Учение платона об эйдосе как пределе становления вещи. Философия Платона


Эйдос
(греч. eidos - вид, образ, образец) - термин античной философии, фиксирующий способ организации объекта , а также категориальная структура средневековой и современной философии, интерпретирующая исходную семантику данного понятия, соответственно, в традиционном и нетрадиционном контекстах.
В древнегреческой философии понятие эйдос использовалось для обозначения внешней структуры: вид как наружность (милетская школа, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, атомисты). Соотношение эйдоса с субстратным архэ выступает фундаментальной семантической оппозицией античной философии, и обретение вещью эйдоса фактически мыслится как его оформленность, что задает тесную семантическую связанность понятия эйдос с понятием формы (гилеморфизм).
Принципиальная изначальная оформленность структурных единиц мироздания фиксируется у Демокрита посредством обозначения атома термином "эйдос". Эйдотическое оформление вещи мыслится в досократической натурфилософии как результат воздействия на пассивное субстанциальное начало начала активного, воплощающего закономерность мира и связанного с ментальностью и целеполаганием как несением в себе образа (эйдоса) будущей вещи (логос, Нус и т.п.). В древнегреческой философии, языке и культуре в целом, в этой связи, понятие Э. оказывается фактически эквивалентным с точки зрения семантики понятию идеи (греч. idea - вид, образ, наружность, род, способ). И если феномен "субстрата" сопрягается в античной культуре с материальным (соответственно - материнским) началом, то источник "эйдос" - с отцовским, мужским (идеализм). Если в рамках досократической философии под эйдосом понималась внешняя структура объекта, то у Платона содержание понятия "эйдос" существенно трансформируется: прежде всего, эйдос понимается не как внешняя, но как внутренняя форма , т.е. имманентный способ бытия объекта. Кроме того, эйдос обретает в философии Платона онтологически самостоятельный статус: трансцендентный мир идей или - синонимично - мир эйдоса как совокупность абсолютных и совершенных образцов возможных вещей . Совершенство эйдоса (= идеи) обозначается у Платона через семантическую фигуру неподвижности его сущности (oysia), изначально равной самой себе (ср. с "Бытием" у элеатов, чья самодостаточность фиксировалась как неподвижность). Способом бытия эйдоса, однако, является его воплощаемость и воплощенность во множественных предметах, структурированных в соответствии с его гештальтом (эйдос как образец ) и потому несущих в своей структуре и форме (эйдос как вид ) его образ (эйдос как образ ). В этом контексте взаимодействие между объектом и субъектом в процессе познания интерпретируется Платоном как общение (koinonia) между эйдосом объекта и душой субъекта , результатом чего является отпечаток эйдоса к душе человека, т.е. ноэма (noema) как осознанный эйдос , - субъективный эйдос объективного эйдоса . (Парменид).

В философии Аристотеля эйдос мыслится как имманентный материальному субстрату объекта и неотделимый от последнего (в 19 в. этот акцент установки Аристотеля получил название гилеморфизма). Любые трансформации объекта трактуются Аристотелем как переход от лишенности того или иного эйдоса (акциденциальное небытие) к его обретению (акциденциальное становление). В систематике Аристотеля (в сфере логики и биологии) термин "эйдос" употребляется также в значении "вид" как классификационная единица ("вид" как множество объектов определенного "вида" как способа организации) - в соотношении с "родом" (genos). В аналогичном значении термин "эйдос" употребляется также в традиции античной истории (Геродот, Фукидид).

Стоицизм сближает понятие "эйдос" с понятие логоса, акцентируя в нем креативное, организующее начало ("сперматический логос"). В рамках неоплатонизма "эйдос" в исходном платоновском смысле атрибутируется Единому в качестве его "мыслей" (Альбин), Нусу как Демиургу (Плотин), а многочисленные эйдосы в аристотелевском смысле (как имманентные гештальты объектной организации) - продуктам эманации .

Семантика эйдоса как архетипической основы вещей актуализируется в средневековой философии:
archetipium как прообраз вещей в мышлении Божьем в ортодоксальной схоластике ;
Иоанн Дунс Скот о haecceitos (этовости) как предшествующей вещи ее самости, актуализирующейся в свободном креационном волеизъявлении Божьем и в неортодоксальных направлениях схоластической мысли: концепция species (образ - лат. эквивалент эйдоса) в позднем скотизме;
презумпция visiones (мысленных образов у Николая Кузанского) и др.

В позднеклассической и неклассической философии понятие "эйдос" обретает второе дыхание: спекулятивные формы разворачивания содержания Абсолютной идеи до объективации ее в инобытии природы у Гегеля; учение Шопенгауэра о "мире разумных идей"; эйдология Гуссерля (в феноменологии Гуссерля равнозначно сущности ), где species мыслится в качестве интеллектуальной, но при этом конкретно данной абстракции как предмета "интеллектуальной интуиции"; концепция "идей" Э.И. Гайзера в неотомизме и др.

