Виды полунощницы. Часослов

В состав утреннего богослужения входят полунощница, утреня и 1-й час.

Полунощницей называется церковная служба, совершаемая в полночь или в любой час ночи до утра. Обычай освящать богослужением полночь и ночное время вообще основывается на примере Господа Иисуса Христа (Мф. 26, 30; Лк. 6, 12), Которому подражали и апостолы (Деян. 16, 25), и их современники-христиане (1 Кор. 14, 26; Кол. 3, 16). Особенно широко он распространился в первые века, во время гонений на христиан, так как ночное время было наименее опасным для совершения богослужений. Кроме того, Святая Церковь всегда считала, что для обращения с молитвой к Богу и для размышлений о грехах и исправлении их ночь наиболее благословенна. Об этом говорится во Втором послании святого Василия Великого к святому Григорию Богослову († 389).

По мнению толкователей богослужения, полунощницу Святая Церковь установила, чтобы напомнить верующим о полунощном молитвенном подвиге Христа Спасителя пред Его крестными страданиями, для напоминания о дне Второго пришествия Сына Божия и последующих за ним воскресении мертвых и последнем суде, так как, по верованию Церкви, основанному на евангельской притче о десяти девах, оно совершится в полночь, а также чтобы призвать всех верующих, в подражание ангелам, постоянно, в том числе и в ночные часы, прославлять Господа.

Полунощницы бывают вседневная, субботняя и воскресная. Все они совершаются в согласовании со днем седмицы и указаниями Устава. Полунощница не правится, если совершается всенощное бдение, а также в некоторых других случаях, оговоренных Уставом. В монастырях она иногда совершается келейно.

Устав о полунощницах находится в Часослове, Следованной Псалтири и Типиконе.

Утреня получила свое наименование от времени совершения. По содержанию она подразделяется на три части, из которых в первой христиане исповедуют свои грехи и испрашивают милости Божией на предстоящий день, во второй – прославляют лиц или события соответственно воспоминаниям церковного дня, а в третьей – славословят Самого Господа Иисуса Христа.

Освящать утро дня соответствующими времени молитвословиями и песнопениями – обычай очень древний. Евсевий, епископ Кесарийский (IV в.), называет издревле установленными и сложенными псалмы и песни, которыми прославляется Божество Иисуса Христа на утреннем богослужении. Святой Василий Великий упоминает о способе стихословия псалмов, отличая их от молитв и покаянного псалма. Основное содержание утреннего богослужения составляли хвалебные псалмы, а поэтому и служба называлась чином хвалений. Указание на употребление на утрене великого славословия находится в Апостольских постановлениях и у святого Афанасия Великого, архиепископа Александрийского (298-373). По мере развития христианских песнопений умножился и обогатился и состав утреннего богослужения. Особенно замечательны каноны святого Иоанна Дамаскина (VII-VIII).

Утреня бывает: непраздничная, без полиелея и великого славословия, когда оно читается, а не поется; праздничная утреня с полиелеем и великим славословием, то есть когда оно поется, а не читается, и утреня пасхальная.

На непраздничной утрени после шестопсалмия поется «Бог Господь» или «Аллилуиа». В Уставе часто встречаются указания «егда поется «Бог Господь» и «егда поется «Аллилуиа», а также «Аллилуиа или тропарь»: предписание петь «Аллилуиа» указывает на скорбность и покаянность церковной службы, а предписание петь «Бог Господь» на торжественность и радость.

Устав непраздничной утрени находится в Служебнике, Часослове, Типиконе, а праздничной в некоторых изданиях Служебника, Часослова, Следованной Псалтири, в Октоихе и Типиконе.

Служба первого часа по времени соответствует 7-9 часам утра, когда Иисус Христос был приведен от Каиафы к Пилату и осужден на смерть. Под названием утренняя молитва, или молитва на рассвете, она упоминается в Апостольских постановлениях (Кн. VIII, 4) и святым Василием Великим.

По Уставу 1-й час совершается, как правило, в храме, иногда в притворе. В храме 1-й час совершается в седмичные непраздничные дни, в среду и пяток Сырной седмицы и во Святую Четыредесятницу. Исхождение в притвор и в эти дни бывает после 1-го часа.

В притворе 1-й час совершается в дни воскресные, в праздники, когда Устав или прямо назначает совершать бдение, или замечает, что совершается бдение, «аще изволит настоятель», и в великие Господние и Богородичные праздники, в какие бы дни они ни случались.

Полунощницей называется церковная служба, которая совершается в полночь, равно как и во всякий час ночи до утра. Христианский обычай освящать богослужением полночь или вообще ночное время, без сомнения, основывается на примере Самого Господа Иисуса Христа (Лк. 6, 12; Мф. 26, 30), Которому подражали апостолы (Деян. 16, 25) и современные им христиане (1 Кор. 14, 26; Кол. 3, 16). Во время гонения этот обычай получил особенно широкое распространение вследствие того, что ночное время было самым безопасным временем для совершения богослужения. Вместе с тем Святая Церковь всегда имела в виду, что полночь по своей тишине есть время самое удобное для молитвенных бесед с Богом и для размышления о грехах и их исправлении. Так смотрит на установление полунощного богослужения святитель Василий Великий (Второе послание к Григорию Назианзину) и другие учители Церкви. Святитель Иоанн Златоуст называет это время самым благоприятным для совершения молитв. О времени и месте совершения полунощного последования святой Симеон Солунский говорит: «В полночь, или немного спустя, когда ударят в било, во образе последней ангельской трубы, встают все от сна, как бы от смерти; и пред храмом (в притворе), как бы на земле пред небом, братия все вместе, после благословения священнического, начинают обычные молитвы».

