Знание анатомии человека - медикам. Краткие сведения по анатомии и физиологии человеческого тела Зачем изучать анатомию в начальной школе

Привет! Если вы оказались на этой странице моего блога, значит, скорее всего, вас заинтересовал вопрос — как выучить анатомию? Поскольку я являюсь медиком, я изучал анатомию на специальности «Лечебное дело». Не могу сказать, что я был самым лучшим студентом в потоке, однако анатомия у меня была одной из любимых наук и проблем с ней не возникало. Особенно это приятно вспоминать, если учесть, что у меня преподавал лучший анатом ever (если Наталья Александровна Галактионова это читает, выражаю ей своё почтение и восхищение).

Анатомия является полноправной царицей медицинской науки, по крайней мере, на первых полутора курсах (гистология, извини, но ты же понимаешь). Анатомию должен знать каждый хороший врач, хирурги же должны её знать ну совсем-совсем круто.

Итак, мы немного знаем, что такое анатомия, знаем, для чего она нужна, но мы не знаем, как её учить. Я отлично помню своё первое семинарское занятие по анатомии (в качестве студента) — это был шок от обилия разных терминов на двух языках. Тогда, на первом занятии, я совершенно не мог понять, что вообще делать с этими странными костями, как можно это всё запомнить и что будет дальше.

Однако в ходе изучения материала мне стали открываться некоторые закономерности, благодаря которым я понял, что выучить анатомию — это задача проще, чем кажется.

Сегодня я попробую объяснить вам, уважаемые читатели, как следует учить анатомию – даже не для того, чтобы у вас не возникало проблем с ней, а чтобы вы поняли, какая это умная и логичная наука.

Я решил начать свой рассказ с грудины (sternum) – эта кость, к которой крепятся истинные рёбра с передней стороны туловища. Сзади они крепятся к позвоночному столбу (columna vertebralis), формируя грудную клетку (cavea thoracis).

Я выбрал именно грудину, потому что на ней проще всего продемонстрировать мой метод. Забегая вперёд, отмечу, что этот метод великолепно подходит для того, чтобы выучить суставы, ЦНС, органы чувств и спланхнологию.

Как это работает

Итак, грудина. Перед вами лежит вот такая кость, и вам нужно как-то запомнить её строение, правильно расположить по отношению к себе и – о ужас! – рассказать всё про неё на русском и на латинском языках. С чего начать? С названия.

Учим базовую часть

Первым делом давайте запомним, как она называется на русском – «грудина», потому что она находится в центре груди. Её латинское название – Sternum , на русском вы произнесёте её как «Стэрнум». Грудина – это плоская кость, которая имеет три основных части. Именно эти части мы и будем учить первым этапом.

Рисуем себе в тетрадь грудину (можно просто контур) и подписываем самые важные части.

Самая верхняя часть – это рукоятка, вот она. По-латински она называется manubrium . Соответственно, вы прочитаете её как «Манубриум». Похоже на заклятие из Гарри Поттера, не так ли? Есть отличная ассоциация – грудина похожа на меч. Рукоятка меча – это рукоятка грудины, то есть manubrium. PS — на рисунке слева красная линия должна быть чуть выше, я немного залез на тело грудины.

Рукоятка грудины, manubrium sterni

Вторая важнейшая часть – это тело грудины, corpus sterni . Думаю, слово «корпус» привычно для вас, уважаемые читатели. Оно в переводе с латыни обозначает не что иное как «тело». Если вы когда-нибудь ходили на бокс, то вы наверняка слышали выражение «пробить корпус», что значит «ударить по туловищу». «Корпус»=»туловище». А вот как выглядит тело, то есть туловище грудины:

Тело грудины, corpus sterni

Третья часть – мечевидный отросток, processus xiphoideus . Звучит как «Процессус Ксифоидеус». Слово «процессус» вам не придётся особо долго заучивать, так как оно будет встречаться вам ещё много раз — отростков, а именно так переводится это слово, в нашем теле имеется несколько штук. Кстати, отростки будут встречаться вам уже в этом зачёте. Вот со вторым словом посложнее, важно не перепутать всё словосочетание с другими отростками – processus transversus, processus zygomaticus, например.