В современной постмодернистской философии с ее парадигмальными установками "постметафизического мышления" и "постмодернистской чувствительности" (Постметафизическое мышление, Постмодернистская чувствительность, Постмодернизм) понятие "эйдос" оказывается в ряду тех, которые очевидно связаны с традицией метафизики и логоцентризма (логоцентризм) и потому подвергаются радикальной критике. Особенно сокрушительной эта критика оказывается в контексте постмодернистской концепции симулякра (Симулякр, Симуляция) и конституируемой постмодернизмом "метафизики отсутствия": так, Деррида непосредственно связывает традиционалистскую презумпцию "наличия вещи" со "взглядом на нее как на eidos".

Эйдетические науки - науки о сущности в противоположность наукам о внешних фактах .
К феноменологическому методу относится эйдетическая редукция (заключение в скобки) «мирового существования», т.е. того индивидуального существования созерцаемого предмета, которое определяется его местом в цепи природных явлений. Путем эйдетической редукции из поля зрения исключаются все относящиеся к предмету научные и ненаучные данные опыта , суждения , положения, оценки, так что сущность предмета становится свободной и познаваемой .

Эйдетика (от греч. eidetike (episteme) - наука о виденном ) - 1) в психологии разработанное Йеншем учение о совершенно определенной (стоящей в связи с определенными типами конституции ) духовной предрасположенности, названной им эйдетической, которая наблюдается гл. о. у детей и подростков;
2) то же, что и учение о сущности.

В современной психологии термином "эйдетизм" обозначается характеристика феномена памяти , связанного с предельно яркой наглядностью фиксируемого предмета, в рамках которой представление практически не уступает непосредственному восприятию по критериям содержательной детальности и эмоционально-чувственной насыщенности.

Эйдетический образ (от греч. eidos - образ) - необыкновенно яркий

Платон является основателем объективного идеализма в философии и европейского стиля мышления в целом. Главным достижением Платоновской философии считается учение об эйдосах, идеях. Это учение содержит в себе следующие основные положения:

1. Чувственный мир вещей не может быть подлинным бытием (реальностью), потому что он постоянно становится (изменяется) и никогда не есть то, что он был мгновение назад. А если он всегда не то, что он был ранее, и каждое мгновение он уже становится не тем, что он есть сейчас, то он и не то, и не это и не другое, и вообще не имеет никакого определения, потому что никогда не может быть равным (тождественным) самому себе. Подлинным бытием может быть только нечто неизменное, и равное (тождественное) себе, о котором всегда с определенностью можно сказать, что оно есть то, что оно есть сейчас, было всегда и будет всегда.

2. Мир чувственно воспринимаемых вещей не есть подлинная реальность также и потому, что любая вещь находится в физическом пространстве, состоит из частей, может на них разлагаться, и поэтому обречена на изменение и гибель. А то, что рано или поздно погибнет, того уже нет сейчас по смыслу всего этого, и, следовательно, несмотря на то, что оно физически есть, оно не подлинно, поскольку по окончательному факту его уже нет.

3. Мир чувственно воспринимаемых вещей не может быть подлинной реальностью также потому, что он множественен, а подлинная реальность может быть только единичной, так как только единичное не изменяется и, как неизменное, поэтому, всегда тождественно себе самому и вечно.

4. В мире чувственных вещей, таким образом, нет ничего от подлинной реальности, но поскольку этот мир подлинно существует, то он берет эту подлинность, насыщается этой подлинностью откуда-то извне себя, от какой-то истинной реальности, вечной, неизменной и единичной.

5. Таким образом, есть некая подлинная реальность, которая является определяющим началом по отношению к вещественному миру и наделяет его подлинностью из себя, то есть, делает мир реальностью. Но эта подлинная реальность не есть сам этот мир, или нечто, сходное по характеристикам с этим миром. Ибо, чтобы являться подлинным, она должна быть явлением нематериальным, бестелесным, находиться вне физического пространства, не разлагаться на части, не распадаться, и, таким образом, быть бессмертной и неуничтожимой, что только и есть подлинность.

6. Нематериальное подлинное бытие, которое является источником реальности материальных вещей, должно быть, как сказано выше, единичным, но мир вещей и явлений множественен. Само собой разумеется, что нечто единичное может определять наличие только единичного. И как же тогда единичное подлинное бытие определяет наличие множества вещей и явлений в этом мире?

Вследствие возникновения этого вопроса, следует предположить, что единичность подлинной реальности является составной, собранной из множества единичных, неизменных и подлинно реальных бестелесных образований, каждое из которых самостоятельно определяет наличие в предметном мире соответствующих себе вещей или явлений.

7. Следовательно, каждому классу (группе) чувственных предметов и явлений этого не истинного мира, в мире истинном, в мире идеальном соответствует некоторый «эталон», «вид» или «идея» .

Таким образом, подлинный, истинно-реальный нематериальный мир состоит из бестелесных, неизменных и вечных образований, эйдосов, идей, через которые материя получает своё бытие, свою форму и своё качество.

8. Таким образом, материя существует оттого, что подражает миру идей и приобщается к нему. Сама же материя без идей не имеет ни формы, ни качества.

