Желтая звезда макса жакоба. Смотреть что такое "Макс Жакоб" в других словарях Публикации на русском языке

Макс Жако́б (фр. Max Jacob, 12 июля 1876, Кемпер, Финистер - 5 марта 1944, лагерь Дранси, Сена-Сен-Дени) - французский поэт и художник. Кавалер Ордена почётного легиона (1932).

Из семьи немецких евреев, в 1825 переселившихся из Саарбрюккена в Бретань. В 1890-1891 проходил в Париже курс лечения у Шарко. С 1894 жил в Париже, изучал право; с декабря 1898 публиковался как художественный критик под псевдонимом Леон Давид. В 1901 познакомился с Пикассо (после выставки в галерее Амбруаза Воллара, которую Жакоб оценил очень высоко); некоторое время проживал с ним вместе в комнате на бульваре Вольтера. Возможно, именно Жакоб окрестил дом № 13 по улице Равиньян (Монмартр), куда Пикассо перебрался в 1904 г., Бато-Лавуаром. В 1904 благодаря Пикассо познакомился с Аполлинером, затем с Модильяни , Браком , Дереном , Руссо и др. Проявлял большой интерес к хиромантии и астрологии, увлекался Каббалой. В тот период Жакобу был свойственен чрезвычайно эксцентричный стиль поведения и оригинальный внешний облик; афишируя свою склонность к представителям собственного пола, он в то же время мучительно переживал её.

22 сентября 1909 года с Максом Жакобом произошло мистическое событие, много лет спустя описанное им в «Рассказе о моём обращении» (1939): вернувшись из Национальной библиотеки в свою бедную квартиру в доме № 7 по улице Равиньян, он узрел на фоне красных обоев стены Ангела, облаченного в жёлтый шёлковый наряд со светло-голубой отделкой; Жакоб пал на колени, глаза его наполнились слезами: он испытал мистическое озарение. Однако Святое Крещение Жакоб принял значительно позже, 18 февраля 1915 года; крестным отцом его стал Пикассо.

В 1920 г. попал под автомобиль на площади Пигаль; поведал об обстоятельствах своего нелёгкого выздоровления в книге «Король Беотии» (1921).В 1921-1928 и 1936-1944 жил в бенедиктинском монастыре Сен-Бенуа-сюр-Луар. В 1925-1926 годах путешествовал по Италии и Испании. Первая выставка гуашей Жакоба состоялась в галерее Бернхейма в марте 1926 года.

В период оккупации был вынужден носить жёлтую звезду и чрезвычайно болезненно переживал это обстоятельство. В 1942-1943 годах брат и сестра Жакоба погибли в нацистских концлагерях. 24 февраля 1944 был как еврей и гомосексуал арестован гестапо, отправлен в тюрьму Орлеана, затем в лагерь Дранси, где через несколько дней умер от бронхопневмонии. В 1949 прах Макса Жакоба был перенесен на кладбище в Сен-Бенуа-сюр-Луар, в 1960 он официально причислен к поэтам, погибшим за Францию; его имя начертано на мемориальной доске павшим в 1939-1945 гг. писателям в парижском Пантеоне.

Начинал с книг для детей («История короля Кабула», 1903), неоднократно обращался к бретонскому фольклору. Поэзия Жакоба, полная гротеска и словесного розыгрыша, близка к

ЖАКОБ, Макс (Jacob, Max-11.07.1876, Кемпер, департамент Фіністер - 05.03.1944, концлагерь Дранси) - французский писатель и художник.

Родился в еврейской семье. В восемнадцатилетнем возрасте перебрался из Бретани в Париж. Долгое время скитался, сменив ряд профессий: был приказчиком, аккомпаниатором, секретарем, даже «сестрой милосердия». В начале XX в. сблизился с П. Пикассо, Г. Аполлінером, Же. Браком, выступал апологетом кубизма в живописи и поэзии. Близкий друг Жакоба - Аполлинер писал: «каждое Утро Макс Жакоб пишет стихи, во второй половине дня отдыхает, занимаясь живописью, а вечер уделяет друзьям, приятелям и граціям».

Жакоб начал печататься с 1903 г. Первые произведения Жакоба - детские сказки «Король Кабуль и кроха Ховен» («Le roi Kaboul et marmiton Gauvin», 1903), «Солнечный великан» («Le ge-ant till solell», 1904).