Чтобы запомнить слово «Ксифоидеус», вам нужно понять, что мечевидный отросток (процессус) – единственный из всех отростков (процессусов), название которого начинается на букву «Икс». То есть, когда вам придёт время вспомнить отросток грудины, начинайте мыслить так – отросток, значит процессус, далее, «икс» — значит, ксифоидеус, других отростков на «икс» нет.

Мечевидный отросток, processus xiphoideus

Итак, первый этап работы с грудиной закончен, мы выучили три основных части этой кости, сверху вниз:

  • Рукоять грудины (Манубриум Стерни);
  • Тело грудины (Корпус Стерни);
  • Мечевидный отросток (процессус Ксифоидеус).

Если вы имеет проблемы с запоминанием этих трёх частей, то лучше зарисуйте контуры грудины себе в тетрадь и распишите их – без знания этих терминов двигаться далее нельзя.

Добавляем дополнительные знания

Итак, предположим, что вы заучили эти три латинских термина и уяснили для себя, где именно на грудине они находятся. Теперь, продвигаясь от общего к частному , рассмотрим образования на грудине, то есть то, что нам придётся рассказывать на зачёте кроме трёх уже изученных нами латинских терминов. Двигаться будем сверху вниз.

На рукоятке ключицы, то есть manubrium sterni, имеется несколько вырезок. Любую вырезку (и не только на грудине) мы будем называть incisura. Вырезка, которая находится на самой верхней части грудины по центру – это ярёмная вырезка, или incisura jagularis (звучит как «Инцизура Ягулярис»). Ярёмная вырезка – это участок грудины, где пройдут и соединятся две передние ярёмные вены.

Латерально относительно ярёмной вырезки имеются две ключичные вырезки – правая и левая. Уже знакомое нам слово «инцизура» прибавляем к слову «клявикуля», то есть «ключица», и получаем incisura clavicularis (произносим как «Инцизура Клявикулярис»).

Далее на мечевидном отростке мы можем увидеть и вырезки для рёбер. Вернее, для хрящей, при помощи которых рёбра соединяются с грудиной. Вырезки называются incisura costalis («Инцизура Косталис»), то есть рёберные вырезки. На мечевидном отростке имеются вырезки для первого ребра, а также для верхней части второго ребра.

Итак, на мечевидном отростке грудины имеются пять вырезок – латерально сверху расположены ключичные вырезки, по центру имеется ярёмная вырезка, а латерально относительно центра мы находим вырезки для первого и верхнего края второго ребра. Прибавляем это к тому, что разучили чуть раньше, то есть к основным частям грудины, и двигаемся далее.

Вырезка для второго ребра, как мы только что разобрали, будет наполовину находится на рукоятке, а наполовину — на теле грудины. Называться они будут также incisurae costales (множественное число), ну то есть рёберные вырезки. Каждая цифра — это номер ребра, который присоединяется своим хрящом к телу грудины:

И последняя часть — мечевидный отросток. На нём находится только половина вырезки для седьмого ребра, но, тем не менее, он чертовски важен. Именно мечевидный отросток будет служить одним из ориентиров на пропедевтике. Ещё более важная вещь — по мечевидному отростку определяют правильное расположение руки для проведения прекардиального удара — неотложного реанимационного действия.

Суть метода

Итак, нам нужно выучить какую-то кость. Делаем следующее:

  1. Обязательно выделяем базовые части кости. Обычно это называется, как ни странно, «часть» (pars), «поверхность» (facies) или как-то иначе. В любом случае учить сначала необходимо именно главные части. Кстати, в нашем примере базовые части — это рукоятка, тело и мечевидный отросток;
  2. Только после того, как вы знаете базовое строение кости на русском и на латинском, добавляйте детали на каждую из частей. Это как мы выучили рукоятку, тело и мечевидный отросток, и только потом начали учить мелкие детали — вырезки на каждой части. Ни в коем случае не меняйте такую последовательность, иначе у вас в голове будет каша;
  3. Учите по единому вектору. Пример — мы разбирали грудину именно по направлению сверху вниз (от рукоятки к мечевидному отростку), причём как базовые части, так и детали;
  4. Если деталей слишком много, рисуйте . Но рисовать и подписывать следует именно в такой последовательности — сначала рисуем общие очертания, потом — наносим детали и подписываем их;
  5. Очень неплохо закинуться хорошим видео на ютубе по теме вашего задания. Русскоязычный ютуб изобилует хорошими и даже великолепными (огромная благодарность за них профессору Владимиру Изранову) уроками по анатомии;
  6. В самом конце, когда вы знаете весь материал на русском и на латинском, обязательно расскажите всё выученное кому-то. Вашему одногруппнику, например. Этот нехитрый приём разложит по полочкам всё выученное, а также выявит все недостатки.