Поэтому чувственно воспринимаемые вещи обязаны своим существованием только приобщением к идеям. Но в этом приобщении вещи не могут брать от идей всё их совершенство, поскольку являясь миром вещей, они не истинны, а поэтому они – бледные, несовершенные копии этих идей.

9. Мир идей организован иерархично и таким образом, что на вершине его иерархии находится самая главная идея Блага. «Место над небесами» где находится подлинная нематериальная реальность, мир идей, называется Гиперуранией.

10. Бессмертная душа человека часто улетает в мир идей, запоминает там всё, что увидит, а затем вселяется обратно в человека, которому, если он ищет истинного знания, остается только вспомнить, что душа там видела.

Отношение между миром идей и миром вещей хорошо проясняется у Платона образом пещеры. Философ сравнивает людей, верящих в реальность и подлинность чувственной картины материального мира, с узниками подземелья. С малых лет у них на ногах и на шее оковы, по этой причине они не могут обернуться ко входу, и взоры их обращены вглубь пещеры. За спиной у этих людей сияющее солнце, лучи которого проникают в подземелье через широкий просвет во всю его длину и освещают стену, в которую как раз и упираются взоры узников. Между источником света и узниками проходит дорога, по которой за ширмой двигаются люди, держа над ширмой различную утварь, статуэтки и другие предметы. Узники пещеры не в состоянии видеть ничего, кроме теней, отбрасываемых «дорогой жизни» на стену их мрачного обиталища. Однако они полагают, что эти тени – это единственная подлинная реальность, что, кроме их пещеры, слабого света и бледных теней в ней, ничего больше в мире нет. Они не верят тому из них, кто, сумев вырваться из подземелья, и увидев реальные вещи, возвращается к ним и говорит им о мире за пределами пещеры. Так и все люди – они живут среди теней, в призрачном, нереальном мире. Но есть другой – истинный мир, и люди могут увидеть его очами разума. Человек, вырвавшийся из пещеры и рассказывающий людям об истинном мире – это и есть философ. Нести людям весть о подлинном мире есть истинное предназначение философии.

IV век – расцвет греческой философии.
Его тексты дошли до нас почти полностью, правда есть сомнения в подлинности некоторых.
Все свои сочинения Платон написал в форме диалогов.
Форма диалогов избрана на основе метода Сократа: рассуждение, противоречие, продолжение споров и установление истины.
Академия Платона (с 386 до н.э. до 529 н.э.) – 915 лет. Академия находилась в роще посвященной герою Академа. Академия – общество художников или ученых.

Для Сократа основой является фиксирование понятий.
Сократовский путь не очень эффективен, определения понятий зыбкие. Один и тот же термин в разных контекстах различен. Различаем понятия, но рационального определения понятия дать не можем.
Платон делает вывод, что Сократ и прав и не прав. Не понятия являются основными единицами мышления.
Приходит слово “идея”. Основными элементами бытия и мышления являются идеи или эйдосы.
ИДЕЯ = ЭЙДОС (образ) = бытие-в-себе.

Идеи отличаются от понятий: понятия носят абстрактный характер (мы их определяем), идеи же являются самой действительностью.
Учение Платона – система объективного идеализма. Объективный идеализм утверждает, что дух, мышление, идеи существуют объективно, независимо от сознания и первично по отношению к природе. Идеи существуют сами по себе.
Объективный идеализм говорит о некоем объективном мире идей или эйдосов.
Идеи более подлинны, чем вещи, которые мы воспринимаем своими чувствами.

Например, обсуждаем, что такое КРАСОТА.
Наблюдаем осеннее солнечное утро –> все соглашаются, что очень красиво –> встречают лошадь –> вот красивая лошадь –> встречают женщину, она красива –> на кухне красивый цветочный горшок => 4 предмета назвали красивыми, объединили “понятием” красоты.
Есть прекрасное само по себе – идея.

Красота не есть вещь. Это нечто, что мы видим в вещах, то, что присуще им. Но лошадь и женщина не похожи. Это объединение возможно, т.к. за понятием красоты, которое существует в реальности, в действительности стоит идея красоты.
Красота существует не только как физическое явление, но и как идея.
Идея (идеал) красоты содержится в нашем мышлении. Сравниваем идею с реальными вещами.
=> Значит, существует два мира: мир вещей (материальный, путь физиса, путь Фалеса) и мир идей (тот мир, который подозревал Парменид, о котором подразумевал Сократ).

Основные элементы мышления – идеи. Мы правильно мыслим, если наше мышление соприкасается с миром идей.
Демокрит словом “эйдос” назвал свои атомы. Эйдос – мельчайшая неделимая частица, из этих частиц состоит все.
Основное свойство эйдосов в том, что они чувственно не воспринимаемы, но у Демокрита эти частицы все-таки материальны.
Идея или эйдос – природа чувственной невосприимчивости – нематериальность. У Платона – это особая действительность.

Основные свойства эйдосов (идей)

1.Идея – подлинное бытие вещи.
Определения идеи:
Идея есть сущность вещи, которую мы познаем мышлением.
Идея есть то, что делает вещь тем, что она есть.

