Танатос - бог смерти в мифологии. Миф о первобытной орде У последней черты

Клиническая психология . Словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 416 с. (Психологический лексикон . Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского).

Эрос , Эрот (от греч. Eros — любовь) — 1) бог любви, 2) олицетворение любви и сексуальности, 3) персонифицированное обозначение сексуального инстинкта (сексуального влечения), инстинкта жизни и самосохранения.

Наиболее мощное представление об Э. как персонификации жизненной силы и сексуальности, оказавшее влияние на всю последующую культурную традицию, создал Платон. В его философии тиран Э. возглавляет все человеческие желания и ведет их за собой как телохранителей. При этом, по Платону, воплощением Э. следует представлять не бога, а скорее некого демона, который, никогда не облекаясь в земное тело, служит как бы перевозчиком от богов к людям и обратно.

Начиная с 1920 (с работы "По ту сторону принципа удовольствия"), З. Фрейд часто использовал понятие Э. В окончательной редакции З. Фрейд представил Э. как один из двух активных основных инстинктов психической жизни человека, обозначающий "любовь в самом широком смысле слова". По З. Фрейду, энергетическим потенциалом Э. является либидо — энергия всех сексуальных влечений (и в силу этого сексуализированная энергия психики вообще). По З. Фрейду, тенденцию сексуального инстинкта (Эроса) определяет принцип удовольствия — главенствующий принцип психической жизни. З. Фрейд считал, что Эросу противостоит Танатос (инстинкт смерти, влечение к смерти, инстинкт и влечение к агрессии и деструкции) и что борьба этих сил является активным, фундаментальным и определяющим основанием жизни и психической деятельности человека. Для психоанализа характерно понимание Эроса и Танатоса (и их борьбы) как сил, изначально присутствующих в психической жизни и, как правило, проявляющихся в перемешанном виде в различных пропорциях. Согласно психоанализу, борьба Эроса и Танатоса идет с переменным успехом, но исход ее, предопределенныйприродой вещей, может быть только один — в конечном счете, побеждает Танатос.

Танатос , Фанатос, Танат, Фанат (от греч. thanatos — смерть) — 1) бог смерти, 2) олицетворение смерти, 3) персонифицированное обозначение инстинкта смерти, влечения к смерти, инстинкта и влечения агрессии и деструкции.

/…./

В трудах З. Фрейда понятие Т. не употреблялось, хотя, по свидетельству Э. Джонса, Фрейд неоднократно употреблял его устно для обозначения постулированного им инстинкта смерти (влечения к смерти, деструкции и агрессии), которому противостоит Эрос (инстинкт сексуальности, жизни и самосохранения). В психоанализеборьба Эроса и Танатоса трактуется как активное, фундаментальное и определяющее основание жизни и психической деятельности человека . По З. Фрейду, инстинкт смерти функционирует на основе энергии либидо. Его направленность вовне (на людей и различные предметы) выступает в форме агрессии или деструктивных действий (например, садизм, вандализм и т. д.), а направленность внутрь (на индивида, являющегося его носителем) выступает в формах мазохизма и др. перверсий, саморазрушения и самоубийства.

На мой взгляд лучшей иллюстрации, чем работы Paulo Nozolino не найти...потрясающий фотограф

Образ смерти на протяжении веков остается притягательным для культуры и искусства. Многие персонажи пришли из античности, и в их числе – древнегреческий бог Танатос, которого изображали в виде крылатого юноши в капюшоне, с погасшим факелом в руке. Он олицетворял угасание жизни.

Что такое танатос?

В общем смысле танатос – стремление к смерти на инстинктивном уровне и ее олицетворение. Термин произошел от имени античного божества, также известного как Фанатос, Танат и Фанат, чей культ на протяжении долгих веков существовал в Спарте. С древнегреческого языка его имя переводится как «смерть» (thanatos). Образ получил отражение не только в мифологии, но и в искусстве, психологии и в психоанализе. Понятие имеет несколько значений.

Танатос в философии

С точки зрения философии танатос – это влечение к саморазрушению, разложению и дезинтеграции. Вместе с Жизнью, Эросом, понятие является неотъемлемой частью бытия. Как бы человек не интерпретировал свою кончину и не представлял , он всегда задумывается лишь о том, как продлить жизнь и улучшить ее. Философские размышления на тему смерти длятся не один век. Она – постоянный объект человеческой мысли. Обостренное внимание к вопросу замечалось в нескольких временных эпохах:

  • в эпоху масонства;
  • во времена Федорова и Достоевского, когда велись спиритические дискуссии;
  • в Серебряном веке (эмигрантская публицистика).