Может ли быть более важное занятие для людей, чем изучение чудесного организма, вверенного нам Богом, и законов, позволяющих сохранить его в здоровом состоянии? Когда вы изучите строение своего организма, обратите внимание на то, как чудесно соответствует каждый орган отведенной ему роли и как гармоничны действия и взаимосвязь всех органов. Изучая анатомию и физиологию, мы сможем усвоить, как ценно физическое здоровье, научиться его сохранять и приумножать, чтобы оно достойным образом содействовало успеху великой жизненной борьбы. И хотя законы здоровья достаточно известны, все же существует тревожное безразличие к принципам здоровья. Даже среди тех, кто знаком с этими принципами, мало кто руководствуется ими на практике. Склонности или ежеминутные порывы овладевают нами так же спонтанно, как если бы жизнью управляли случайности, а не определенные и неизменные законы. Целью изучения курса физиологии является не просто получение знаний, фактов и усвоение ее принципов, сколько научиться применять эти принципы на практике. Можно уяснить важность вентиляции и постоянно проветривать свою комнату, но если при этом неправильно дышать, то все равно будешь страдать от нехватки воздуха. Можно уяснить необходимость чистоплотности и создать необходимые благоприятные условия, но все будет бесполезно, если это не станет привычкой. Обучая этим принципам, необходимо понять важность претворения их в жизнь. Законы так называемой природы являются Божьими законами, такими же непреложными, как Десятисловие. Эти Законы, управляющие нашим организмом, вы можете увидеть через изучение анатомии и физиологии, т.е. сможете прийти в прямое соприкосновение с Создателем через изучение того, что Он сотворил и Его законов. Обратите внимание, как мудро они прописаны, на каждом органе, системе и на всем организме. Бог написал их на каждом нерве, мускуле и клеточке нашего тела. И когда мы небрежно или преднамеренно нарушаем эти законы, мы грешим перед нашим Создателем. И как же нам необходимо всестороннее изучение и знание этих законов! То величайшее значение, которое Бог придает нашему телу, и та ответственность, которую Он возлагает на нас, желая, чтобы мы изучали, расширяли и углубляли знания, в том, как сохранить его в наилучшем состоянии – звучит в словах: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор. 6:19:3:17). Поэтому Возрастание в познании Святого должно так же основываться на знании физиологии и гигиены.

Анатомия человека – наука, которая изучает строение организма в связи с его функцией, развитием и влиянием окружающей среды.

Анатомия рассматривает основные этапы развития человека в процессе эволюции, особенности строения отдельных органов и тела в зависимости от возраста.

На современном этапе развития науки отличают топографическую, систематическую, пластическую, сравнительную, функциональную и возрастную анатомию.

Возрастная анатомия ставит целью изучение тела человека, его органов и систем в процессе развития.

Физиология – наука о законах жизнедеятельности организма в целом и его отдельных органов, о процессах, которые происходят в органах, тканях, клетках, о регуляции их функций.

Возрастная физиология изучает физиологические особенности детей, индивидуальное развитие организма в процессе его роста и старения.

В свою очередь, возрастная физиология оказывает влияние на развитие таких наук, как возрастная психология и педагогика, педиатрия, детская травматология и хирургия, антропология и геронтология.

В зависимости от того, в какой степени учитываются анатомофизиологические особенности детей и подростков, обучение и воспитание являются более или менее педагогически эффективными. Особенно это важно в периоды развития, для которых характерно наибольшее восприятие воздействия тех или иных факторов, а также в периоды повышенной восприимчивости и снижения сопротивляемости организма. Основные физиологические процессы необходимо знать учителю при организации физического и трудового воспитания для использования эффективных методов обучения, для определения оптимального объёма физических и психических нагрузок с целью достижения максимальных оздоровительных результатов, для профилактики детского травматизма.