2.Идея – это эталон (образец) для вещи.
Любая вещь выражает собой идею, но выражает частично, неполно. Вещи являются несовершенными копиями вещей.

3.Идеи вечны и неизменны. Существуют сами по себе.
Если бы они менялись каждый день, то существование мира вряд ли возможно.

Бытие материальное и идеальное. Идеальное бытие противостоит идеальному бытию.
Материальный мир – неподлинное бытие.

Притча о пещере.
Седьмая книга диалога «Государство», притча о пещере:
Ситуация: пещера, в ней находятся люди, но они прикованы к стене спиной к огню. Это их жизнь. За их спинами другие люди проходят, проносят предметы, но прикованные люди видят лишь тени перед собой. Вход в пещеру: светлый день, сияет солнце.
Рассмотрим следующую ситуацию. Значительную часть жизни ты провел прикованным. О причине теней ты только мог догадываться. Потом тебя освобождают. Видишь то, что сзади. Ты осознаешь, то были тени, а на самом деле все по-другому.
Огонь слепит: ты зажмурился и тебе сложно освоится, ты привыкаешь.
Идешь дальше к выходу. Там яркий свет – тебя слепит. Адаптируешься => твой мир – убогая пещера, а вокруг него – богатый мир.

Толкование мифа.
Цепи – это чувственное познание. Ограниченность чувственного познания, познание мира материальных объектов не дает истины. Тени предметов – это материальный мир.
Необходимость получения образования. Мы можем ослепнуть от созерцания идей, т.е. стать догматиком или вообще отрицать идеи, т.е. стать слепым.
Всё нужно видеть в свете истины, а не мнения авторитета или своего личного.

Путь философа – выход из пещеры.
Образование – это переустройство души (современным языком: нашего сознания), а не просто наполнение души знаниями о материальном мире.
Истина – есть соответствие нашего знания действительности.

Бытие открывается нам только в свете идей. (Платон: познание – есть узнавание, узнавание с помощью идей.)
Душа бессмертна, идеи нам врождены.
Знание – это припоминание виденного в потусторонней жизни, когда душа до обретения тела пребывала в мире идей.
Пример математика. Аксиоматические положения математики.

Структура бытия:
материальный мир –> мир идей (подлинное бытие – идеи добра, справедливости, счастья и т.д.) –> идея Блага
Благо – это идея Бога, абсолютная гармония.
Мир рассматривается как восхождение от мене общего к более общему и, наконец, к самому общему и в своем роде единственному.
Телеология – учение о целесообразности. Человеческая жизнь и явления природы подчинены целям и есть реализация к-л цели или идеи. Природа в особенности, потому что она наилучшим образом устроена. У Платона цели – это этические ценности. Этический телеологизм.
Метемпсихоз – учение о переселении душ пифагорейства.

Доказательства бессмертия души:
1.Всё живое возникает из неживого и неживое из живого. Поэтому, души умерев, рождаются вновь.
2.Душа познает идеи. След., душа причастна идеям. Она им в чем-то подобна. Идеи вечны, след., душа вечна.
3.Знание – это припоминание виденного в потусторонней жизни. Анамнезис – припоминание. Идеи априорны (до опыта). След., душа вечна, т.к. она пребывала в царстве мертвых, созерцая идеи.
4.Жизнь – это, то что создала идея. Смерти нет т.к. это возврат назад, на низший уровень. Смерть человека не превращает идею жизни в идею смерти. Идеи в друг друга не превращаются. Идея жизни продолжает существовать. След., душа бессмертна, т.к. она выражает идею жизни.

Концепция государства.
По Платону государством должны управлять мудрецы (власть аристократии). Государство по Платону основывается на ненасилии.
Платон создал теорию справедливого государства. Среди обучающихся был царь Дионисий. Он предложил Платону построить справедливое государство на острове. Дионисий увидел, что то, что восторгало его в теории, на практике не так уж привлекательно (власть мудрых людей и т.п.).
Дионисий хитростью продал Платона в рабство. Но ученик Платона, случайно, выкупил.
Позже Дионисий II – сын, предложил Платону то же самое. => Платон согласился, но опять пострадал. => Позже он отшатнулся в сторону насилия.

Философия Аристотеля (384-322).
Родился в семье врача македонского царя.
В 18 лет Аристотель остался без родителей, переехал в Афины и поступил в школу Платона. 343 году до н.э. был призван обратно ко двору Филиппа II в Македонию. Ему было предложено стать учителем молодого Александра Македонского.
Противоречивые сведения о его влиянии на Александра. Александр распространял греческую культуру.

Общий характер сочинений Аристотеля:
1.Аристотель попытался проанализировать и обобщить все идеи существовавших до него теорий.
2.Аристотель не вдохновленный пророк, а систематизатор (скучноватый). Похож на стиль научной литературы. Субъективное, личное выносится за скобки, стремится к объективности.
3.Аристотель – великий называтель. Очень много новых слов, непонятных терминов. Пытается каждому явлению дать конкретное имя, чтобы избежать двусмысленности.
4.Общая эволюция, общая тенденция: вначале – продолжатель Платона, чем дальше, тем критичнее. «Платон мне друг, но истина дороже».