По мнению толкователей богослужения, полунощницу Святая Церковь установила, руководствуясь следующими соображениями:

Во-первых, напомнить верующим молитвенный полунощный подвиг Иисуса Христа перед отшествием Его на вольные страдания. Так, в «Учительном Известии » говорится: «В полунощи идый к вольной страсти, в вертограде, в таком подвизе бе прилежно моляся, яко поту его быти, яко капли крове капающия на землю» (Служебник).

Во-вторых, для постоянного напоминания верующим о страшном дне Второго пришествия Христова и последующих за ним воскресении мертвых и последнем суде, так как Второе пришествие Христово, по общему верованию Святой Церкви, основанному на притче Спасителя о десяти девах, явится в полночь, «как тать в нощи», для суда над нами. В полунощнице имеется ряд песнопений, которые изображают это пришествие Господне (тропари: «Се жених…») и покаянные обращения и вопли души, в страхе и смятении ожидающей суда Божия (Пс. 50, Пс. 36 и 17 каф.).

В-третьих, чтобы призвать верующих бодрствовать и в полночные часы к подражанию ангелам, которые немолчно прославляют Господа, взывая: «Свят, свят, свят».

Устанавливая такой порядок службы, Святая Церковь также основывалась на примере Ветхозаветной Церкви (Пс. 118, 62) и на событии Воскресения Христова, последовавшего, по словам Евангелиста «зело рано», то есть тотчас после полуночи.


В Часослове и Следованной Псалтири содержатся три отдельных последования полунощницы: вседневная, субботняя и воскресная . Кроме того, последование вседневной (Понедельник первой недели Великого поста) и воскресной полунощницы присутствуют и в Типиконе (7 глава). Та или другая полунощница совершаются сообразно с днем недели и указанием Устава.

Совершение полунощницы не предусматривается, если имеет место всенощное бдение, а также в некоторых других случаях: в пятницу и субботу пятой недели Великого поста, в среду Страстной недели (Типикон, 2 и 7 главы).

Иногда полунощница совершается не в храме, а в келиях (в пятницу пятой недели Великого поста, а также в промежутке от Великого четверга до Фоминой недели).

1.1. Чинопоследование вседневной полунощницы

Первая часть

Священник в одной епитрахили возглашает: «Благословен Бог наш…».

Чтец: «Аминь» и читает начальные молитвы: «Царю небесный», «Трисвятое», «Отче наш», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся…» (трижды). Далее читается 50 псалом (покаянный: «Помилуй мя, Боже…»), 17 кафизма, состоящая из 118 псалма, «Символа веры», «Трисвятого», «Отче наш»… Затем читается или поется тропарь «Се жених грядет в полунощи…» Слава: «День он страшный помышляюще…» На «И ныне» - Богородичен «Тебе, необоримую стену…» Далее: «Господи, помилуй» (40 раз), «Иже на всякое время…», «Честнейшую херувим…», «Именем Госцодним благослови, отче». Священник: «Боже ущедри ны…» Чтец: «Аминь» - и далее читает молитву: «Владыко Боже отче Вседержителю…» На этом и заканчивается первая часть.

В зимнее время (с 29 сентября нового стиля до недели Ваий) после молитвы «Владыко Боже Отче…» прибавляются еще две молитвы: «Господи Вседержителю Боже сил…» и «Тя благословим, вышний Боже…»

В течение же всего Великого поста после возгласа «Боже, ущедри ны…» произносится молитва святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…».

Вторая часть

Вторая часть Полунощницы состоит из прошений об умерших, и по составу подобна службе часов. Вначале читается «Приидите, поклонимся» (трижды), затем читаются два псалма: «Возведех очи мои в горы…» (120 пс.), «Се ныне благословите Господа…» (133 пс.). После этих псалмов чтец продолжает: «Слава, и ныне», «Трисвятое», «Отче наш…» и заупокойные тропари: «Помяни, Господи, яко благ рабы Твоя…», «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй…» На «Слава» поется кондак «Со святыми упокой…», на «И ныне» - Богородичен «Блажим Тя вси роди, Богородице Дево…».

После тропарей произносится: «Господи, помилуй» (12 раз), и заупокойная молитва «Помяни, Господи, в надежди Воскресения и жизни вечныя усопшия отцы и братию нашу…».

Третья часть

Заключительную часть полунощницы составляют молитвы «Преславная Приснодево…» и «Упование мое Отец…». Далее священник произносит: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе».

Хор или чтец отвечают: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды) и далее малый отпуст.

После отпуста, так же как и по окончании повечерия, совершается обычное прошение. (Смотри выше в конце повечерия). Священник произносит ектению: «Помолимся о великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе Алексие»… После ектении говорит: «Молитвами святых отец наших…». На этом последование вседневной полунощницы заканчивается.

