фактически находящееся уже в тоннеле. Поэтому пассажирам, выходящим из последней двери последнего вагона на станциях «Павелецкая» и «Маяковская», следует быть особенно внимательными, чтобы не удариться при выходе о тюбинг тоннеля.