Большое значение возрастная физиология имеет для понимания возрастных особенностей психологии ребенка. Изучение закономерностей образования механизмов высшей нервной деятельности, развития желез внутренней секреции дает возможность определить специфику осуществления психических и психофизиологических функций на разных этапах онтогенеза. Особенно важным для обучения и воспитания детей и подростков является выявление динамики развития их внимания, мышления, памяти, выдержки, силы воли, восприятия информации.

Возрастная физиология как наука широко использует методы наблюдения, естественного и лабораторного эксперимента, статистические методы и др. Естественный эксперимент является промежуточной формой между наблюдением и лабораторным экспериментом. Его проводят в обычных условиях жизнедеятельности организма, только подбирают их в зависимости от целей и задач исследования. Лабораторный эксперимент проводится в специально организованных условиях.

Школьная гигиена изучает взаимодействие организма школьника с окружающей средой. На этой основе и разрабатываются гигиенические нормативы и требования, направленные на гармоничное развитие и уточнение функциональных возможностей детей и подростков, рационализацию процесса обучения, проведение профилактики заболеваний.

Чувствительность и реактивность детского организма к большинству факторов окружающей среды не такие, как у взрослого человека. Поэтому для школьников определяют другие, чем для взрослых гигиенические нормы, которые изменяются с возрастом в зависимости от степени морфофункциональной зрелости органов и систем. Следует учитывать также способы и уровень занятости детей, климатические условия.

Педагог должен знать анатомо-физиологические особенности организма школьника, гигиенические рекомендации и возрастные нормативы, использовать комплексы оздоровительных мероприятий в ежедневной педагогической деятельности, т. к. от этого во многом зависит сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.

Школьная гигиена пользуется рекомендациями медицинской, педагогической, психологической и технической наук. В свою очередь, она дает для педагогов научно обоснованные гигиенические нормативы по организации учебно-воспитательного процесса, режима дня и отдыха учащихся, условий их питания. Гигиенические требования необходимо учитывать при строительстве и оборудовании школ и детских учреждений. Школьная гигиена разрабатывает также рекомендации по ликвидации или ослаблению вредных факторов окружающей среды и оздоровление условий жизни, обучения и воспитания детей и подростков.

Как наука школьная гигиена развивается на базе возрастной физиологии и морфологии и поэтому эти дисциплины изучают совместно.

Охрана здоровья детей, обеспечение оптимальных условий для их роста и развития возможны при наличии у учителей соответствующих знаний по анатомии, физиологии и школьной гигиене. Кроме того, учитель должен иметь необходимые знания по педагогике и психологии. Только сочетание данных наук позволяет правильно решать вопросы охраны и укрепления здоровья школьника, гармонического развития его духовных и физических возможностей.

Знание детской психологии помогает учителю лучше понимать ребенка, учитывать его психическое состояние, целенаправленно влиять на отрицательные моменты в его поведении. Педагогическая психология изучает психику школьников в процессе учебно-воспитательной работы с ними.

Естественнонаучной основой педагогической психологии является физиология высшей нервной деятельности. Суммирование данных этих наук позволяет судить о возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностях детей и подростков, что помогает учителю успешно осуществлять нравственное, эстетическое, трудовое, умственное и физическое воспитание подросткового поколения.

Н ужно приложить усилия, чтобы передать на рисунке цвет, освещение, формы или образ. Но самая сложная задача художника - передать момент движения. Сделать это так, чтобы у того, кто смотрит на изображение, появилось чувство, будто сейчас картинка оживет!

Если понаблюдать за тренировкой спортсмена, можно заметить, что руки, ноги, туловище принимают иную форму, когда мышцы сокращаются или расслабляются. Эти трансформации учатся изображать те, кто проходят курс пластической анатомии .

Как нарисовать движение?

Пластическая анатомия - наука, изучающая изменения формы частей тела человека и животных, на основе знаний об их внутреннем строении. Наиболее значимыми элементами в этой дисциплине являются три системы органов - кожа, мышцы, скелет. Учение о пропорциях тела также включается в основы пластической анатомии.

Изучаемый материал поможет узнать живой объект изнутри, почувствовать малейшее движение каждой его части, отображая это в рисунке. Эта наука полезна не только скульпторам и аниматорам. Художник, изображающий людей или животных, не сможет нарисовать их правильно, не пройдя курс этой дисциплины.