В дни праздничные, например: 8 сентября, 26 декабря, 7 января, в понедельник Святого Духа, в субботу Лазаря, в отдание Пасхи, по первом Трисвятом и по «Отче наш…» вместо «Се жених…» поется тропарь праздника, а по втором Трисвятом и по «Отче наш…», вместо указанных заупоконых тропарей, поется кондак праздника. Но только тогда молитва «Помяни, Господи, в надежди воскресения…» не произносится (см. Типикон, последование указанных дней).

1.2. Чинопоследование субботней полунощницы

Субботняя полунощница , как и вседневная, состоит из двух частей. Она отличается от вседневной полунощницы тем, что на субботней полунощнице вместо семнадцатой кафизмы читается девятая, в которой прославляется Господь Спаситель мира, Своими страданиями и смертью победивший ад (семнадцатая кафизма в этот день читается на утрене, после шестопсалмия в числе рядовых кафизм).

В соответствии с девятой кафизмой после «Символа веры» поются или читаются тропари не о втором пришествии и Страшном суде («Се жених…»), а в прославление Пресвятой Троицы «Несозданное естество, всех Зиждителю…», на «Слава» - тропарь «Вышния силы подражающе на земли…», на «И ныне» - «От одра и сна воздвигл мя еси, Господи…». После молитвы «Владыко Боже Отче Вседержителю…» читается еще другая молитва - «Величая Величаю Тя, Господи…».

В праздничные дни, например, 26 декабря, 7 января, в субботу Лазаря и другие - поется тропарь праздника, как и на вседневной полунощнице.

На субботней полунощнице никогда не бывает великих поклонов с молитвой «Господи и Владыко живота моего…».

1.3. Чинопоследование воскресной полунощницы

Воскресная полунощница отличается от вседневной и субботней тем, что она значительно короче и состоит из одной только первой части. Второй части нет, нет и кафизмы, а вместо неё поется новозаветная песнь в прославление Пресвятой Троицы, а именно: Троичный канон рядового гласа.

Порядок этой полунощницы следующий: возглас, обычное начало, псалом пятидесятый и канон Пресвятой Троице рядового гласа (из Октоиха), «с благоговением и умилением» (Типикон, 7 глава). После канона поются особые троичные тропари: «Достойно есть, яко воистину, славити Тя, Бога Слова…» и другие (см. Часослов). Затем следует «Трисвятое», «Отче наш…» и ипакои гласа.

Чтец произносит: «Господи, помилуй» (40 раз), «Слава, и ныне», «Честнейшую…».

После возгласа священника «Боже, ущедри ны…» читается молитва «Всемогущая и животворящая Святая Троица…». Затем произносится отпуст («чин обычного прошения», см. в конце повечерия) и ектения: «Помолимся о великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе Алексие…». После конечного возгласа: «Молитвами святых отец наших…» воскресная полунощница заканчивается.

Утреня

Утреня получила свое название от времени совершения. С утром соединены многие священные воспоминания: например, мы благодарим Бога за сохранение нас во время прошедшей ночи и дарование нам нового дня жизни. Затем мы каемся в своих согрешениях и просим Господа, чтобы Он озарил нас как естественным, так и истинным благодатным Своим светом, дабы нам «бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящаго жития нощь прейти» в ожидании пришествия светлого и явленного дня Сына Божия - Иисуса Христа. В утреннем богослужении мы также чествуем святых угодников Божиих или отмечаем какие-либо священные события.

Утренний свет, впервые озаривший устрояемую Творцом вселенную, был первым утром мира. В Ветхом Завете ежедневно ранним утром совершались всесожжения и молитвы (Исх. 30, 7). В Новом Завете - в царстве благодати - с утром соединены многие священные воспоминания: например, два важнейших события из жизни Спасителя совершились ранним утром, то есть до рассвета, а именно: Рождество Христово и Воскресение. Самый свет утренний напоминал первым христианам об Иисусе Христе, Который назвал Себя Светом миру.

Православная Церковь призывает нас к утреннему богослужению с первых дней своих. Например, в «Апостольских Постановлениях» говорится: «По утру благодарите Бога за то, что Он осветил нас, удаливши ночь и приведши день…».

В Апостольское время утреннее молитвословие начиналось до рассвета и продолжалось до наступления дня, поэтому-то и наша утреня предваряется пением или чтением перед шестопсалмием ангельской песни «Слава в Вышних Богу…», а в конце утрени бывает возглашение «Слава Тебе, показавшему нам свет».

Итак, освящать утро дня соответствующими времени песнопениями - обычай древний. Есть много свидетельств, подтверждающих древность этого обычая. Так, например, церковный историк епископ Евсевий Кесарийский (IV век) называет псалмы и песни, которыми прославляется Божество Иисуса Христа на утреннем богослужении, издревле установленными и сложенными (кн. 5, 28). В творениях святителя Василия Великого также есть упоминание о способе стихословия утренних псалмов, отличая их от молитв и псалма покаянного (Пс. 204). У святого Афанасия Великого (IV век) имеется указание на употребление в утреннем богослужении великого славословия.

Существует три вида утрени:

1. Вседневная , то есть служба святому, имеющему шестеричный знак или не имеющему никакого знака. Устав обычной утрени находится в Служебнике, Часослове, в девятом гласе и других местах Типикона.

2. С великим славословием , то есть когда великое славословие поется, а не читается.

3. Полиелейная , имеющая знаки: крест, крест в круге и крест в полукруге.