Разделы учения:
1.Метафизика (первая философия)
2.Физика («Физика», «О небе», …)
3.Этика (не столько о нравственности, сколько о человека в целом)
4.Политика (об обществе и государстве)
5.Логика и риторика.

Аристотель критикует теорию идей Платона (первая глава в “метафизике”). Объяснения Платона не состоятельны, так как он вместо того, чтобы объяснять один мир (тот, в котором мы живем) придумывает другой мир (т.н. удвоение миров).
Необходимо объяснить порядок, структуру мира идей (мир идей объясняет порядок мира вещей, для объяснения мира идей нужен третий мир и так далее).
Аристотель: “Мир един и поэтому идеи (эйдосы) не существуют отдельно от вещей, отдельно от материи. Идея – в вещи”.

Концепция Аристотеля.
Бытие складывается из двух частей: формы и материи.
Материя и форма всегда едины: нет материи самой по себе, мы всегда видим материю в какой-то форме.
Материя, предоставленная самой себе – это хаос.
Форма есть активное начало.

Чувственное познание ощущает, познает форму. И, след., нет ничего в разуме, чего бы ни было в чувственном восприятии.
Что есть подлинная действительность – форма или материя?
Ответ: Форма.
У материи только возможность, возможность стать вещью, предметом. Но только форма сообщает вещи ее действительность. Если нет формы, то не существует. Форма и материя едины – это единства предмета и идеи.

Форма – активное начало, материя – пассивное. Форма первоначальна по отношению к материи. Форма – действительность, а материя – возможность.

Как взаимосвязаны форма и материя?
Главная проблема в движении и в причине.
Всё начинается с движения. Движение есть переход возможности в действительность.
Если какой-то предмет, тело движется, то в чем причина его движения?
Причиной движение тела является действие на него другого тела. Но на первое тело действует второе, на второе – действует третье и так далее. А где же главная причина?
Есть только один выход: конечный источник движения должен быть абсолютно неподвижен. Это перводвигатель. Только так можно объяснить движение. Движение перводвигателю присуще имманентно и не сообщается ему извне. Имманентное – внутренне присущее предмету свойство, внутренняя сущность.

Но благодаря чему нечто становится тем, чем оно есть? Как реализуется идея? Благодаря движению, материи, форме и цели (идеи).
Оно становится благодаря четырем причин: материальной, формальной, движущей (деятельная) и целевой. Целевая объясняет цель и смысл движения.
Движение->Материя->Форма->Цель->И опять движение.= Перводвигатель.
И всё это есть перводвигатель.
Это переход возможности в действительность, переход материи в форму. Телеология – учение о целесообразности. Только у Аристотеля цели внутренне присущи природе, которая живет по свои собственным законам. А у Платона телеология – это цели присущие идеям и реализующим этические ценности (Благо).

По Платону красивой вещи предшествует Идея Красоты.
По Аристотелю действительность предшествует возможности.

Мировоззрение Аристотеля телеологично. Телеология философское учение, приписывающее явлениям природы цели, которые устанавливаются Богом или внутренними причинами природы (как у Аристотеля).
Силлогизм – открытие Аристотеля. Силлогизм – это умозаключение, в котором из двух посылок (высказываний) следует заключение (новое высказывание) той же логической структуры.
Сочетание посылок внутри каждой фигуры – модусы.

А=В
В=С
------ (Следовательно)
А=С

Средний термин. Как появляется общее? Общее появляется в результате размышления по индуктивному умозаключению. Наука о мышлении – аналитика.
Индукция объясняет восхождение от частного к общему. Дедукция – от общего к частному.
Если у Платона познание – это припоминание виденного в потусторонней жизни.
То Аристотель считает, что мысль – это есть движение от одного утверждения к другому. Мысль не есть идея в Пплатоновском смысле как припоминание виденного в потусторонней жизни. Переход от одного умозаключения (силлогизм) к другому.
В концепции государства – демократия наихудшая форма, а идеальная форма полития – республика.

Учение об идеях (эйдосах). Платон, как основатель идеализма

Платон полагал, что главные причины того, что происходит в социальном мире, находятся за его пределами. Эти причины, или сущности, имеют метафизическую природу и являются чистыми формами, по образцу которых скроено все, что окружает человека. Платон назвал их идеями (эйдосами). Мир идей в содержательном отношении бесконечно богаче социального мира. Последний является всего лишь его бледным подобием, далеким от совершенства и напоминающим плохую копию с шедевра гениального художника.