В русской философии – данную проблему анализирует междисциплинарное движение танатология. С 1990-х годов в Санкт-Петербурге Ассоциацией танатологов издается альманах «Фигуры Танатоса». Проблематика издания следующая:

  • символы смерти;
  • образы в искусстве;
  • самоубийства;
  • материалы международных конференций и т.д.

Танатос в психологии

В ХХ веке философские идеи Шопенгауэра и биологическая теория Вейсмана позволила сформировать образ смерти и неких ее сил. Дать ответ на вопрос, что такое танатос в психологии, пытались видные психоаналитики: Э. Вейсс, П. Федерн, М. Клейн, и др. Представление о понятии и определение термина ввел австрийский психиатр Вильгейм Штекель. Борьба живого и смертного, агрессии и деструкции фундаментальна. Она является основой существования человека и его психической деятельности. Эти два противоборствующих явления дуальны и носят в психологии имена греческих богов.

Эрос и Танатос по Фрейду

Известный психоаналитик Зигмунд Фрейд противопоставлял два влечения, инстинкта – жизни и смерти. Волю к первой выражает Эрос – инстинкт самосохранения и сексуальности. Танатос по Фрейду так же силен и функционирует на основе энергии либидо. Он может быть двух видов:

  1. Направленным на людей и различные предметы, и тогда он имеет форму деструктивных действий, например, вандализм, садизм и пр.
  2. Направленным на себя самого. Такой инстинкт выражается в и попытках самоубийства.

В своей работе «Я и Оно» (1923 г.) Фрейд подчеркивал, что в психике происходит постоянная борьба между двумя влечениями. Танатос и Эрос противодействуют друг другу, а между этими двумя инстинктами находится «Я» человека. Эрос является нарушителем спокойствия и подчиняется принципу удовольствия. А «смертные» инстинкты стремятся к покою и влекут за собою индивида.


Танатос - мифология

В греческих мифах люди пытались дать ответ на волнующие вопросы, осмыслить бытие. Так «противник» Эроса являлся порождением тьмы. Богиня ночи, мать Танатоса, носила имя Нюкта («ночь») олицетворяла собой темноту, приходящую с заходом солнца. От бога вечного мрака, Эреба, Нюкта родила сыновей и дочерей. В их числе был и Бог Смерти. Он фигурировал в сказаниях о Геракле (под именем Танат) и Сизифе. О нем упоминается в «Теогонии» Гесиода, в «Илиаде» Гомера и других античных преданиях. Бог имел собственный храм в Спарте, а его лик было принято изображать на могильных урнах.

Кто такой Танатос?

В древнегреческом искусстве бог Танатос представал в разных образах, но все они привлекательны, учитывая, что персонаж олицетворяет. Как правило, его изображают как:

  • юношу с крыльями за спиной;
  • в черном одеянии;
  • держит в руках потухший факел и меч.

Место его обитания – Тартар и юноша находится рядом с троном Аида. Людям вестник конца является в тот самый момент, когда заканчивается срок жизни, отмеренный богинями судьбы. Посланник Аида отрезает клок волос с головы «обреченного» и относит его душу в царство мертвых. Древние греки верили, что иногда Танат дает второй шанс на жизнь.

Танатос и Гипнос

По преданиям Танатос, бог смерти, имел брата-близнеца Гипноса, и образы их неотделимы. На некоторых предметах декоративно-прикладного искусства их можно видеть как белого и черного мальчиков. По преданиям Гипнос всегда сопровождал Смерть и нес на своих крыльях сон. Спокойный, благосклонный ко всем, брат Танатоса разительно отличался от него по нраву. Если Смерть ненавидели и люди, и боги, к Гипносу относились с радушием. Особенно его любили музы. Сыновья Нюкты и Эреба несли для человека разные ценности, но значимость каждого нельзя умалять.