Устав праздничной утрени находится в некоторых изданиях Служебника, Часослова, Следованной Псалтири, Октоиха, во второй, третьей, четвертой главах и других местах Типикона.

Православная утреня имеет четыре части, чему соответствует древнее деление ночи на четыре стражи. Части эти следующие:

1. Начальные псалмы - шестопсалмие с великой ектенией и тропари на «Бог Господь».

2. Кафизмы , на праздничной утрени - полиелей с Евангелием.

3. Канон .

4. Хвалитные стихиры со славословием и ектениями . К этому присоединяется заключительная часть, начинающаяся возгласом «Премудрость», и отпуст.

Все эти четыре части внутренне связаны и представляют собой как бы непрерывно развертывающуюся картину, в которой сочетаются скорбь и радость, мрак и свет, покаяние и славословие. В дальнейших текстах («Бог Господь, и явися нам…») эта картина становится еще величественнее, озаряемая светом упований и надежд, достигающих своей вершины (если совершается праздничная утреня) в блеске полиелея и радости праздничного Евангелия.

За этим, подобно полноводной реке, начинает свое величавое течение канон, в котором прославляются священные лица и объясняется смысл праздника.

За каноном следует хвала и славословие единому, истинному Виновнику всякого торжества, Богу; затем прославление праздника пением тропаря, и благословение Господне на отпусте.

2.1. Чинопоследование вседневной утрени

Священник, облачившись в епитрахиль и фелонь, отверзает завесу царских врат и, взяв кадило, произносит возглас: «Благословен Бог наш…» Если в служении участвует диакон, то завесу отверзает он. Завеса бывает открыта до самого отпуста (Типикон, 23 гл.).

Чтец: «Аминь», «Приидите, поклонимся» (трижды) и далее читает псалмы: «Услышит тя Господь в день печали…» (Пс. 19), «Господи, силою Твоею…» (Пс. 20). Затем «Слава, и ныне», «Отче наш…» и тропари: «Спаси, Господи, люди Твоя…», «Слава»… - «Вознесыйся на крест волею…», «И ныне» - «Предстательство христиан непостыдное…».

Во время чтения псалмов и тропарей священник совершает каждение. О каждении в начале утрени в Типиконе говорится: «Иерей, став пред св. трапезою и сию покадив, глаголет: «Благословен Бог наш» (отверзаяй прежде и завесу) и кадит св. трапезу крестообразно и весь жертвенник; и исходит северною страною и кадит св. иконы, и предстоятеля, и вся, яко обычай» (Типикон, 9 и 22 главы), подобно тому, как в Ветхом Завете заповедано было Богом, «да кадит Аарон над ним (над кивотом) фимиамом, сложенным благовонным, рано рано» (Исх. 30, 7). После каждения священник входит в алтарь «южною страною», то есть дверью, и кадит престол.

Эти псалмы «глаголются в монастырях косно (медленно), за еже кадити священнику братию всю» (Часослов). В приходских церквах псаломщик должен читать псалом тоже медленно, сообразуясь с каждением священника. «Долженствует же, - говорится в Типиконе, - внимати чтец и священник, егда имать рещи: «Яко Твое есть царство…» быти ему посреди храма» (Типикон, 9 глава).

По окончании чтения священник произносит сокращенную сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже…» (Ектению произносит в алтаре пред престолом с кадилом в руках, см. Типикон, 9 глава). После возгласа: «Яко милостив…» священник в алтаре пред престолом, начертывая кадилом крест, возглашает: «Слава Святей, и Единосущней…».

От недели Фоминой до отдания праздника Пасхи во все эти дни утреня начинается возгласом: «Слава Святей…» Хор: «Аминь» и затем поет: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды, косно). В некоторых храмах, но не везде священник в это время совершает каждение алтаря и всего храма. После этого читается шестопсалмие, обязательно среди церкви.

Шестопсалмием называется шесть избранных псалмов, а именно: третий, тридцать седьмой, шестьдесят второй, восемдесят седьмой, сто второй и сто сорок второй . Оно предваряется следующими литургическими текстами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Это ангельское славословие читается трижды. Затем дважды произносится стих из пятидесятого псалма: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою». После этого следует чтение первых трех псалмов шестопсалмия (то есть 3, 37 и 62).

Эти три псалма сопровождаются славословием: «Слава, и ныне», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды) и «Слава, и ныне». После этого читаются остальные три псалма шестопсалмия (то есть 87, 102 и 142). Они заключаются текстами: «Слава, и ныне» и «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды).

Во время чтения трех последних псалмов священник выходит на солею и пред царскими вратами с непокрытой головой читает тайно утренние молитвы. (Молитвы эти находятся в Служебнике, всего их двенадцать).

После шестопсалмия следует великая ектения «Миром Господу помолимся», после которой диакон произносит «Бог Господь…» со стихами.

Хор в ответ поет: «Бог Господь…» (четырежды) на глас следующего за ним тропаря.

Если священник служит без диакона, то великую ектению и «Бог Господь» со стихами произносит он пред царскими вратами, затем он входит в алтарь южною дверью, поклоняется престолу и становится на своем месте. Если в служении участвует диакон, то указанная ектения и прочие тексты произносится диаконом.