Сущность объективного идеализма

Учение Платона - идеализм, согласно его утверждениям, реально существует, не чувственный предмет, а лишь его умопостигаемая, бестелесная, не воспринимаемая чувствами сущность. В то же время это учение - объективный идеализм, т. к., по Платону, «идея» существует сама по себе, существует как общее для всех предметов. У Платона слово «идея» применяется для обозначения сущности предмета, равно как и для обозначения «формы», «фигуры», «облика», «вида». У него «идея» (или «вид») есть форма, постигаемая не чувствами, а умом - «…неизменные сущности можно постигнуть только лишь с помощью размышления - они безвидны и незримы». Одно из важных положений платоновской онтологии состоит в разделении действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. «Идеи пребывают в природе как бы в виде образцов, прочие же вещи сходны с ними». Материальный мир, который нас окружает, и который мы познаем посредством чувств, является лишь «тенью» и произведен от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи же являются неизменными, неподвижными и вечными. Каждая из них «единообразная и существующая сама по себе, всегда неизменна и одинакова и никогда, ни при каких условиях не подвержена ни малейшему изменению». За эти свойства Платон признает их «подлинным, действительным бытием и возводит их в ранг единственного предмета подлинного истинного познания». Для объяснения многообразия чувственного мира Платон вводит понятие материи. Материя, по Платону, это «восприемница и как бы кормилица всякого рождения». Платон считает, что материя может принять любую форму потому, что она совершенно бесформенна, неопределенна, т. к. назначение ее «состоит в том, чтобы во всем своем объеме хорошо воспринимать отпечатки всех вечно сущих вещей», соответственно «быть по природе своей чуждой каким бы то ни было формам».

По Платону «идеи» - истинно сущее бытие, а материя - небытие, и не будь «идей» не могла бы существовать и материя. Между миром идей, как подлинно реальным бытием, и небытием (т. е. материей как таковой) существует по Платону «кажущееся бытие» (т. е. мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлений и вещей), которое отделяет истинное бытие от небытия. Так, как мир чувственных вещей занимает, по Платону, «срединное» положение между областью бытия и небытия, будучи порождением обеих этих областей, то он в какой-то мере соединяет в себе противоположности, он - единство противоположностей: бытия и небытия, тождественного и нетождественного, неизменного и изменчивого, неподвижного и движущегося, причастного к единственному и множественному. Много внимания Платон уделяет вопросу «иерархизации идей». Эта иерархизация представляет собой определенную упорядоченную систему объективного идеализма. Асмус А. Ф. выявляет следующую классификацию идей у Платона:

  • · Во-первых, «идеи» высших ценностей - «идеи» блага, истины, прекрасного и справедливого.
  • · Во-вторых, «идеи» физических явлений и процессов: огонь, покой, движение, цвет, звук и т. д.
  • · В-третьих, «идеи» существуют и для отдельных разрядов существ, таких как животное и человек.
  • · В-четвертых, иногда Платон допускает существование «идей» для предметов, производимых человеком.
  • · В-пятых, большое значение в платоновской теории «идей» имели «идеи отношений».

Самая высшая идея идей - это абстрактное благо, тождественное абсолютной красоте. В каждой материальной вещи необходимо отыскивать отблеск идеальной красоты, ее сущность. Когда же человек сумеет «увидеть умом», по выражению Лосева А. Ф., прекрасную отдельную вещь, «он познает, что такое прекрасное многих вещей». Таким образом, можно постепенно подняться до самого общего понятия блага. «Идея блага - вот самое важное знание, - читаем мы в «Государстве», - через него становятся пригодным и полезными справедливость и все остальное». В понятии об идее, замечает Болдырев Н. Ф. у Платона то, что делает «идею»:

  • 1. Причиной или источником бытия вещей, их свойств, их отношений;
  • 2. Образцом, взирая на который демиург творит мир вещей;
  • 3. Целью, к которой как к верховному благу стремится всё сущее».

В своих диалогах Платон давал конкретные опытные образцы построения своего учения об идеях. Учение об идеях объединяется и отождествляется у Платона с мифологией, имеет под собой определенный мистический и социальный опыт. На мой взгляд, Лосев А. Ф. в своей работе «Платон» самым удачным образом кратко резюмирует теорию идей Платона:

  • 1. «Идея вещи есть смысл вещи». Ведь для того, чтобы различать вещи, необходимо относительно каждой вещи ответить на вопрос: что собой представляет данная вещь и чем она отличается от всех прочих вещей? Идея вещи как раз и является ответом на вопрос, что такое данная вещь, следовательно, идея вещи в первую очередь есть смысл вещи.
  • 2. Идея вещи представляет собой цельность всех составляющих ее частей, неделимую на эти части. «Одна сторона треугольника не есть весь треугольник. Так же и другая, так же третья сторона. Тем не менее, из-за определенного объединения этих трех отрезков получается нечто новое, новое качество, а именно треугольник».
  • 3. «Идея вещи есть та общность составляющих ее особенностей и единичностей, которая является законом для возникновения и получения этих единичных проявлений вещи». То, что идея вещи есть общий закон, осмысливающий появление и проявление отдельных ее единичных особенностей, видно на любых вещах, и чем сложнее вещь, тем более видна ее общая идейная закономерность. Асмус А. Ф. рассматривает пример часов, механизм которых свидетельствует о том, что составляющие его колесики и винтики расположены согласно некоторой «общей идеи», без которой все эти детали остались бы «чуждыми друг другу и никакого часового механизма не образовалось бы».
  • 4. «Идея вещи невещественна». Очевидно, Что сама вещь может претерпевать всевозможные изменения, однако идея вещи изменяться не может. Один из самых простых примеров - вода. Вода может быть в твердом и жидком состоянии, а также может испаряться. Но идея воды не может изменять свое агрегатное состояние.
  • 5. «Идея вещи обладает своим собственным и вполне самостоятельным существованием, она тоже есть особого рода идеальная вещь, или субстанция, которая в своем полном и совершенном виде существует только на небе или выше неба».