Краткая история пластической анатомии человека как науки

Первые попытки изучения пропорций относятся к культуре Древнего Египта. В странах, где люди ходили почти без одежды, художники познавали внешнее строение тела, просто выглянув на улицу. Обнаженные воины и спортсмены древней Греции являлись идеальным наглядным пособием. Статуи и барельефы периода классики ярко свидетельствуют об успехах в познании пластической анатомии человека.

Основоположник способа рисования тела на основании его внутреннего строения - Леонардо да Винчи. Этой областью он заинтересовался как художник, но в дальнейшем увлекся ею как наукой. Он стал изучать строение тел умерших людей, одним из первых правильно изобразив органы тела.

Иоганн Калькар, Тициан излагали результаты своих исследований в рисунках и пояснениях к ним. Постепенно появлялись учебники, атласы, трехмерные пособия. Выдающиеся авторы - Поль Рише, Матье Дюваль, Джордж Бриджмен, Готфрид Баммес, Ене Барчаи . В середине XVII века курс этой науки становится обязательным во многих школах для художников.

Пластическая анатомия лица и тела: как взаимодействуют кости и мышцы

Общеизвестно, что положение членов тела в пространстве определяет скелет. Суставы устроены так, что конечности работают на сгибание-разгибание и могут выполнять вращательные движения. Изучая строение и положение костей в разных позициях, учащийся избежит распространенных ошибок в рисовании, когда части тела изображаются неестественно.

А знаете ли вы, что в теле животных и человека можно насчитать до 850 мышц? Сокращаясь, они меняют форму, иногда довольно явным образом. Художник учитывает расположение мускулов, то как они видоизменяются.


Теперь поговорим о пластической анатомии лица человека. Из 30 лицевых мышц в улыбке участвует около половины. Чтобы изобразить какую-либо эмоцию, нам надо знать как мимические мышцы взаимодействуют.

Студенты тренируются в следующих областях:

  • изучение строения и взаимного расположения костей + мышц;
  • изображение муляжей, слепков черепа, скелета, отдельных частей тела;
  • рисование тела в различных статических положениях и во время движения.

Итак, курс обучения непрост. Поэтому новички в искусстве интересуются: эта наука так важна или... может, без нее?

Зачем художнику нужно знание пластической анатомии?

Если вы думаете, что обращаться к пособиям по анатомии не имеет смысла - достаточно просто срисовать человека в определенной позе с фотографии, то это заблуждение! Даже если рисунок окажется очень похожим на фото, объект будет непластичным, как бы «сухим, вялым».

Имея же точное представление о том, что рисуете, вы не станете копировать фотографии. Вы сможете пользоваться ими как референсами, создавая собственную композицию. Рисунки будут получаться более «живыми», динамичными.

Обобщив все сказанное можно сделать вывод: пластическая анатомия для художника незаменима. Не стоит довольствоваться приблизительным знанием о строении тел людей, животных. Даже если вы уже опытный художник - стоит время от времени проверять свои навыки в этой области, учиться чему-то новому.

Количество информации, которое содержит эта наука, может испугать, но это не проблема, если у вас будут хорошие учителя. Выберите удобный по расписанию курс и изучайте пластическую анатомию вместе с нами!

Человек – это сложный организм, созданный природой. Все части нашего тела тесно связаны между собой, они работают в гармонии и постоянно взаимодействуют друг с другом. Если вдруг какой-то из участков этой сложной системы дает сбой, это негативно отражается и на общем самочувствии, и на возможности выполнять различные виды деятельности. На самом деле большинство болезней органов и систем вполне можно предупредить, нужно лишь владеть информацией о методах такой профилактики. Но сейчас далеко не каждый человек считает, что знания такого рода ему нужны. Попробуем поговорить на этой странице «Популярно о здоровье» о том, зачем нужно знать, как устроен организм человека.

Еще маленькие дети в возрасте около пяти лет начинают интересоваться тем, как работает их тело. Такая любознательность является полностью естественной. Но на самом деле, каждому из нас нужно владеть хотя бы начальными знаниями об анатомии человека.

Зачем знать организм? Основная причина, по которой нам нужна такая информация, заключается в естественном желании избегать болезней, оставаться здоровыми и сохранять хорошую работоспособность. Владея знаниями об особенностях работы органов и систем можно достичь таких целей.