После «Бог Господь» поются тропари. Они поются в следующем порядке:

1. Если служба святому, имеющему шестеричный знак (или без знака), не совпадает с субботней службой, а также с попразднством и предпразднством, то поется тропарь святому (дважды), а на «Слава, и ныне» - Богородичен (по гласу тропаря) из четвертого приложения Минеи.

2. Если в Минее находятся тропари двум святым, то тропарь первому святому поется дважды, на «Слава» - тропарь другому святому - (один раз) и на «И ныне» - Богородичен по гласу «Славы».

3. Если служба святому совпадает с субботой, то тогда поется воскресный Богородичен по гласу «Славы».

4. Если же служба святому совпадает с предпразднством или попразднством, то тогда Богородичен совсем не поется, а поются тропари таким образом: дважды поется тропарь празднику. «Слава» - святому, «И ныне» - празднику.

После пения тропарей следует стихословие вторых или третьих рядовых кафизм (см. Типикон, 17 глава). После каждой кафизмы, если память святого (шестеричного или вовсе без знака) совпадает с субботой, предпразднством и попразднством, полагается малая ектения. Если служба святому не совпадает с этими днями, то ектения между кафизмами не полагается и чтец заканчивает кафизму «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды)1, «Господи, помилуй» (трижды).

Далее читается седален.2 Седальны в соответствии с указаниями Типикона берутся или из Октоиха, или из Минеи, или из Триоди. Бывают случаи, что на одной и той же утрене, при совпадении праздников, полагаются седальны после кафизмы двум празднествам. В этом случае одни седальны читаются или поются после кафизм, а другие (тоже положенные после кафизм) читаются после полиелея, или после третей песни канона (см. Типикон, 9, 24 февраля; 23 апреля; 8 мая и др.). После седальна последней кафизмы читается 50 псалом, за которым следует канон.

Канон состоит из девяти песней. Первый стих каждой песни называется ирмосом , то есть «связью» - образцом для других стихов, за ним следующих, которые называют тропарями. Число тропарей бывает различно.

Выражение: «Устав предписывает читать канон на 16, на 14, на 12, на 8, на 6, на 4» является указанием для исполнения и означает, что тропари должны быть исполнены столько раз, чтобы составить указанное число. Для этого тропари повторяют или же вводят тропари второго и третьего канона. Такое соединение мотивируется совмещением на одной службе нескольких празднований. Одиннадцатая глава Типикона содержит правила соединения между собою различных канонов.

Соединением между тропарями и соответствующей песнью являются ирмосы. Для пения ирмоса иногда оба лика сходились на средину храма. Отсюда этот ирмос и получил название «катавасия » - «схождение».

В самые великие праздники катавасия состоит из начального ирмоса. В другие праздники, в том числе и в воскресенья, катавасией служат ирмосы другого «сродного или близкого» праздника; в будни катавасией служит ирмос последнего канона, и она поется после третьей, шестой, восьмой и девятой песен. В Великий пост катавасия иногда заменяет собой ирмос, то есть ирмос поется только в качестве катавасии. В девятнадцатой главе Типикона имеется специальное указание о порядке пения катавасий на весь год.

После третей, шестой и девятой песни канона полагаются малые ектении с соответствующими возгласами священника. Кроме того, эти же песни (то есть третья, шестая и девятая) сопровождаются: третья - ипакои и седальном, шестая - кондаком и икосом; девятая - светильном и экзапостиларием.

Во время чтения восьмой песни канона диакон кадит сначала весь алтарь, затем иконостас и по окончании пения катавасии становится пред образом Божией Матери и возглашает: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» (Типикон, 2 глава).

Хор поет: «Величит душа моя Господа…».

Диакон продолжает совершать каждение (кадит хор, молящихся и весь храм).

В двунадесятые праздники, их отдания, а также некоторые другие дни поются особые припевы, начинающиеся словами «Величай, душе моя…». Об этом подробно рассказывается в двадцатой главе Типикона «О еже, когда поется Честнейшая и когда не поется».

После девятой песни, если совершается вседневная служба, поется «Достойно есть…», а затем - малая ектения. Малая ектения произносится священником в алтаре, а диаконом перед царскими вратами. После ектении положен светилен или экзапостиларий.

В Типиконе есть особая (шестнадцатая) глава «О светильных на утрене. По девятой песни, после «Достойно» како глаголются в седмице; кроме недели». В этой главе указывается, в каком порядке поются светильны Октоиха и Минеи. Так, в седмичные дни, кроме Субботы, поется вначале светилен Октоиха, а потом на «Слава» - светилен Минеи, на «И ныне» - «Богородичен», а в среду и пятницу - Крестобогородичен Октоиха. В субботу же вначале поется светилен Минеи, а потом на «Слава» поется светилен Октоиха, на «И ныне» - Богородичен.

Но светилен Октоиха опускается, если совершается празднование

святого с великим славословием, полиелеем, всенощным бдением, и тогда поется светилен только из Минеи или Триоди.

Когда на утрене поется полиелей, тогда светилен или экзапостиларий имеют отношение к читаемому на утрене Евангелию. Таковы, например, экзапостиларии воскресные (Октоиха), число которых, как и утренних воскресных Евангелий, одиннадцать.

Вслед за светильном - экзапостиларием читаются псалмы. Эти псалмы называются «хвалитными ».

«Хвалите Господа с небес…» (148);

«Воспойте Господеви песнь нову…» (149);

«Хвалите Бога…» (150).