С этой точки зрения Платон проповедует три разновидности бытия. Во-первых, что небесные идеи, вечные и неподвижные. Они представляют собой «предельное совершенство всякой отдельной вещи и всего бытия в целом». Во-вторых, есть наш земной мир, полный неустойчивости, «несовершенства, хаоса рождения и смертей». И, в третьих, есть космос в целом, который состоит из вечного круговращения, при этом небесный свод постоянно возвращается к одной и той же устойчивой картине, так, что «все небесное круговращение есть наилучшее осуществление высших идей и потому наиболее совершенная красота, то есть необходимый предмет нашего созерцания и постоянного подражания». Учение Платона об идее как о принципе осмысления вещей, об их общей целостности, являющейся законом их отдельных проявлений, не может подвергаться сомнению какие бы изменения ни происходили в природе и в обществе.

Основные свойства идей:

  • 1) обладают сверхчувственной природой, лишены материальности, не воспринимаются человеческими органами чувств, а только лишь умопостигаемы;
  • 2) являются причинами всего сущего и должного, что составляет жизнь космоса, государства и человека; если воспользоваться позднейшей аристотелевской типологией, то идеи -- это формообразующие причины, сами ни от чего не зависящие, но распространяющие свое влияние на социум и людей; с их помощью хаотическая бесформенность земных стихий обретает необходимую оформленность и упорядоченность;
  • 3) являются первосущностями всех вещей и явлений природно-социальной жизни, находящимися с последними в отношениях вертикальной генетической детерминации; то, как осуществляются эти отношения, -- для людей непостижимая тайна, проникнуть в которую человеческий разум не в состоянии;
  • 4) имеют онтологический характер, то есть пребывают не в человеческом сознании, а сами по себе, независимо от чего-либо; они буквально царят над миром, в котором живет человек; на них невозможно воздействовать каким-либо образом, ни одну из них невозможно уничтожить;
  • 5) находятся в отношениях изоморфизма с реалиями социальной сферы, в которой не может появиться ничего из того, что отсутствовало бы в мире идей или радикально отличалось от них; этот изоморфизм относителен, но он позволяет говорить о метафизическом и социальном мирах как о родственных, а не чужеродных;
  • 6) выступают в качестве универсалий для всех единичных вещей или явлений данного вида; любое, например, конкретное проявление справедливости отмечено воздействием идеи справедливости;

7) отличаются неизменностью содержания, что мешает социальным реалиям слишком далеко и радикально уклоняться в опасные стороны; будучи ничем не замутненными в их идеальности и стабильными в своем совершенстве, идеи стоят как бы на страже и не дают производным от них вещам демонстрировать капризное непостоянство и беспредельное своеволие;

  • 8) характеризуются атемпоральностью и атопологичностью бытия, пребывают вне времени и пространства, то есть в вечности; перед их невозмутимо-величавыми ликами меркнет все, что отмечено печатью суетности, бренности, неминуемости грядущей гибели;
  • 9) выступают в качестве образцов наивысшего совершенства, в которых сконцентрированы все идеалы порядка, меры, гармонии и которые дают надежду на то, что у земного мира имеется возможность быть не самым несовершенным; в них сосредоточено все лучшее, что имеет шанс осуществиться в бытии социума, государства и человека; они выступают метафизическим гарантом того, что злу никогда не удастся полностью подчинить себе социальный мир и навсегда превратить его в гнездилище мрака, пороков и преступлений;
  • 10) несут в себе эталонную нормативность, принуждая земные вещи стремиться культивировать в себе те свойства и качества, которыми обладают породившие их идеи; Кьеркегор перевернул все с ног на голову, полагая, что в истории практического воплощения идей, в превращении духовного в материальное, высокого в низкое присутствует логика деградации идей;
  • 11) непостижимы для усилий непосвященного рассудка; только философы, способные к интеллектуальному созерцанию, метафизическому умозрению могут прикоснуться к ним своим умственным взором;
  • 12) каждая идея -- это конкретное единство номоса (высшей нормативности), этоса (высшей ценности) и логоса (высшего смысла).