Так, наверное, каждый человек знает о полезности правильного и . Но при этом лишь знания о работе органов пищеварительного тракта, и о влиянии витаминов, минералов и жирных кислот на клетки и органы помогут осознать такую пользу и принять ее. Ведь зная, каким образом перерабатывает организм поступаемую пищу, и как она продвигается по кишечнику, можно понять полезность фруктов и овощей, каш, молокопродуктов и диетического мяса и рыбы. Зная о том, как влияют канцерогены, избыточные жиры и прочие агрессивные составляющие нездоровой пищи, просто не захочется включать их в свой повседневный рацион.

Так же само, каждый из нас слышал о важности соблюдения . Но это лишь слова, и они становятся понятными только после осознания того факта, что каждая клеточка нашего тела имеет в своем составе воду и все процессы жизнедеятельности осуществляются с ее использованием. Вот зачем организм должен быть знаком своему владельцу.

Владея информацией об особенностях функционирования головного мозга, можно сделать выводы о том, что его нужно постоянно подпитывать знаниями, тренировать механизмы памяти и запоминания. Также можно понять, что острота мышления во многом зависит от образа жизни: того же правильного питания, наличия , достаточного количества сна и пр.

Всем без исключения нужны знания об особенностях функционирования костной и мышечной системы нашего тела. Они помогут избежать ненужных травм или поскорее справиться с полученными повреждениями. Кроме того такая информация нужна и спортсменам, и тем, кто занимается серьезным физическим трудом, и просто обыкновенным людям.

Ведь как можно нарастить мышечную массу, не зная, что собой представляют мышцы, как они увеличиваются и что может этому поспособствовать. Как можно сохранить здоровье позвоночника, коленей и прочих участков костно-мышечной системы, не зная, как они реагируют на бег, поднятие тяжестей, и прочие воздействия. Также информация о работе организма поможет подобрать наиболее подходящий вид спорта в зависимости от личных особенностей и наличествующих нарушений. К примеру, при нарушениях в здоровье позвоночника лучше отказаться от бега и боевых искусств, а отдать предпочтение плаванию. А если больной этого не знает, то нужно человека направить. Кто это сделает, если все будут не знать?!

Информация о строении и функционировании человеческого организма крайне важна для мужчин и женщин, которые собираются стать родителями. На самом деле, рождение полноценного и здорового малыша требует довольно много усилий с обеих сторон, и они обязательно увенчаются успехом, если будут подкреплены элементарными знаниями об анатомии и физиологии.

Владея информацией о нашем организме, можно вовремя заметить какие-то не сильно явные нарушения в его деятельности. Подобные невыраженные симптомы могут никак не отражаться на работоспособности, но, тем не менее, становится первыми проявлениями серьезных проблем со здоровьем. И своевременный визит к врачу на таких начальных этапах развития болезни поможет предупредить заболевание или справиться с ним в максимально короткие сроки или даже спасти жизнь.

Зная, как работает наше тело, можно улучшить его деятельность или скорректировать определенные нарушения в ней. Например, имея предрасположенность к частым простудам, нужно заняться укреплением иммунитета. А для этого нужно знать, что собой представляет иммунная система и от чего зависит ее активность.
Понимая, как работает зрительная система, можно предупредить снижение зрения или даже катастрофическое его падение.

Зная об особенностях функционирования органов и систем проще взаимодействовать с медиками. Ведь для того чтобы лечение и профилактика были успешными, между доктором и пациентом должно установиться понимание и доверие. А если человек воспринимает кишечную колику, как симптом аппендицита, а невыраженную головную боль, как признак менингита, с ним сложно найти общий язык.

Кроме того владея информацией о своем организме можно отделять зерна от плевел в общении с врачами. Ведь не секрет, что на сегодняшний день в медицине работает довольно много не сильно квалифицированных медиков, чьи назначения и рекомендации являются довольно спорными. Бывает, что они направлены на приобретение дорогих лекарств, в то время как можно было бы обойтись и средствами подешевле. Зачем человека «раскручивают» на деньги? Думаю, многие слышали об откатах докторам из аптек за выписывание прпаратов подороже… Так что только пациент, который знает зачем устроен его организма и как именно, может соотнести информацию, полученную от двух разных специалистов и понять, кому из них лучше довериться.

Поэтому знания о работе органов и систем человеческого организма нужно всем нам без исключения. И не только для общего развития, но и для успешного сохранения здоровья, профилактики и успешного лечения разных патологических состояний.