К этим псалмам прибавляется вседневное славословие. Есть различие в славословии, которое поется и которое читается на утрене. Славословие, которое поется, оканчивается пением ангельской песни «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Славословие, которое читается, оканчивается словами молитвы «Сподоби, Господи, в день сей…» (см. Часослов и Следованную Псалтирь).

После возгласа священника хор поет стихиры на стиховне из Октоиха - особые на каждый день недели (Типикон, 9 глава). В субботу на стиховне поются те стихиры, которые положены в Октоихе на хвалитех.

После пения этих стихир чтец читает: «Благо есть исповедатися Господеви…», «Трисвятое», «Отче наш…». После возгласа священника поется тропарь с Богородичным, называемый отпустительным, устав пения которого во многом одинаков с уставом пения отпустительных тропарей на вечерне. Оба эти устава излагаются вместе в пятьдесят второй главе Типикона, где и можно видеть сходство и различие их.

Во все дни недели поется тропарь дневного святого из Месячной Минеи (один раз).

Если же случится два святых, из которых каждому положен тропарь из Минеи, то вначале поется тропарь первого святого, а на «Слава» поется тропарь другого святого.

Если в Месячной Минее не положено тропаря святому, то поется тропарь из Общей Минеи - по чину, или лику святого.

Если с каким-либо днем недели совпадает предпразднство или попразднство, то после тропаря святому поется тропарь предпразднства или попразднства. Если же в Минее не положено тропаря святому, то поется один тропарь предпразднства или попразднства (Типикон, 52 глава).

После тропарей произносится сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…» Затем: «Премудрость».

Хор: «Благослови».

Священник: «Сый благословен Христос Бог наш…».

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 30.01.2015 13:52:36

Почему «полунощную песнь приношу Ти, Спасе» читается утром?

отвечает протодиакон Дмитрий Половников

Здравствуйте. Поясните, пожалуйста, в молитве второй святого Макария Великого из утреннего правила: «От сна востав, полунощную песнь приношу Ти, Спасе... и по сне нощнем возсияй ми день безгрешен, Христе Боже, и спаси мя». «Полунощную песнь» надо читать ночью, получается? Раньше ведь какую-то «полунощницу» еще читали, что это такое и для чего она была нужна? И еще, не понимаю: в молитве «Приидите, поклонимся...» мы, произнося эти слова, к кому обращаемся? Я обычно бываю одна, иногда с сыном, но если он уже и так рядом стоит?

Вседневная молитва — это неотъемлемая часть духовной жизни всякого христианина. Уже в самое раннее время в Церкви был установлен круг суточных служб, регулярное совершение которых, с одной стороны, очевидно выражает, что верующие всегда ходят пред Богом и помнят о Нем, с другой — является для всех неиссякаемым источником благодатной помощи.

В византийской традиции, которой следует Православная Церковь и которая сложилась уже многие века назад, к суточным службам относятся два больших последования — вечерня и утреня, и семь малых — четыре дневных часа (1-й, 3-й, 6-й и 9-й), к которым примыкают изобразительны, и две ночные службы (повечерие и полунощница). Вечерня и утреня, сравнительно с другими суточными службами, имеют значительно более ярко выраженный общинный характер. Вместе с Божественной литургией вечерня и утреня образуют обычный круг вседневных богослужений в храме; прочие суточные службы могут присоединяться к вечерне, утрене и литургии, а могут быть прочитаны и дома.

Чтение дома дневных часов (днем), а также повечерия (перед сном) и полунощницы (по востании от сна) было обычной практикой в Византии и на Руси. В наши дни такая практика встречается редко — в повседневной жизни благочестивых христиан место повечерия и полунощницы заняли молитвенные правила на сон грядущим и утреннее. Однако по своему происхождению эти правила являются ни чем иным, как сокращенными повечерием и полунощницей с дополнительными молитвами.

Наши утренние молитвы — это остаток полунощницы, а согласно требованиям устава полунощница должна совершатся в ночные часы, которые и называются полунощными. Обычное время начала полунощницы — это 2-3 часа ночи. Вы, конечно, можете читать утреннее правило глубокой ночью, но это будет трудно и малополезно. Лучше молиться в удобное для Вас утреннее время. А полунощницу мы и сейчас читаем, только в очень измененном виде. Как утреннее правило является сильно упрощенной формой полунощницы, так и вечернее молитвенное правило является преемником повечерия, которое читали наши предки в вечернее время в домашних условиях.

Стих «Придите, поклонимся» взят из 94 псалма и в современном богослужении и домашних молитвенных правилах используется для перехода от обычного молитвенного начала непосредственно к основной части службы. Этот стих повторяется как прокимен, трижды, с легкими изменениями текста, искусно усиливающими его мысль: «… Цареви нашему Богу», «припадем Христу (Цареви…)», «(припадем) Самому (Христу… и Богу нашему)». Таким образом, данная молитва присутствует при любом богослужении, а богослужение, по умолчанию, служба общественная, где есть чтец и те, кто молиться за богослужением. И если при нашем домашнем молитвенном правиле мы молимся одни — это не означает, что эти стихи следует отпустить. «Приидите, поклонимся…» относятся ко всем молящимся, даже если молящийся в данный момент только один. На малом входе литургии хор пропевает данный стих «Придите, поклонимся и припадем ко Христу», но в люди в храме стоят на молитве и не двигаются.