Мир идей иерархичен, и наивысшее положение среди них занимает идея блага. Это абсолютная первонорма - первоценность, от которой производны все социальные формы добра, справедливости, нравственности, правопорядка. Через ее посредство заявляет о себе творец мироздания. Являясь Демиургом, Мастером, Художником и пожелав создать природно-социальный мир, Бог ориентировал свои усилия на идею блага. Платон сравнивает эту идею с солнцем высшего, невидимого мира. В ценностном и нормативном отношении она -- альфа и омега всего. В ней сосредоточены и исходная причина, и желаемая цель, и вероятный результат практически-духовной, морально-правовой жизни человеческого рода. Устремляясь к ней, руководствуясь ею, люди рано или поздно достигнут обозначенных ею уровней нравственности и состояния правопорядка.

Учение Платона об эйдосах

Слово эйдос - в переводе с греческого: идея, образ, представление... Платон считает, что множественность, многообразие мира начинается с эйдоса (идеи).

Трансцендентализм - учение о том, что есть что-то потустороннее, то чего мы не видим, то, что находится за гранью нашего понимания.

В учении Платона присутствуют эйдосы людей, животных, предметов. Философ считает, что где-то «по ту сторону» есть идеи по которым возникают вещи в нашем мире.

Вещи и идеи находятся в таких возможных вариантах соотношения: Сопричастность - идея невидимой основой вещи; Дисплей - вещь является точным воплощением идеи; у Платона встречается мнение о Пеано иерархии идей, и несмотря на это его философия является бессистемной. Идеи есть по сути конституанты.

Конституанты - то, что формирует что-то другое, что для него является основой. Самой идеей для Платона является идея блага. Он отождествляет ее с бытием, которое является синонимичным понятием с понятиями «сущее», «существование» и другие. Причиной объединения вещей выступает эрос (с греческого - любовь) .

Этика Платона как отражение его внутреннего мира

Согласно учению Платона существуют сверхъестественный мир идей и мир чувственных вещей. Первичным он считал мир вечных, неизменных, самодостаточных (божественных, мудрых, совершенных) идей-сущностей, а вторичным, производным - чувственный мир, отдельные предметы которого являются бледными копиями соответствующих идей: прекрасные вещи существуют потому, что есть идея прекрасного; благо существует, поскольку является идея блага и т. д.

Идеи, по Платону, не только общее (род) начало, причина, но и образ и образец. Мир идей для человека как чувственного, телесного существа недоступен. Однако в нем существует бессмертная душа, умная и высшая которой причастна к миру идей. Будучи обремененной неразумной частью, которая, соединяясь с телом, становится его рабом, душа забывает о своем прежнем существовании в мире идей. Поэтому познание является напоминанием того, что заложено в человеке. То есть человек развивает изначально присущие своей душе потенции, качеством воспитания лишь оформляет, раскрывает их. Признание врожденности качеств позволило Платону обосновать сословность морали. Наивысшая добродетель, мудрость присуща философам, поэтому именно они способны эффективно управлять государствами. Храбрость, сила духа является врожденной добродетелью воинов, защитников государства. Земледельцам и ремесленникам, на его взгляд, присуща умеренность.

Справедливость он считал важнейшей добродетелью государства, что делает ее существования: «... государство мы признали справедливым, когда имеющиеся в нем три разных по своей природе состояния делают каждый свое дело». Поэтому справедливость, согласно концепции Платона, означает «... заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие...»

Переход из одного состояния в другое является крупнейшей вредом для государства, величайшим преступлением и несправедливостью. Однако детей, которые имеют высокие задатки, надо со всем уважением переводить из низшего сословия к воинам, и наоборот. Чтобы сохранить государственное устройство и образ жизни, Платон рекомендовал ограничить общение с иностранцами, а гражданам своего государства запретить выезжать в другие страны. Особенно важным, по его мнению, было достижение полного единомыслия граждан. Рассуждать о государственных законах, создавать их, обсуждать и оценивать правила поведения граждан является правом и обязанностью мудрецов и правителей. Для сохранения спокойствия в государстве он советовал выслать за пределы страны без права возвращения поэтов, так как они склонны смущать умы сограждан, сбивать их с пути добродетели. Тех, кто впал в бесчестье из-за непонимания, необходимо, по его мнению, отправлять в тюрьму на пять лет, а за повторную аналогичную вину - казнить, как и вольнодумцев. Идеальное государство Платона не предусматривало места для свободы и индивидуальности даже для воинов. Правители должны были решать все (в частности, принадлежность людей к определенному сословию, их вкусы и т.д.), то есть граждане были лишены возможности нравственного выбора.

В античной Греции человек мыслил себя частью полиса. Платон довел эту идею до логического завершения, отождествив структуры индивидуальной психики, нравственного сознания и государственного устройства. Он отдавал приоритет государству, которое, по его мнению, является не внешним условием существования индивида, а единственной нравственно организованной формой земного бытия . Самосовершенствование личности зависит от выполнения ею обязанности: человек становится моральным, преодолевая границы индивидуального бытия, наполняя его общественным содержанием. Важнейшей, по Платону, в мире идей является идея блага как предпосылка всего правильного и прекрасного. В античном мире благо толковали как цель, направленную на достижение счастья человека. Таких взглядов придерживался и Платон, считая, что человек должен стремиться к миру идей, где становятся возможными истинное благо и счастье.