В 1910-х гг. его жилище (знаменитый дом на улице Равіньян, 13) стал центром парижской богемы. 1915 г. Жакоб принял католическую веру (крестным отцом был П. Пикассо). В результате этого обращения появилась книга «Защита Тартюфа. Экстазы, угрызения совести, сны, молитвы, поэмы и размышления обращенного в христианство еврея»(«La Defense de Tartuffe...», 1919).

Ранние произведения Жакоба сочетают гротеск и мистику (сам поэт считал себя візіонером), фривольный анекдоте «жизнь святых». им присущи ироническое восприятие мира и ощущение абсурдности человеческого существования. Ж. был уверен, что именно кубизм открывает современному человеку дорогу в «потусторонний мир». Экспериментальная по стилистике книга «Святой Маторель» («Saint - Matorel», 1911) является своеобразным жизнеописанием вымышленного святого, которому присущи автобиографические черты. В книгах «Мистические и бурлескные произведения брата Матореля» («Les Oeuvres mystiques et burlesques du frere Matorel», 1912), «Рожок с игральными костями» («Le cornet a des», 1917) и др. Ж. обратился к жанру стихотворения в прозе. В своих стихах Ж. сочетает христианские мотивы и фантастические образы-мифы, широко применяет «заумну язык», каламбуры и аллитерации по («Центральная лаборатория» - «Le laboratoire central», 1921; «Те, которые каются в розовых трико» - «Les penitents en maillots roses», 1925).

После смерти Аполлинера (1918) Жакоб стал вдохновителем новой генерации авангардистов - дадаистов и сюрреалистов. Его книга «Поэтическое искусство» («Uart poetique», 1922) пропагандирует иррационализм, призывает к отказу от сюжета и других конструктивных элементов произведения. В 20-х гг. вышли в свет романы Же. «Філібют, или Золотые часы» - («Filibuth, ou La montre en or», 1922), «Участок Пушабалъ» («Le terrain Bouchaballe», 1923).

Вторая мировая война застала Жакоба в аббатстве Сен-Бенуа-сюр-Луар, где он жил более 20 лет. В период гитлеровской оккупации Парижа Жакоб вынужден был ходить с желтой звездой на руке - знаком его еврейского происхождения. Как еврей, он в начале 1944 г. попал в фашистский концлагерь Дранси (пересыльный пункт, откуда отправляли в Освенцим, где погибли все родственники Жакоба). Там он заболел и умер.

После войны при активном участии П. Пикассо было основано общество «Макс Жакоб». Оно печатает произведения поэта, ас 1951 г. вручает ежегодные литературные премии за лучшую сборник стихов.

Макс Жакоб (1876 - 1944 г.г.) - французский мистик и романист, поэт и художник. Уже с раннего детства Макс страстно увлечен изобразительным искусством, музыкой и поэзией. После школы, еврейский паренек, едет покорять Париж, который был центром богемной жизни Европы.

Портрет Макса Джакоба, выполненнsй художником Модильяни в 1916 году

Близкий друг Жакоба - писал: «Каждое утро Макс Жакоб пишет стихи, во второй половине дня отдыхает, занимаясь живописью, а вечер уделяет друзьям, приятелям и грациям»

Коль выбирать, в какой же стороне

Какие травы станут мне постелью,

В какой земле под бархатистой елью,

Под белым камнем лечь

придется мне,-

Вот здесь, в Провансе. А пока средь

Средь веток земляничника и мирта,

Я подожду, покуда Ангел мира

Свой отворит серебряный портал.

Судя по воспоминаниям знавших Макса Жакоба людей, он был человеком своеобразным. Любителем мистификаций, фантазером, выдумщиком. Даже в кругу экстравагантных, склонных к эпатажу представителей парижской богемы, Макс Жакоб выделялся своей непохожестью. И в литературе. И в жизни.

«Ад находится на земле», «ад это люди», - совершенно однозначно утверждает Макс Жакоб, видя вокруг себя «демонов с человеческим лицом», «павлинов гордыни», «адские пейзажи».

Пройдя последнюю ступень земного ада, Макс Жакоб погиб в 1944 году в концлагере Дранси.