Надо с благоговением относится к богослужебной традиции нашей Церкви, а не пытаться, вырывая слова из текста, без исследования истории их происхождения, делать выводы о нужности или ненужности той или иной молитвы.

Полу́нощница - одна из служб суточного богослужебного круга, посвящённая грядущим Пришествию Исуса Христа и Страшному суду. Совершается в полночь или во всякий час ночи до утра только один раз в день. В зависимости от дня, она бывает повседневная , субботняя, воскресная и пасхальная .

Согласно Устава, полунощница предшествует , однако в современной богослужебной практике обычно служится перед . В притче о десяти девах (Мф. 25;1-13) второе пришествие Господа изображается как пришествие Жениха, «грядущего в полунощи ». Отсюда служба полунощницы напоминает нам именно об этом грядущем явлении Господа, «как татя в нощи », для суда над нами, и вся состоит из песнопений, изображающих это пришествие Господне (тропари: «Се жених») и покаянных воплей души, в страхе и смятении ожидающей суда Божия (псалом 50 и 17 кафизма).

Возникновение богослужения, совершаемого ночью, относится ко времени зарождения христианской Церкви. Во время гонений на христиан в Римской империи ночное время было наиболее безопасным для богослужения. Вместе с тем Церковь всегда имела в виду, что полночь есть время по преимуществу удобное по своей тишине для сосредоточенных молитвенных бесед с Богом и для размышления о грехах и их исправлении. Так смотрит на установление полунощного богослужения (Второе послание к Григорию Богослову). По мнению толкователей, Полунощница установлена, во-первых, для того, чтобы напомнить верующим молитвенный полуночный подвиг Исуса Христа пред Его вольными страданиями; во-вторых, для постоянного напоминания о дне Второго пришествия Христова, которое, по общему верованию Церкви, основанному на притче Спасителя о десяти девах, имеет быть в полночь.

Чин Полунощницы на Руси и последовательность молитв

На Руси чин Полунощницы, близкий к современному, сложился к XIV веку. Часослов из собрания Софийской библиотеки в Новгороде содержит три вида Полунощницы. Упоминание о троичных канонах на воскресной Полунощнице содержится в «Псалтири с возследованием » XV в., после Полунощницы повседневной и субботней помещен «Канон святей и живоначальней Троице, певаемь в неделю пред заутренею вместо полунощници », и после него «припевы за Достойно есть » и молитва св. Троице. В таком порядке виды Полунощницы сохранились до наших дней.

Повседневная Полунощница состоит из чтения покаянного (50) псалма, псалма 118 (17 кафизмы), Символа веры, тропарей «Се жених грядет в полунощи», псалмов 120 и 133 и заупокойных тропарей. Субботняя Полунощница отличается тем, что вместо 17-й читается 9-я кафизма и другие тропари по первом Трисвятом. На воскресной Полунощнице вместо кафизмы совершается канон и последующие за ним припевы и молитва в честь Святой Троицы. Важной частью любой Полунощницы является братское Прощение. Это молитвословие совершается как в соборной службе, так и в келейной. Настоятель испрашивает прощение у всей братии, а братия взаимно просит прощения у Настоятеля. Архиепископ Симеон Фессалоникийский (конец XIV – нач. XV вв.) описывает Полунощницу следующим образом:

В полночь, или немного спустя, когда пробьют в доску, как бы изображая последнюю трубу Ангела, все пробуждаются ото сна, как от смерти. Потом, когда священник, изображающий Христа и имеющий Его священство, в притворе храма, словно на земле пред небом, благословит (так как должно начинать молитвы священнику, притом же и ему, как и всем, надлежит начинать от Бога), тогда братия все вместе говорят: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе », и читают, что следует по порядку. Первым делом до́лжно воздать славу Богу и потом уже продолжать то, что следует.

В настоящее время, текст всех трех видов Полунощницы можно найти в Часослове либо в современном издании старообрядческого Молитвослова. Как и Павечерница, Полунощница крайне желательна для ежедневного совершения каждым христианином. Согласно современной традиции келейной молитвы, Полунощница читается христианином как первое молитвословие после пробуждения ото сна (вне зависимости от того, когда это пробуждение происходит).

Порядок полунощницы повседневной

Первая часть:

Иерей : «Благословен Бог наш»;

Чтец: «Аминь»; «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе всяческих ради»; «Боже, очисти мя грешного»; «Царю небесныи»; Трисвятое; по «Отче наш», «Господи помилуй», 12 раз; «От сна возстав»; «Приидите поклонимся»; псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже»; 17-я кафизма; Символ веры; Трисвятое; «Отче наш»; тропари: «Се жених грядет в полунощи», и другие по Часослову; «Господи помилуй», 40 раз; «Иже на всяко время»; «Господи помилуй», трижды; Слава и ныне; «Честнейшую херувим» и «Именем Господним благослови, отче»;

Иерей: «Боже ущедри ны»;

Чтец: «Аминь» и молитву: «Владыко, Боже Отче, Вседержителю».

Вторая часть: «Приидите поклонимся»; два псалма: «Возведох очи мои» и «Се ныне благословите Господа»; Трисвятое: «Отче наш»; заупокойные тропари: «Помяни Господи, яко благ, рабы Своя»; «Иже глубинами мудрости»; слава: «Со святыми покой»; и ныне: «Блажим Тя вси роди»; Господи помилуй», 12 раз; молитва. Затем отпуст так же, как и на малой павечерницы.