Зигмунд Фрейд однажды сказал: «Целью всякой жизни является смерть». Согласно суждениями великого психоаналитика влечение к гибели и разрушениям – это нормальное явление. Иначе как объясняются регулярные военные конфликты? Благодаря Эросу – инстинкту жизни, развивается культура и общий уровень жизни. Люди взаимодействуют между собой, объединяются в группы: семью, общину, государство. Но склонность к агрессии, жестокости и разрушению рано или поздно дает о себе знать. Тогда включается другой инстинкт, Танатос. Со смертью шутить нельзя, но и забывать о ней не стоит.

(Фанатос, Танат, Фанат; от греч. thanatos - смерть) - 1) бог смерти; 2) олицетворение смерти; 3) персонифицированное обозначение инстинкта смерти, влечения к смерти, инстинкта и влечения к агрессии и деструкции. Как общее символическое обозначение смерти Танатос получил разнообразные отражения в мифологии, искусстве и психологии (главным образом в психоанализе).

Влечение к смерти (инстинкт смерти) - понятие психоанализа, предложенное З.Фрейдом для обозначения наличия в живом организме стремления к восстановлению первичного (неживого, неорганического) состояния. Противопоставляется влечению к жизни. В некоторых случаях отождествляется с агрессивным влечением, или же энергией мортидо.

Мортидо - термин, используемый в психоанализе. Введён в 1936 году Паулем Федерном, одним из учеников Зигмунда Фрейда. Термин относится к энергии изъятия, дезинтеграции (распада) и противостояния жизни и развития. В дальнейшем исследованием данной темы занимался другой ученик Фрейда - Эрик Берн. Определенной деталировкой идеи мортидо выступает разграничение влечения к смерти как желания, ориентированного на самоуничтожение (мортидо), и гипотетического деструктивного инстинкта агрессии, ориентированного на убийство других (деструдо). В этом контексте многие люди смешивают понятие мортидо с деструдо или с танатосом, являющимся более широким понятием, включающим в себя и мортидо, и деструдо.

Активизация мортидо - это угнетение метаболизма, гормональной эмиссии и иммунной активности, приводящее к постоянному депрессивному психическому статусу вследствие эндорфин - энкефалинового дисбаланса нейрохимии мозга. Предполагается, что активизация мортидо происходит вследствие неудовлетворения базовых биологических потребностей (репродукции, программах социального, имущественного самоутверждения, повышение иерархического статуса), первоначально эта программа подает сигнал - вместо эмиссии эндорфинов - внутренних наркотиков, (морфиномиметическими пептидами, которые дают ощущение счастья, жизнерадостности, эйфории, уверенности в своих силах) происходит выброска энкефалинов, которые действуют на психический континуум прямо противоположным образом - приводят к депрессивному состоянию, ощущению тоски, страха и нежелания жить.

Олицетворение смерти, персонифицированное обозначение инстинкта смерти, влечения к смерти, инстинкта и влечения агрессии и деструкции. Как общее эмблематическое обозначение смерти Танатос получил разнообразные отражения в мифологии, искусстве и психологии (главным образом в психоанализе). В психологии 20 века формирование представлений о существовании сил смерти осуществлялось под влиянием соответствующих философских (Шопенгауэр и др.) и биологических (А. Вейсман и др.) идей. Наиболее систематически идеи о существовании инстинкта смерти и влечения к смерти, инстинкта и влечения деструкции и агрессии развивались группой видных психоаналитиков (Э. Вейсс, М. Клейн, П. Федерн, Фрейд, Шпильрейн, В. Штекель, А. Штерке и мн. др.). В психоанализ представление о Танатосе и само понятие ввел австрийский психоаналитик В. Штекель. Закрепление и распространение понятия Танатос и придание ему категориального статуса в значительной мере было связано с работами австрийского психоаналитика II. Фе-дерна. В трудах Фрейда понятие Танатос не употреблялось, хотя, по свидетельству Э. Джонса, Фрейд неоднократно употреблял его устно для обозначения постулированного им инстинкта смерти (влечения к смерти, деструкции и агрессии), которому противостоит Эрос (инстинкт сексуальности, жизни и самосохранения). В психоанализе борьба Эроса и Танатоса трактуется как активное, фундаментальное и определяющее основание жизни и психической деятельности человека. По Фрейду, инстинкт смерти функционирует на основе энергии либидо. Его направленность вовне (на людей и различные предметы) выступает в форме агрессии или деструктивных действий (например, садизм, вандализм и т.д.), а направленность внутрь (на индивида, являющегося его носителем) выступает в формах мазохизма и др. перверсий, саморазрушения и самоубийства. Понятие Танатос ныне активно и весьма часто употребляется не только в психоанализе и психологии, но и за их пределами. Хотя проблема существования инстинкта (влечения) смерти (к смерти) и комплекса сопряженных с ней вопросов является предметом научных дискуссий.