Известность Макса настигла после его смерти – только в 1960 году он был признан одним из самых великих поэтов и художников, которые когда-либо жили во Франции. В парижском пантеоне и поныне начертано его имя в списках павших за независимость Франции и борьбу с фашистами.

Унесите меня выше сумрачных свечек Земли!

Унесите меня от кларнетов отравных Земли!

Мир лишь там, в небесах, где не водятся змеи Земли.

Вся Земля - словно грязный разинутый рот,

где зевота, икота и смех - все в зловонье живёт.

Сонный кашель Земли после нудного дня

душу мне истерзал. Унесите меня!

Увлеките меня, чтоб земное я бросил жильё!

О Земля, я цепляюсь за старое знамя твоё.

Пусть великого ветра пронзает меня остриё!

Я себя истерзал, сам с собой беспощадно воюя,

И фургоны дилемм за собою повсюду везу я.

Там засну я, откуда я Землю увижу..

Вам завидую, феникс, и гриф, и орёл.

Дайте мне ваш порыв, ваши вольные мощные крылья,

чтоб, над громом взлетев, в небесах безграничных парил я!

Считается, что лучшая книга Жакоба - сборник стихотворений в прозе «Рожок игральных костей».

Назавтра все будет чудесно! И утро

забрезжит

В садах монастырских, на площади,

на побережье,

Волна серпантин унесет.

Все будет чудесно, я вам говорю,

и счастливые лица…

Все будут смеяться, а кто-то украдкой -

молиться.

Прощайте. Спасибо за все.

Стефан Одель - Мне известно, мой дорогой Франсис, что Вы близко знали Макса Жакоба, этого странного и великолепного в своих причудах талантливого поэта - автора «Рожка с игральными костями», «Центральной лаборатории» и «Кающихся в розовых трико». Не рассказ жете ли Вы, когда и благодаря каким обстоятельствам Вы с ним познакомились?

Франсис Пуленк - Вы встретили Макса Жакоба в Швейцарии, вероятно, в последние годы его жизни, когда он приехал в Лозанну навестить свою давнюю подругу - Лиану де Пужи, княгиню Гика, которая там и умерла. Дружба между этой прославленной красавицей девятисотых годов и Максом Жакобом была очень трогательной. Вышедшие - она из среды полусвета, он - из богемы- оба они в конце жизни могли служить примером простоты и добродетели, достойным подражания. Это их сблизило. Но вернемся к Максу Жакобу. Я познакомился с Максом Жакобом давным-давно, еще в 1917 году. Это был год великих скандалов в искусстве. Война 1914 года мало была похожа на наши современные войны. Тогда в восьмидесяти километрах от немецких окопов Париж мог бешено увлекаться знаменитой выставкой Пикассо - Матисса, постановкой «Парада» или премьерой «Грудей Тирезия» Аполлинера. В скобках заметим, Макс Жакоб пел в немыслимых хорах «Грудей», нужно признаться, немыслимым голосом... Я был е детства страстным поклонником всех жанров поэзии и безудержно восхищался удивительным томиком Макса Жакоба «Рожок с игральными костями», который считаю одним из трех шедевров французских стихотворений в прозе. Два других - это «Парижский сплин» Бодлера и «Сезон в аду» Рембо. Причудливый сборник Макса Жа- коба относится к числу источников того французского поэтического стиля, откуда вышел и сюрреализм, и стоящий намного ниже Жак Превер. Слава Аполлинера, вполне им заслуженная, очень часто затмевала славу Макса Жакоба; а ведь они попеременно влияли друг на друга, так же как Пикассо и Брак, в 1911-1913 годах. Мне хотелось бы рассказать Вам о моем первом посещении Макса Жакоба. Раймон Радиге, «дитя с большой тростью», так называл его Макс Жакоб, зная, что я восхищался Максом, однажды утром привел меня к нему. Конечно, память всегда расцвечивает наше прошлое чарующими красками, однако, думаю, что не солгу, если скажу, что это мое первое посещение Макса Жакоба вместе с автором «Беса в крови» - одно из самых дорогих мне воспоминаний в жизни. Радиге жил тогда в восточном предместье Парижа - Жуанвилле, на берегу Марны. Те са- мые берега Марны, которые он так хорошо описал в «Бесе» и с которыми связана моя юность. Мы условились встретиться в кафе на площади Бастилии в десять часов утра. И сейчас, как будто это было вчера, у меня перед глазами Радиге, на голове у него что-то вроде фетровой панамы, которая ему слишком велика (наверно, это была шляпа его отца), а в руке - неизменная огромная трость. Мм прыгнули в такси и помчались на Монмартр, где в двуж шагах от Сакре-Кёр, на улице Габриэль, тогда жил Макс. Ветхий дом был совершенно таким, какие можно увидеть в «монмартрских» фильмах или на жанровых картинах, которые до сих пор продают на площади Тертр. Макс занимал большую, довольно темную, комнату на первом этаже. В центре ее стоял зеркальный шкаф без задней стенки, сквозь него проходили как в дверь, и это давало Максу возможность шутливо говорить: «Здесь моя гостиная, а там у меня - спальня». У Макса была привычка буквально оглушать вас комплиментами, которыми он сыпал крайне неосмотрительно, думая при этом совсем о другом. Так, сердечно улыбаясь и говоря быстро и много, он выразил нам свою радость, что может принять у себя гениального романиста и «гром-м-м-м-адного» музыканта! Не более - не менее! (Радиге тогда было пятнадцать лет, мне - восемнадцать!) Надо было видеть эту сцену!!! Хоть я был подготовлен заранее к подобному приему, я смутился и - ничего не мог с собой поделать - покраснел как пион. Радиге, уже привыкший к такому приему, завязал разговор: «Что нового, Макс?» - «Меня не любят,- стал жаловаться Макс,- все только для Аполлинера! Знаешь, что Пикассо сказал позавчера Модильяни! Да, да, да, я точно знаю, к тому же и Реверди прж этом был...» И пустился пересказывать целую серию сплетен, которые одновременно и мучили его, и чаровали.: В эти годы у Макса носившего костюм из черного альпака, был вид ризничего из церкви на Монмартре. В прошлый раз я рассказывал Вам об одной чудаковатой личности - Эрике Сати. Уверяю Вас, Макс нисколько не уступал ему в странностях.