--------
Библиотека Русской веры

Полунощница субботняя

Отличие субботней полунощницы от повседневной состоят только в том, что:

1) вместо 17-й кафизмы читается 9-я кафизма;

2) вместо тропарей: «Се жених» читаются тропари: «Не созданное естество» и другие. Далее все, как в полунощнице повседневной.

Полунощница воскресная

Обычное начало, как и в полунощнице повседневной. Псалом 50-й;

Иерей: «Милостью и щедротами»;

Чтец: канон Троичен (из Октая): припевы Григория Синаита; Трисвятое: по «Отче наш» кондак гласу; «Господи помилуй, 40 раз; Слава, и ныне: «Честнейшую»; «Именем Господним благослови, отче»:

Иерей: «Боже ущедри ны» и молитва: «Всемогущая и Животворящая Святая Троице». Затем отпуст, как и на полунощнице повседневной, за исключением помянника за упокой.

10. Полунощница

В полночь или вообще ночью, до начала утрени, полагается совершать богослужение, которое называется «полунощницей». Полунощница бывает трех видов: вседневная, совершаемая в дни будничные от понедельника до пятницы, субботняя и воскресная. Вседневная и субботняя продолжительнее и состоят каждая из двух частей; воскресная состоит лишь из одной части.

На воскресной полунощнице молитва: «Всемогущая и Животворящая Святая Троице», отпуст малый, обычное прощение.

Следует вторая часть полунощницы (повседневной и субботней) из псалмов 120 «Возведох очи мои в горы…» и 133 псалом «Се ныне благословите…» Трисвятое по «Отче наш», заупокойные тропари и заупокойная молитва «Помяни, Господи…»

Все три полунощницы заканчиваются малым отпустом, обычным прощением и особой ектенией, такой же, как бывает в конце повечерия. По афонскому уставу, в конце вседневной и субботней полунощницы поются тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас!» Слава: «Господи, помилуй нас », И ныне: «Милосердия двери отверзи нам …», и произносится ектения, состоящая из двух прошений: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей », на которое поется «Господи, помилуй» трижды, и «Еще молимся о еже сохранитися святей обители сей и граду сему …» на которое поется «Господи, помилуй » 40 раз, после чего возглас: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш » а затем уже «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше …» и отпуст с обычным прощением.

Назначение полунощницы, по объяснению «Известия Учительного», в том, чтобы: 1. Напомнить верующим, как Господь наш, в полунощи идый к вольней страсти, в вертограде, в таком подвизе бе прилежно моляся, яко поту Его быти, яко капли крове каплющие на землю; 2. Побудить верующих быть всегда готовыми ко дню последнего Страшного суда, который может придти, как жених в полунощи; 3. Научить верующих подражать бдению Ангелов, неусыпно поющих: «Свят, свят, свят!»

От среды Страстной седмицы до недели Фоминой устав указывает в монастырях совершать полунощницу не в храме, а по келиям.

В дни праздничные, как напр. 9 сентября, 26 декабря, 7 января, в понедельник Св. Духа, в отдание Пасхи, указано по первом Трисвятом, вместо «Се Жених грядет в полунощи», петь тропарь праздника, а по втором Трисвятом, вместо заупокойных тропарей кондак праздника. И тогда заупокойная молитва «Помяни, Господи, в надежде воскресения» не глаголется (см. в Типиконе последование сих дней).

Из книги Толковый Типикон. Часть I автора Скабалланович Михаил

Полунощница и утреня вдовиц по «Завещанию» Назначая для всякой степени клира свою службу, частнее - свою утреню, «Завещание» дает особый чин такой утрени и для вдовиц, главных {с. 91} представительниц («пресвитеров») женского церковнослужения, а вместе и аскетизма той

Из книги Служебник автора Адаменко Василий Иванович

СУББОТНЯЯ ПОЛУНОЩНИЦА. Обычное начало по «Приидите, поклонимся…«50 псалом и 9 кафизма или 64, 65, 66, 67, 68 и 69 псалмы. Символ веры и Трисвятое по «Отче наш..» и тропари, гл. 2: «Несозданное Существо, Создатель всего мира, открой наши уста, чтобы возвестить Твою хвалу, восклицая:

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

ВОСКРЕСНАЯ ПОЛУНОЩНИЦА. После обычною начала, 50 псалом, троичный канон порядковою гласа (см. правило к Св. Причащению) и троичные стихи.1. Достойно славить Тебя, Истинного Бога–Слова, пред Которым трепещут и Которого страшатся Херувимы и славословят небесные Силы. 2.

Из книги автора

10. Полунощница В полночь или вообще ночью, до начала утрени, полагается совершать богослужение, которое называется «полунощницей». Полунощница бывает трех видов: вседневная, совершаемая в дни будничные от понедельника до пятницы, субботняя и воскресная. Вседневная и

Из книги автора

Полунощница Это служба, которая менее всего подвергается изменениям Великим постом. Единственное отличие великопостной Полунощницы от обычной это то, что после молитвы «Иже на всякое время» и возгласа иерея: «Боже, ущедри ны…» иереем произносится перед царскими