Та́натос, Та́нат, Фа́нат (др.-греч. Θάνᾰτος, «смерть») - в греческой мифологии олицетворение смерти, сын Никты-ночи, брат-близнец бога сна Гипноса, который всегда сопутствует Танатосу. Живет на краю света. Упоминается в «Илиаде» (XVI 454). Танатос обладает железным сердцем и ненавистен богам. Культ Танатоса существовал в Спарте. Танатос считается единственным из древнегреческих богов, не любящим даров.
Танатоса обычно представляли крылатым юношей с погашенным факелом в руке.

Использованы материалы из:

Страница 2

По Фрейду, Танатос есть влечение к смерти. Энергия Танатоса направлена на разрушение и прекращение жизни. Все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с Эросом и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду острого конфликта между сохранением жизни и ее разрушением, другие механизмы служат цели направлять энергию Танатоса вовне, в направлении от Я. Таким образом, Танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводиться наружу и направляется на других.

Получается, что агрессивное поведение – не только врожденное, берущее начало из «встроенного» в человека инстинкта смерти, но так же и неизбежное, поскольку, если энергия Танатоса не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого индивида. Но существует вероятность, что внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и таким образом уменьшить вероятность более опасных действий. Вывод заключается в следующем: агрессивность как неотъемлемая характеристика человека требует усмирения.

Для А. Адлера агрессивность является неотъемлемым качеством сознания, организующим его деятельность. Универсальным свойством живой материи Адлер считает соревновательность, борьбу за первенство, стремление к превосходству. Однако эти базовые влечения становятся аутентичными только в контексте правильно понятого социального интереса. Агрессивное сознание порождает различные формы агрессивного поведения – от открытого до символичного. Агрессивность, вплетаясь в контекст культуры, приобретает символические формы, связанные с причинением боли и унижением. Всякая ответная реакция является естественной сознательной или бессознательной реакцией человека на принуждение, вытекающей из желания индивида ощущать себя субъектом, а не объектом.

В русле психоаналитического подхода причиной возникновения агрессивного поведения занимался и Д.Доллард. он разработал фрустрационно-агрессивную теорию. Эта теория возникла в противовес концепциям инстинкта: здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Агрессия – это не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию – попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия. Агрессия всегда есть следствие фрустрации, а фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Агрессия рассматривается как попытка навредить другому своим действием. При чем степень фрустрации зависит от силы мотивации к выполнению желаемого действия, значительности препятствия и количества целенаправленных действия.

Помимо основных понятий агрессии и фрустрации, рассматриваемых неразрывно, теория оперирует также ключевыми понятиями торможения и замещения. Торможение – это тенденция ограничить или свернуть действия из-за ожидаемых отрицательных последствий. Торможение любого акта агрессии прямопропорционально силе ожидаемого наказания. Кроме того, торможение прямых актов агрессии почти всегда является дополнительной фрустрацией, которая вызывает агрессию против человека, воспринимаемого как виновник этого торможения.

Замещение – это стремление участвовать в агрессивных действиях, направленных против какого-либо другого лица, а не истинного источника фрустрации.


Развитие советской психотехники
Одним из направлений прикладной психологии, переживавшим в 20-30-е годы в СССР бурное развитие, была психотехника. Авторитет и влияние ее в этот период были столь велики, что есть все основания определить ее не как обычную научно-прикладн...

Эффект возвращения к прочитанному тексту.
Существует два вида чтения: интенсивное чтение литературного произведения, когда книга много раз берется с полки и перечитывается, и экстенсивное чтение, которое означает не качественное, а количественное (в противоположность интенсивному...

Результаты исследования по методике "Изучение высших чувств"
Целью данной методики было изучение особенностей высших чувств школьников. После обработки результатов у нормальных детей получилось следующее: описывая картину Н.Я. Яблонской “Утро”, ребята не просто описали все увиденное, а продемонстри...