Портрет работы Модильяни. Макс Жакоб (фр. Max Jacob, 12 июля 1876, Кемпер, Финистер – 5 марта 1944, лагерь Дранси, Сена Сен Дени) – французский поэт и художник. Содержание 1 Биография … Википедия

- (1876 1944) французский писатель. Близок к сюрреализму. Для его произведений (Святой Маторель, 1909; Оправдание Тартюфа, 1919), состоящих из стихов и прозы, характерно переплетение фантастического гротеска и реальности. Погиб в фашистском… … Большой Энциклопедический словарь

Жакоб (Jacob) Макс (11.7.1876, Кемпер, департамент Финистер, ‒ 5.3.1944, концлагерь Драней), французский писатель. Начал печататься в 1903. Сблизившись с Г. Аполлинером, П. Пикассо, Ж. Браком, выступал в 1900 е ‒ начале 1910 x гг. как один из… … Большая советская энциклопедия

Макс (Max Jacob, 1876) современный французский поэт и прозаик. Типичный представитель деклассирующегося мещанства. Р. в семье французского еврея портного, в Кемпере. Был репортером, приказчиком, столярным подмастерьем, уличным фокусником,… … Литературная энциклопедия

Макс Людвиг Хеннинг Дельбрюк Max Ludwig Henning Delbrück Дельбрюк в начале 1940 х Дата рождения: 4 сентября 1906 Место рождения … Википедия

Max Ludwig Henning Delbrück Дельбрюк в начале 1940 х Дата рождения: 4 сентября 1906 Место рождения … Википедия

Александр Жакоб(1879 1954) больше известный как Мариус Жакоб (фр. Marius Jacob) французский анархо иллегалист. «Благородный грабитель» с тонким чувством юмо … Википедия

Книги

  • От романтиков до сюрреалистов
  • От романтиков до сюрреалистов , Бенедикт Лившиц. Бенедикт Константинович Лившиц (1887 1938) русский поэт и переводчик. Ещё с дореволюционного времени Бенедикт Лившиц много занимался художественным переводом, став одним из лучших русских…